Использование нейропсихологических приемов и методик в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР
консультация по коррекционной педагогике

Кружалина Евгения Васильевна

Представление системы работы по использованию нейропсихологических приемов в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_neyropsihologiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических приемов и методик в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) составляют основной контингент групп компенсирующей направленности, а также посещают логопункты ДОУ.  В процессе психолого-педагогического наблюдения и обследования выявляются особенности формирования  и функционирования познавательных процессов у таких детей.

На занятиях дети данной категории невнимательны, неугомонны, рассеянны, импульсивны, непослушны, что, несомненно, затрудняет коррекционно-образовательный процесс. Поэтому в центре внимания учителей-логопедов оказываются вопросы организации непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР, поиск практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и отклонений в познавательной сфере.

В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход к коррекции познавательных процессов, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о сложном строении высших психических функций. Нейропсихология — раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса.

Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития ребёнка и лежат в основе всего дальнейшего обучения. Изучение нейропсихологии помогает получить представление не только о внешних проявлениях  (симптомах и синдромах) различных отклонений в развитии, но и о причинах, а именно, о мозговых механизмах, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и малоосвещенными в литературе.      

С точки зрения нейропсихологии существует два типа нарушений развития мозговых структур – синдром несформированности и синдром дефицитарности различных образований мозга. «Функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается развитие той или иной мозговой структуры (например, для лобных долей мозга этот период продолжается до 12 — 15 лет). Если мозговые структуры завершают свое развитие, то с этого возраста их состояние может обозначаться как «препатологическое», «патологическое», но никак не «несформированное».  

Для детей с нарушениями речи характерны синдромы несформированности лобных отделов мозга, левой височной доли, межполушарного взаимодействия и правого полушария. В состоянии дефицитарности у таких детей могут находиться подкорковые образования (базальные ядра) мозга, стволовые образования мозга. Также встречаются дисгенетический синдром, атипия психического развития (генетическое левшество).

При всем разнообразии данных синдромов можно выделить наиболее типичные и часто встречаемые проявления у детей-дошкольников с нарушениями речи. Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему. При этом внешний контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде), как правило, повышает эффективность работы. В целом, пока над ним «нависает» взрослый (мама, педагог), любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных понуканий. Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Речь такого ребенка не становится организатором его деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познавательных процессов задерживается. Так проявляется функциональная несформированность лобных отделов мозга.

Если психические функции не обнаруживают какой-либо значительной дефицитарности, кроме понимания речи, воспринимаемой на слух, можно говорить о функциональной несформированности левой височной области. В жалобах такого ребенка часты ссылки на то, что взрослый говорит очень быстро, много непонятных слов, а в группе всегда очень шумно. Родители же отмечают, что иногда им приходится по нескольку раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Для такого ребенка близкие по звучанию слова могут звучать одинаково (например, хвост —гвоздь —кость —трость). В результате расстраивается контроль за собственной речью, появляется замкнутость, молчаливость.

При несформированности межполушарных взаимодействий у ребенка выявляется эффект зеркальности: восприятие и анализ предъявляемого материала справа налево. Это может обнаружить себя при рассматривании фигур, предметов, интерпретации сюжетных картин (особенно серийных), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти и т.д. Присутствует отчетливая тенденция к игнорированию левой половины при зрительном восприятии материала. У детей наблюдается несформированность фонематического слуха, что особенно ярко выражается на следах памяти и в письме; нестабильность номинативной функции речи; «краевые» эффекты при исследовании памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны, иногда ребенок этим и ограничивается.

При функциональной несформированности правого полушария в первую очередь обнаруживают себя недостаточность пространственных представлений и нарушения слухоречевой и зрительной памяти. При припоминании заданного ряда слов в большинстве случаев актуализируются слова-ассоциации: например, вместо слова дрова—топор. В то же время в зрительной памяти проявляются нарушения порядка представленных объектов. Образцы видоизменяются и трансформируются до неузнаваемости. Мышление при данном синдроме может оставаться в пределах нормативных показателей. Заметно влияние несформированности правого полушария на развитие фонематического слуха. Очевидно, чтя последний, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения (т.е. левополушарным фактором), должен пройти этап развития различения неречевых звуков (правополушарный фактор). Если он недостаточен из-за функциональной несформированности правого полушария, у ребенка будут наблюдаться закономерные специфические (вторичные) дефекты фонематического слуха. Та же картина будет (в той или иной мере) характерна при анализе любой другой высшей психической функции, онтогенез которой с необходимостью требует отлаженных взаимодействий между правым и левым полушариями.

При функциональной дефицитарности  подкорковых образований (базальных ядер) мозга среди жалоб родителей детей прежде всего выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» и т.д. Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее. С раннего детства такой ребенок излишне чувствителен, капризен, часто неуправляем в поведении, нередко патологически упрям. Встречаются реакции логоневроза. Такие дети неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации; у них, как правило, имеет место обилие синкинезий. Они быстро истощаются, имеют неустойчивое внимание. На занятии такой ребенок может «застывать» с ссылкой на то, что он как раз подумал о другом и просит повторить, чего от него хотят. Он может долгое время не принимать полноценного участия в совместной деятельности с педагогом, кривляясь и ерничая, а потом признаться, что «вообще-то он хороший и все сделает, но любит пошутить». Понятно, что на таком фоне успехи в школе становятся неразрешимой проблемой. На фоне явно сниженной общей нейродинамики они демонстрируют хорошие показатели памяти, неплохо читают, пишут. Но для всех характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса.

При функциональной дефицитарности стволовых образований мозга (дисгенетический синдром) в двигательной сфере имеет место накопление амбидекстральных черт и псевдолеворукости. На первый план выступают дефекты всех видов  памяти, фонетико-фонематического анализа на фоне стертой дизартрии.  Явно обнаруживает себя несформированность и обедненность самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных «штампов» и аграмматизмов. Имеет место задержка становления обобщающей и регулирующей функций слова.

Атипия психического развития в рамках нейропсихологии включает в себя феномен левшества. Становление межполушарных взаимодействий весьма проблематично при атипии. Самое сильное впечатление от контакта с ребенком-левшой — отсутствие у него пространственных навыков и во внешнем, и во внутреннем плане. В его мире читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Когда необходимо восприятие большого зрительного материала — это усугубляется хаотичностью и пофрагментарностью. Нельзя не отметить, что ребенок очень сориентирован на адаптацию внешнего мира к своему уровню; нигде больше вы не увидите таких упорных попыток аутокоррекции, как у левши.

Описанные нарушения познавательной и двигательной сферы обуславливают необходимость применения специальных методов и приемов коррекции. Она проводится в двух направлениях. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование ВПФ. Например: целенаправленная  работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, т.е.первое ориентировано «на голову», а второе — «на тело».

         В связи с психолого-педагогическими особенностями детей и высокой плотностью логопедических занятий часть упражнений переносим на индивидуальные занятия. Так в подгруппах проводим дыхательные, телесные упражнения, динамические упражнения (кинестетические, пространственные), игры на развитие внимания, памяти и других психических функций, релаксацию, а в индивидуальные занятия включаем глазодвигательные, кинезеологические упражнения.

В процессе коррекционной и логопедической работы в нашей группе мы применяем методы и способы нейропсихологической коррекции познавательных процессов:

  1. Развитие внимания
  2. Развитие восприятия
  • тактильного
  • зрительного
  • слухового
  1. Развитие памяти

- тактильной и двигательной

  • зрительной
  • слухоречевой

Упражнения и игры на развитие внимания

Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и т.д.)?»

«Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри отомри» и др.

 Даются один условный сигнал и два действия (н-р, наклоны и повороты) или  упражнения (н-р, выбор картинок на Ш и С и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем по следующему сигналу  со второго на первое и т.д.

«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок им надо присесть на корточки, на два — попрыгать, на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками. Также можно использовать игру с тремя хлопками на речевом материале на этапе автоматизации: один хлопок — произнести слово «шапка», два хлопка — слово «мишка», три хлопка — слово «подушка».

«Приглядывание». Психолог предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например: очки или другие чисто индивидуальные признаки.

«Прислушивание». Группа рассаживается в полукруг. Психолог предлагает участникам не расслабляться и по его хлопку или указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2  3 мин. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

«Звонкое слово». Дети стоят в кругу, по очереди называя числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (или из овощей  огурец, из цветов  сирень, из городов  Москва, из посуды  чашка). Не называя запретного числа (слова), ребенок должен хлопнуть в ладоши.

 «Скалолаз». Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы) фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он. считается «упавшим».

«Запретное движение». Педагог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если педагог их поднял вверх.

«Повтори за мной». Ребенок, начинающий игру, демонстрирует своему сопернику придуманный им ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что сложность задания не позволит тому его повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвести свое задание, в противном случае он же и выбывает. Если же соперник справился с заданием, то уже он предлагает следующему игроку свой образец для повтора.

На вербальном материале «Домики». Играет группа детей. Детям предъявляется игровое поле из девяти клеток, в каждой из которых картинка на автоматизируемый звук (например: мишка, ландыш, шапка, пушка, дедушка, бабушка и т.д.). Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди передвигает фишку по «домикам» ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный предыдущему. При этом ребенок называет картинку, четко проговаривая звуки.

Упражнения и игры на развитие восприятия

Тактильное восприятие

«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

«Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но: игральные «кости» особые, например: справа  наждачная бумага, слева  глянцевая поверхность; справа  бархатная бумага, слева  мех; справа  ребристая поверхность «в клеточку», слева  гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.

Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

 «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2  7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.

 «Волшебный мешочек». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.

«Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка:

- на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;

- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

«Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3 — 4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.

Зрительное восприятие

 «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

«Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.

 «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение.

«Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

«Что здесь изображено?». Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

«Что перепутал художник?». В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. Ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

«Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т.п.), специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге — дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами.

«Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.

Слуховое восприятие

Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма

«Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные и ки и т.п.), которые, если потрясти коробочку, создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке из своего набора и потряхивая, прислушиваясь, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара. Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

«Подбери картинку». Ребенок считает, сколько хлопков делает педагог, и подбирает слова с тем же количеством слогов. Если это вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опора: дается ориентир в виде его цифровой записи «2 — 2 — 3», где цифра отражает число хлопков или ударов.

«Музыкальный разговор». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность его повторения другими детьми.

«Громко —тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто —протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

Речевое звукоразличение. Фонематический слух

 «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.

«Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей; удочка, кукла, иду и т.п.). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: «б» в барабан, «р» в раскрасить.

«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков. Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот, солнце, праздник и т.д.). Естественно, следует артикулировать слова четко. Предложите ребенку последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, мак, дом, кот и т.д.

«Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Затем поменяйтесь ролями. В более сложном варианте предложите ему ответить, какой, например, по счету звук «г» в слове книга и т.д. Поменяйтесь ролями.

«Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (столлодка  арбуззуб и т.д.). Затем, усложняя задание, на вторую букву, предпоследнюю букву от конца и т.д.

«Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус  кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас.

«Запрещенный звук». Поставьте ребенку условие, что в своих ответах на вопросы взрослого он не должен употреблять слова с определенным звуком, например «м». Тогда на вопрос: «Какую ягоду ты любишь?»  ему нельзя назвать малину и землянику.

«Первый звук, последний звук». Предложите ребенку вспомнить, название какой ягоды начинается со звука «м» и заканчивается звуком «а» {малина). Подобные задания ребенок должен выполнять, вспоминая названия овощей, предметов мебели, посуды и т.д.

 «Запомни слова». Предложите ребенку во время прослушивания небольшого рассказа (предложения) запоминать слова, начинающиеся с заданного звука. Он должен запомнить несколько таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и затем воспроизвести эти слова вслух или на бумаге.

«Слово рассыпалось». Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось».

Упражнения и игры на развитие памяти

Тактильная и двигательная память

«Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые,  скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом одной рукой (правой, левой); а нахождение предметов  двумя руками одновременно.

«Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

«Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант  предлагается последовательно 2  3 позы). Задача  почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

«Замри». Играют несколько детей, один из них  ведущий. Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внимательно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать, ползать (по договоренности). По сигналу «Замри»  дети воспроизводят позу, которую показывал ведущий.

 Зрительная память

«Запомни точно».

А. Приготовьте лист бумаги с 10  20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т. п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке. 

Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания  15  20 с. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.

 «Что изменилось?». Приготовьте 5  10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15  20 с). Затем он отворачивается, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. 

«Кто поменялся местами?» Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка  запомнить порядок расположения детей. Первый вариант  он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант  педагог изменяет порядок, переставляя не более 3  5 детей, а ребенок его восстанавливает.

«Найди свой домик» Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают свое место, включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место.

Слухоречевая память

«Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 12 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

«Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка  молоко», «мальчикмашина», «стол пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный  ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, посуда, одежда и т.д.. 

«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

«Пиктограмма». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе....

Использование дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой в работе с дошкольниками

Всем известная методика дыхательной гимнастики А Стрельниковой может быть использована в работе с дошкольниками практически во всех формах организации детей по физической культуре: во время утренней г...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...

План работы по самообразованию «Использование нейропсихологических приемов развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)

План работы по самообразованию «Использование нейропсихологических приемов развития пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ 5-6 лет (старшая группа)...

Мастер - класс для педагогов и родителей: "«Использование нейропсихологических приемов в работе с дошкольниками»

одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. ...