Использование интерактивной доски в работе педагога – психолога с детьми дошкольного возраста
статья на тему

Яненко Наталья Николаевна

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно – коммуникативных технологий.С 2010 года  мы начали использовать в детском саду новое информационно-техническое средство – интерактивную доску  SMART Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски в работе педагога – психолога   с детьми дошкольного возраста.

 Яненко Наталья Николаевна (Yanenko-n@mail.ru)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37, г. Новочеркасск,  МБДОУ детский сад №37 ,

Аннотация.

В статье представлен опыт работы педагога – психолога по использованию интерактивной доски  Smart Board  с детьми дошкольного возраста. Приведены примеры использования интерактивной доски в работе с детьми группы кратковременного пребывания по предшкольному образованию.

Литература.

Использование интерактивной доски в практике работы МАДОУ № 123 [Электронный ресурс]. URL: http://sadik123.ru/interdoska.html (дата обращения: 28.09.2015).

Учим информатику вместе  [Электронный ресурс]. URL: http://infovmeste.ucoz.ru/index/interaktivnyj_ klass/0-11 (дата обращения: 28.09.2015).

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно – коммуникативных технологий.

Главной целью образовательной программы МБДОУ №37, разработанной с учетом ФГОС ДО,  на основе комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, С. Г. Якобсон, является обеспечение всестороннего развития ребёнка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.  В своей  работе активно использовала информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные презентации, созданные в программе  Microsoft Power Point,  компьютерную обучающую программу А.С. Пономаренко «Комплексная программа развития интеллекта», направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., или скаченные материалы из сети Интернет.

Работая с детьми в группе кратковременного пребывания по предшкольному образованию,   мною было проведено обследование детей, ранее не посещающих детский сад. В результате был отмечен низкий уровень развития произвольного внимания, слабо развита произвольность поведения.  Таким образом,  реализуя программу «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой, сделала вывод о необходимости  внедрения мультимедийных презентаций в процессе  познавательного и речевого развития. Я стала создавать презентации, состоящие из сюжетных картинок, связанных между собой анимационными действиями. Картинки, представленные на экране, заинтересовывали детей, вызывали у них интерес. Дети активно составляли описательные рассказы по предъявленным картинкам (презентациям).  Такая форма работы позволяла наиболее активизировать внимание  детей, способствовала расширению их словарного запаса.

С 2010 года  мы начали использовать в детском саду новое информационно-техническое средство – интерактивную доску  SMART BOARD . Это комплексное оборудование, включающее в себя: сенсорный экран, связанный с компьютером  и проектором. 

Интерактивную доску я активно использую  в организации образовательного процесса, как детей группы кратковременного пребывания по предшкольному образованию, так и для  индивидуальной и подгрупповой коррекционно- развивающей работы, а так же для проведения презентаций на семинарах и  родительских собраниях.  Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными цветными маркерами, сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART – тактильное управление.

На начальном этапе разработала игры для индивидуальной коррекционной работы, способствующие развитию  логического мышления, внимания, пространственной ориентировки: «Продолжи ряд», «Что лишнее?», «Лабиринты», «Расставь по местам».  Например,  в игре «Помоги гусенице стать цветной», показывая на слайде изображение гусеницы с бесцветными кружочками, предлагала ребенку раскрасить её в определённом порядке. В игре «Разноцветные ведерки» на слайде с разноцветными ведерками предлагала заполнить их  геометрическими фигурами по правилу: - по цвету;- по форме;- по размеру. Предлагала детям игру – соревнование «Кто быстрее найдет отличия». Дети с восторгом, с интересом  выполняли предложенные задания у доски, даже относятся более ответственно к качеству выполнения задания, и дают выше результаты.

Использование интерактивной доски  на занятиях позволило мне  перейти на реализацию деятельностного подхода в образовании дошкольников.

Я открыла для себя  различные возможности использования интерактивной доски. Одним из вариантов использования  интерактивной доски является возможность совершать виртуальные путешествия. Например, на занятии «Космонавты», путешествуя на космической ракете по планетам, была использована интерактивная игра «Четвертый лишний». Дети, передвигая изображения на интерактивной доске,  вычленяли лишние предметы.

В группе по предшкольному образованию интерактивная доска позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в соответствии с содержанием рабочих тетрадей детей. Например, на занятии «В гостях у наездника» по развитию пространственной ориентировки дети упражнялись в прорисовывании дороги по схеме на интерактивной доске и в тетради.  На занятии «Моя семья» по ознакомлению с родственными связями  с использованием интерактивной доски дети  из множества людей выбирали членов одной семьи.  С помощью схем определяли отличия членов семьи по старшинству.    На занятии «Магазин часов» по развитию навыков классификации и обобщения, пространственной ориентировки ребята определяли недостающие часы «на полке магазина», с помощью функции «Клонирование» ставили нужные часы на свое место.

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук) позволило  мне моделировать на занятиях различные ситуации, в которых дети сами  создавали игровое пространство с помощью цветных маркеров и рабочей панели управления («волшебного пера», «лупы», различных геометрических фигур).

Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

В нашем детском саду  созданы условия для работы всех педагогов и специалистов учреждения с интерактивной доской.  Оборудован интерактивный кабинет с учетом санитарно-гигиенических требований. Занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность интегрированных занятий 20 – 25 минут, включающие деятельность детей у доски, познавательную беседу, экспериментирование, разные виды детской игры. При этом продолжительность использования  экрана для непосредственной деятельности детей не более 7-10 минут. В ходе проведения занятия мною проводятся физминутки и гимнастики для глаз.

На протяжении всех занятий отмечается стойкий познавательный интерес на занятиях. При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Основываясь на личном опыте, хочу отметить, что  применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)...

Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

АннотацияДанная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком...

Применение в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста инновационного интерактивного оборудования

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка, становления важнейших черт его личности, первоначального формирования тех качеств, которые будут необходимы человеку в...

Использование камней Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства» по теме: «Использование камней Марблс в ...