Использование дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой в работе с дошкольниками
методическая разработка по физкультуре

Всем известная методика дыхательной гимнастики А Стрельниковой может быть использована в работе с дошкольниками практически во всех формах организации детей по физической культуре: во время утренней гимнастики, в ООД, в индивидуальной работе с детьми. Данная гимнастика является с одной стороны универсальной, так как может быть использована не только в оздоровительных целях и для людей любого возраста, но и для профилактики заболеваний органов дыхания. С другой стороны, она парадоксальна. Парадоксальность заключается в том, что в обычных дыхательных упражнениях, которые мы проводим с детьми, на вдохе происходит раскрытие грудной клетки, а в дыхательных упражнениях по Стрельниковой на вдохе идёт сжатие грудной клетки. Данный материал содержит рекомендации по адаптации дыхательной гимнастики для проведения с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_seminaru.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой в работе с дошкольниками

(из опыта работы)

На сегодняшний день включение элементов здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию дошкольников является актуальной и востребованной задачей. В той или иной степени это направление затрагивает практически все формы организации детей дошкольного возраста (утренняя гимнастика, ООД, физкультурно – массовые мероприятия). На мой взгляд, наиболее оптимальным вариантом использования  здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития дошкольников являются занятия с использованием технических средств, то есть занятия с применением тренажеров. Этому способствует структура данного занятия, основная часть, во время которой осуществляется непосредственно работа на тренажёрах, строится по принципу круговой тренировки. Метод круговой тренировки предполагает одновременное выполнение детьми упражнений на разных тренажёрах в течение 1-2 минут, после чего даётся небольшая пауза и осуществляется переход «по кругу» на следующий тренажер. Тренажеры устанавливаются по периметру зала или по кругу, отсюда и название данного метода. Во время этой паузы мы предлагаем детям выполнять те или иные элементы здоровьесберегающих технологий. Своё воплощение занятия с использованием технических средств нашли при организации кружковой деятельности, индивидуальной работы с детьми.

Основной задачей моей деятельности в данном направлении является включение в занятия широкого спектра здоровьесберегающих технологий, т.е., не одной отдельно взятой технологии, а именно широкого круга, с целью разностороннего воздействия на организм ребенка.

Итак, какие же технологии применяются на занятиях с использованием тренажёров? Во-первых, дыхательная гимнастика: это дыхательные упражнения по Толкачёву, по Лазареву (звуковая гимнастика). Совсем недавно мы приступили к освоению дыхательных упражнений по методу А. Стрельниковой. Этот метод был запатентован в 70-х годах прошлого столетия, но остаётся актуальным и в наши дни. Гимнастика Стрельниковой состоит из 12 упражнений, каждое из которых имеет своё название: «Ладошки», «Погончики», «Насос» - это базовые упражнения. В идеале каждое упражнение должно выполняться 96 раз, а именно, делаем 8 дыхательных упражнений, затем следует небольшая пауза, и повторении цикла. И так 12 раз. По словам последователя А. Стрельниковой Михаила Щетинина, данная гимнастика не имеет противопоказаний, но имеет ограничения. В нашем случае, она должна быть адаптирована к возрасту детей. Это предполагает уменьшение дозировки и выполнение упражнений в щадящем режиме (привести пример). Конечно же, недопустимо выполнение данных дыхательных упражнений детьми, имеющими серьёзные отклонения в здоровье, т.о., чтобы приступить к выполнению оздоровительной дыхательной гимнастики рекомендуется получить консультацию медика.

Дыхательную гимнастику Стрельниковой называют универсальной и парадоксальной. Универсальность заключается в том, что она носит и профилактический, и оздоровительный характер. Кроме этого, упражнения приемлемы для выполнения людьми практически любого возраста, начиная с дошкольного и, заканчивая пожилым возрастом. Данные дыхательные упражнения могут выполняться из положения сидя или лёжа, если человек болен. Парадоксальность методики заключается в том, что в обычных дыхательных гимнастиках во время вдоха идёт раскрытие грудной клетки, в гимнастике Стрельниковой шумный, короткий (как хлопок) вдох носом делается во время движений, сжимающих грудную клетку, а не раскрывающих её, как рекомендовалось ранее. За счёт этого тренируется внутренняя, скрытая от нас мускулатура органов дыхания, организм предельно насыщается кислородом, активизируются обменные процессы на клеточном уровне.

По словам М Щетинина, детскому организму стрельниковская гимнастика помогает расти и формироваться максимально здоровым, а в пожилом возрасте тормозит процесс старения. Гимнастика, разработанная А.Стрельниковой, полезна для часто болеющих детей. Усиливая обменные процессы, она укрепляет организм ребенка, помогает выстоять перед атаками инфекций. Комплекс дыхательных упражнений, разработанный А. Стрельниковой, может быть полезен при работе над заиканием.

Как сказано выше, вдох должен быть коротким и шумным (шмыгаем носом), а выдох незаметным, спокойным. Во время вдоха и выдоха губы сомкнуты. Делаем 8 вдохов, затем следует пауза продолжительностью 2-5 секунд, и повторение цикла дыхательных упражнений (4 раза, т.е. 32-кратное повторение каждого упражнения).

Автор рекомендует проводить дыхательные упражнения два раза в день: утром и вечером до приёма пищи.

Кроме дыхательной гимнастики мы применяем и другие здоровьесберегающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий оказывает двухсторонне воздействие: во-первых, вносит оздоровительный эффект, во-вторых, эмоционально окрашивает физкультурное занятие, благодаря своему сюжетному содержанию. Практически все элементы здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в работе с детьми, сопровождаются небольшими стихотворениями или сюжетными названиями. При выполнении заданий ребенок непроизвольно входит в тот или иной образ: то он становится сердитой кошечкой, то лисичкой и т.п. Всё это очень похоже на игру, а игра, соответственно, позволяет поднять эмоциональный тонус ребенка.  Движения и упражнения, которые осуществляются при повышенном эмоциональном состоянии, предполагают более высокий уровень и качество усвоения и выполнения.

В процессе работы мы используем пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, различные виды массажа: массаж лица, массаж спины. В данном случае осуществляется построение детей по кругу, когда каждый ребенок делает массаж спины впереди стоящему ребенку. Например:

 «Дождик бегает по крыше,

Бом, бом, бом.

По весёлой звонкой крыше,

Бом, бом, бом (похлопывание по спине ладонями).

Дома, дома посидите,

Бом, бом, бом.

Никуда не выходите,

Бом, бом, бом» (постукивание кончиками пальцев) т.п.

Отдельные упражнения из хатха-йоги включаем не только в занятия с использованием тренажёров, но и в комплексы общеразвивающих упражнений, которые проводятся во время утренней гимнастики и ООД. Использование упражнений хатха-йоги положительно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, осанку, физическое развитие, функциональное состояние, дыхательной, сердечнососудистой систем. Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают свое тело, «превращаясь» в животных, растения или предметы.

В ООД, а также в занятия с применением тренажёров включаю упражнения на профилактику плоскостопия, при проведении которых использую ребристые доски, канаты, и нестандартное физкультурное оборудование (массажные дорожки, коврики, «следочки»). На занятиях с тренажёрами это нестандартное оборудование становится самостоятельным компонентом, одним из видов заданий. Поскольку при проведении подобных занятий невозможно разместить в зале большое количество тренажёров (реально только 10-12), поэтому при выполнении остальных заданий используются устройства тренажёрного типа (балансиры, ходули) и весь арсенал нестандартного оборудования, который имеется в физкультурном зале, в том числе и дорожки для профилактики плоскостопия.

Кроме перечисленных выше элементов здоровьесберегающих технологий, в ходе занятий использую психогимнастические этюды, релаксационные паузы. Методические рекомендации по их проведению содержатся в программе оздоровительной направленности «Зелёный огонёк здоровья» (автор  М. Картушина).

В качестве общеразвивающих упражнений в ООД использую нетрадиционные средства физического воспитания, а именно, упражнения под музыку, т.е. ритмическую гимнастику, упражнения на фмтболах, на степ-платформах, упражнения с утяжелёнными (набивными) мячами, которые по своей сути также имеют здоровьесберегающую направленность.

Т.о., включение элементов разнообразных здоровьесберегающих технологий в процесс физического развития дошкольников является неотъемлемой частью нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой в корреккционной работе с дошкольниками старшего возраста

Приёмы и варианты упражнений дыхательной гимнастики (Из опыта работы с дошкольниками)...

Мастер-класс для родителей подготовительной к школе группы ОНР Комплекс дыхательной гимнастики (по методике А.Н. Стрельниковой).

Данный мастер-класс может быть использован при персективном планировании с родителями в ДОУ...

Конспект занятия по нормализации речевого дыхания у заикающихся дошкольников с использованием элементов дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой. «Увлекательное путешествие»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при речевых нарушенияхЭТАПЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СТРЕЛЬНИКОВОЙЕсли Вы решили освоить комплекс упражнений стрельниковской дыхательной гимнастики, начните с первых...

Методическая разработка «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направ...

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковых в работе с детьми с ОВЗ. Презентация

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковых в работе с детьми с ОВЗ...

: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».

Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию о...

Использование нейропсихологических приемов и методик в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Представление системы работы по использованию нейропсихологических приемов в работе логопеда...