Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
консультация на тему

Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

   Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

   В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются:

- минимальные мозговые дисфункции (ММД);

- перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);

- гипоксические поражения ЦНС;

- рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;

- родовые травмы;

- поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;

- задержки психического развития ребенка;

- ухудшение экологической обстановки;

- социальные причины.

   Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-х блоков:

1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.

2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.

3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

   Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией - является нейропсихология.

Речь, как известно, одна из высших психических функций человека.

Использование нейропсихологического подхода в педагогике и логопедии помогает:

1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.

2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.

3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Коррекционно-развивающая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции.

1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, самомассаж)

Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие, что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.

2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.

Упражнения«Репка»«Солдат»«Достань яблоко».

3. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения«Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко»«Кулак-ребро-ладонь»«Кивки головой» («Покиваем головой, чтобы был в душе покой»).

4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию.

Упражнения«Задуваем свечи»«Трубочка»«Поныряем».

5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.

Упражнения«Рисуем восьмерку»«Глаз на прогулке»«Поиграем глазами».

4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.

5. Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные - направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка»).

Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало»).

Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте»).

6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики).

7. Когнитивные упражнения - способствуют развитию познавательной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения).

Упражнения: "Чаша доброты" (визуализация)«Цветная голова»«Постучим вместе».

8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.

Упражнения: Игра «Тень»; Игра «Сова».

Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии и педагогики, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, педагогами, педагогами - психологами дают возможность более качественно вести коррекционно - развивающую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...

Опыт работы " Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов"

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определ...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Применение педагогами нейропсихологических приемов в своей работе,  оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей. Такой подход поспособствует достижению возрас...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейроскакалки

Нейроскакалка — современная скакалка, представляющая собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Нейроскакалка — это отличный...