Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Никишина Екатерина Владимировна

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование

на тему:

«Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

Педагог-психолог Никишина Е.В.

Дата начала работы над темой:        сентябрь 2021 г.

 Окончания работы:                май  2022 г.

        

Санкт-Петербург

2021г.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

Цель самообразования: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических приемов.

Задачи:

  • изучить опыт по теме - нейропсихологические приемы, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
  • познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
  • освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
  3. Создать базу игр, заданий, упражнений.

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
  2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег.
  4. Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

  • Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  •  Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

  • Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам (5-7 лет).
  • Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения    детей дошкольного возраста;

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях

Форма самообразования: индивидуальная

Основные этапы работы по самообразованию.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по месяцам.

План работы по самообразованию

ПЛАН

работы над темой

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1.Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь –октябрь 2021

Определение  цели и задач работы

  • подбор и изучение литературы по теме;
  • планирование работы по теме самообразования
  • Изучены нормативные документы.
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература.
  • Изучены  нейропсихологические технологии в коррекционной работе педагога-психолога.

2.Этап Основной

Ноябрь 2021-

Апрель 2022

Теоретическое изучение проблемы.

  • теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ);

  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен педагогический опыт работы по нейропсихологии.
  • Составлены картотеки:
  • Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия
  • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
  • Игры и упражнения для развития пространственных представлений.
  • Разработан дидактический материал по теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий этап)

Май 2021

Подведение итогов работы

-оформление результатов работы по теме самообразования;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Использование интерактивной доски в работе педагога – психолога с детьми дошкольного возраста

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить...

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)...

Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

АннотацияДанная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...

Использование камней Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства» по теме: «Использование камней Марблс в ...