Методическая разработка «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Якупова Гюзаль Равиловна

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöнадминистрациясайöзöс

велöдöмöнвеськöдланiн

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16» г. Усинска

«Челядьöс 16 № - А видзанiнöтлаöдэма»

школаöдзсавелöдан Усинск карсамуниципальнöйасшöрлуна учреждения

Методическая разработка

«Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.  в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор составитель: Якупова Г.Р.,

воспитатель 1 квалификационной категории

Усинск

        2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3 - 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГИМНАСТИКИ СТРЕЛЬНИКОВОЙ А. Н. НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

7

1.1

Значение дыхания в физическом развитии детей

7 - 9

1.2

Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста

9 -12

1.3

Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н

12- 14

ГЛАВА 2. Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н. с детьми дошкольного возраста

15 -20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

22

ПРИЛОЖЕНИЯ

23 -47

ВВЕДЕНИЕ

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,

                                               потому что болеют, а болеют, потому

                                          что не умеют правильно дышать.

                                                      Научите их этому – и болезнь отступит»

А. Н. Стрельникова

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155).

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых главная задача: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.

     Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, помогает в лечении гипертонии, избавлении от сутулости, ликвидирует ночное недержание мочи; используется при лечении заикания.

Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!»

Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания.   Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Целью достижения новых образовательных результатов в моей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии как, дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой.

Цель исследования: профилактика простудных заболеваний, сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Задачи:

1.Изучить теоретические аспекты проблемы влияния гимнастики Стрельниковой А. Н. на формирование правильного дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подобрать и апробировать комплексы упражнений дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

3.Научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха по системе Стрельниковой.

4.Развивать интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям.

5.Побуждать в детях желание выполнять с настроением дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья

6.Определить методические рекомендации по использованию комплексов дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. для воспитателей и родителей.

7.Использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой после дневного сна и во время утренней гимнастики.

Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГИМНАСТИКИ СТРЕЛЬНИКОВОЙ А. Н. НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Значение дыхания в физическом развитии детей

Наука о дыхании — это наука о жизни. Из всех научных дисциплин и тайных знаний она считается самой важной и наиболее трудной для достижения. Чтобы в совершенстве овладеть наукой о дыхании, человеку надо не только обладать определенными знаниями, но и быть наблюдательным и терпеливым.

Внешне простой акт дыхания - вдох, выдох, задержка - поддерживает сложнейшие жизненные процессы. Дыхание практически поддерживает любой процесс в человеческом организме, с прекращением его прекращаются любые проявления жизни. Эта особенность дыхания была подмечена еще в древности. Именно поэтому древние мудрецы справедливо считали дыхание "опорой жизни".

Дыхание занимает одно из основных мест среди оздоровительных дисциплин. Например, с помощью дыхания Стрельниковой ставят певцам голос, лечат астму и некоторые другие заболевания, методом Бутейко лечат астму, гипертонию и множество других болезней, с помощью ребефинга и холотропной терапии освобождаются от психологических зажимов, занятия йогов и цигун позволяют человеку контролировать психические процессы. Различные техники дыхания можно использовать как для укрепления организма, так и для совершенствования личности. Кроме того, управляя процессом дыхания, можно научиться управлять своим организмом. Нередко применение дыхательных методик дает такой колоссальный оздоровительный эффект, какого нельзя добиться с помощью питания, физических упражнений, закаливания.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность, и выносливость стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

нижнее, или " брюшное", " диафрагмальное" (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя),

среднее, или " реберное" (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается),

верхнее, или " ключичное" (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы, в основном вентилируются верхушки легких и немного - их средняя часть),

смешанное, или " полное дыхание йогов" (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определенную роль в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Известно, что осанка влияет на характер дыхания, но и привычный тип дыхания сказывается на строении грудной клетки, формирует определенную осанку.

У детей, часто болеющих простудными заболеваниями, имеющих хронический насморк, преобладает - нижнегрудное и брюшное дыхание. Грудная клетка расширена к низу и в стороны, верхняя часть уплощена. Осанка обычно вялая, с " крыловидными" лопатками, выпуклым животом. Все мышцы спины и живота ослаблены.

Все эти дефекты в строении и форме грудной клетки, нарушения осанки, возникшие в результате привычного неправильного дыхания, должны быть устранены. Основной метод коррекции - лечебная гимнастика, с помощью которой происходит обучение правильному дыханию и воспитывается привычка к нормальной осанке.

Формирование правильного дыхания играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей дошкольного возраста.

2.Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста

Ребенок рождается с относительно незрелой дыхательной системой.

Легкие плода способны к дыханию примерно с 28-й недели беременности. До этого альвеолы еще неразвиты и только часть капилляров соприкасается с альвеолами. Доношенный здоровый новорожденный издает первый крик через несколько секунд после рождения. Решающим моментом при первом вдохе является сильное сокращение диафрагмы, в результате чего в грудной полости создается быстро нарастающее отрицательное давление и воздух засасывается в легкие.

Каждый новорожденный переживает гипоксию во время родов, поэтому жизненно важно, что еще незрелый организм обладает повышенной устойчивостью к дефициту кислорода. С началом ритмичного дыхания насыщенность кислорода выравнивается в большинстве случаев за несколько минут, остальные параметры газообмена восстанавливаются в течение нескольких часов.

Все органы дыхательной системы новорожденного значительно отличаются от таковых у взрослого. С возрастом эти различия сглаживаются. Нос у младенца маленький, с мягкими хрящами и узкими ходами. Слизистая носа очень нежная и склонна к отеку. При воспалении носа или глотки инфекция легко распространяется в среднее ухо. Глотка, гортань, трахея узкие, с мягкими хрящами. Высокое расположение гортани и соответствующий наклон ротовой полости обеспечивают ребенку возможность свободно дышать во время кормления.

Разделение на бронхи происходит на уровне 3 грудного позвонка, правый бронх является непосредственным продолжением трахеи. Просвет бронхов узкий, хрящи мягкие, слизистая склонна к отеку. Легкие богаты кровеносными сосудами, но еще недостаточно эластичны.

Грудная клетка у новорожденного короткая, широкая и глубокая, ребра расположены почти горизонтально. Такая форма в какой-то степени объясняется большим объемом органов брюшной полости, которые оттесняют ребра в положении вдоха и ограничивают движения диафрагмы. Ребра малоподвижны, возможны лишь незначительные движения в переднезаднем направлении. Поэтому у грудных детей преобладает поверхностное брюшное дыхание.

Частота дыхания для всего полугодия составляет в среднем 35 движений в минуту, но может изменяться в достаточно широких пределах. " Грудной ребенок постоянно находится в состоянии относительной недостаточности дыхания. Все же его дыхательный аппарат в нормальных условиях справляется со своей задачей, но при повышенной нагрузке, как, например, во время болезни, ему не хватает резервов, какие имеются у старших детей. Повышенные требования могут быть покрыты исключительно за счет учащенного дыхания".

В процессе развития детского организма, где-то к 2-3 годам, ребра приобретают косое направление. Грудная клетка растет быстрее легких, и дыхание становится более глубоким, но все еще остается частым, около 30 движений в минуту. При увеличении нагрузки дыхание еще больше учащается.

У детей 3-6 лет дыхание определяется как подвижностью диафрагмы, так и грудной клетки. Ребенок дышит медленнее, при необходимости - глубже.

После 6 лет большинство детей имеет грудной тип дыхания, умеет регулировать и приспосабливать его частоту и глубину в зависимости от обстоятельств.

Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет увеличения альвеолярного объема. Почти параллельно росту массы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65-67 мл, к 8 годам он увеличивается в 8 раз, а к 12-в10.

Легкие ребенка имеют сегментарное строение. Каждый сегмент ограничен меж сегментарными перегородками, и к нему подходят сегментарный бронх и кровеносные сосуды.

Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. У детей 1-2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30-35, у 5-6тилетних - около 25, а детей 10-15 лет - 18-20.

Таким образом, формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста зависит от знания воспитателем особенностей дыхательного процесса и использованием разнообразных средств:

дыхательные упражнения,

оздоровительный бег,

дыхательные гимнастики по Стрельниковой А. Н.

1.3. Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. получила известность в конце 1970-х - 1980-х годов. В молодости Стрельникова А. Н. была певицей, но потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок.

Как педагог-вокалист Стрельникова А. Н. работала с певцами, ставила им голос, восстанавливала его звучание. Изначально этот метод был предназначен для лечения болезней, связанных с потерей голоса. Дальнейшая практика показала, что такая гимнастика помогает при многих заболеваниях, в том числе сердечно-сосудистых. Сущность метода заключается в разработке так называемого парадоксального дыхания.

Для того, чтобы выполняемые упражнения оказались эффективными, необходимо выполнять вдохи с определенной частотой - 3 раза за 2 секунды.

Выдох, в отличие от вдоха, должен производиться без дополнительных усилий. Выполнять его можно через рот или нос.

В большинстве упражнений методики Стрельниковой А.        Н. автор предлагает сочетать выдох с сильным сжатием грудной клетки с помощью напряжения соответствующих мышц.

При выполнении любого упражнения следует обратить внимание на вдох, выдох же может быть произвольным. Постепенное увеличение объема легких приводит к эффективной тренировке диафрагмы, повышению ее эластичности и способности к сокращениям.

Шумный короткий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения вовлекают в работу все части тела, происходит общая физиологическая стимуляция организма        .

Таким образом, парадоксальная дыхательная гимнастика, включает четыре основных правила.

Правило первое вдох должен быть короткий и активный. От природы вдох слабее выдоха, поэтому надо тренировать активный вдох и самопроизвольный, пассивный выдох, что будет поддерживать естественную динамику дыхания.

Правило второе не мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - лучше через рот, чем через нос. Необходимо тренировать короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко.

Правило третье подряд следует проводить столько вдохов-движений, сколько не утомляет и доставляет удовольствие.

Правило четвертое подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать легко.

Увеличение объема воздуха, поступающего в легкие с каждым вдохом, способствует обогащению крови кислородом, улучшению функционирования всех внутренних органов, а также стимулирует деятельность головного мозга и крупных нервных узлов.

Чтобы занятия гимнастикой были успешными, необходимо проводить тренировки регулярно, а не от случая к случаю. Обычно через 10-12 дней можно заметить значительное улучшение функционирования органов дыхания и сокращений диафрагмы

Как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. имеет ряд противопоказаний к применению. Упражнения для диафрагмы и легких не рекомендуется выполнять при тяжелых тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови (врожденных и приобретенных), лихорадочных состояниях, высокой температуре тела. Перед началом регулярных тренировок целесообразно посоветоваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений.

Таким образом, воздействие гимнастики Стрельниковой А. Н. на организм заключается в следующем.

Короткие форсированные вдохи через нос направляют воздух на всю глубину легких, от верхушек до основания. Выдохи через рот при этом происходят естественно.

1.Активизируется и тренируется мышечный аппарат диафрагмы и грудной клетки, восстанавливаются их расстроенные функции.

2.В клетках и тканях организма восстанавливается нарушенное крова и лимфообращение, естественно регулируются обменные процессы, проходит застой крови в органах брюшной и грудной полости.

3.Диафрагма обеспечивает правильную вентиляцию легких, одновременно массируя мускулатуру органов брюшной полости.

4.Гимнастика тренирует отдельные мышцы и их группы, служащие для замыкания проходов или раскрытия отверстий в дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной системах, половых органах, в кровеносных и лимфатических сосудах.

5. В коре головного мозга нормализуются процессы возбуждения-торможения и подкорковые структуры. Частые короткие энергичные вдохи, сопровождаемые проведением упражнений, стимулируют приток воздуха в мозг, улучшают кровообращение и обеспечивают мозговые клетки кислородом, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние.

Глава 2. Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н. с детьми старшего дошкольного возраста.

Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А. Н. можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.

В детском саду можно использовать время разных режимных моментов исключая 20 минут до еды и 1 час после еды. На прогулке дыхательная гимнастика проводится при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Прогулка хороша для занятий по многим причинам. Во-первых, на свежем воздухе заниматься с детьми лучше, чем в помещении. Во-вторых, есть время и возможность заниматься индивидуально, по подгруппам, со всей группой.

В-третьих, реализуется потребность детей в движении.

В-четвертых, после окончания гимнастики внимание детей еще " собрано", они слушают и слышат слова воспитателя. В это время можно подсказать детям, чем еще можно заниматься на участке, организовать целенаправленную плановую деятельность.

Наконец, гимнастику можно провести в конце прогулки, и, "шмыгать носиками" во время ходьбы, вернуться с прогулки в раздевалку. Как правило, такой "переход" более интересен детям, особенно малышам, чем обычная ходьба.

Гимнастику можно делать не только в спортивной, но и в повседневной одежде.

Необходима определенная последовательность выполнения упражнений основного комплекса. Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений: "Ладошки" и "Погончики".

На первом занятии обязательно нужно освоить три первых упражнения: "Ладошки", "Погончики", "Насос".

Каждое новое упражнение делается по 4 вдоха-движения подряд через паузу от 3 до 5 секунд следующим образом: 4-4-4-4-4-4-4-4.

Итого: 4 вдоха-движения по 8 раз, это 32 раза ("стрельниковская тридцатка"). Между "тридцатками" отдых от 8 до 10 секунд.

Такой же отдых между упражнениями.

В течение первой недели один - два раза в день надо делать эти три упражнения, повторяя их еще и еще раз, чтобы занятие продолжалось примерно 15 минут. Далее продолжительность одного занятия (по мере увеличения количества упражнений) составляет от 20 до 30 минут, но не более.

На следующей неделе добавляется к этим трем еще одно упражнение, выполняют их все, начиная с первого: "Ладошки", " Погончики", " Насос", "Кошка". И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавляется одно новое. При этом повторы уже освоенных упражнений постепенно усложняются, а новые упражнения по - прежнему выполняются, начиная с четырех.

Гимнастику можно делать как полностью, примерно 20 - 25 минут, так и небольшую часть, если есть меньший отрезок времени. Физкультминутке отводиться 3 -5 минут.

Дыхательные упражнения делаются в темпе строевого шага. Это примерно одно движение в секунду. С таким же интервалом производится вдох.

При обучении детей нужно сначала показать упражнение (4-8 вдохов- движений), а затем предложить повторить его. При этом сопровождать движения детей хлопками и счетом.

Взрослый хлопает в ладоши и считает сам. Дети в момент хлопка делают движение и вдох (такой же короткий и шумный, как хлопок). Выдох уходит сам собой (если выдох носом затруднен, можно выпускать воздух через рот).

Проводя стрельниковскую дыхательную гимнастику с группой детей, надо учитывать самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости чаще делать паузы, сменить темп выполнения на чуть более медленный и т. д. Или разрешить ослабленному (или "новенькому") ребенку не делать упражнения вмести со всеми и если есть возможность, позаниматься с ним индивидуально.

Например, при выполнении упражнения "Ладошки" ребенок может поднять плечи, напряженно держать голову, напрягать руки. Локти в это время излишни раздвигаются в стороны или, наоборот, плотно прижимаются к телу. В этом случае надо предложить встать прямо, опустить руки вниз и мягко их встряхнуть ("руки как тряпочки").

Из положения "руки весят" плавно и легко поднять ладошки согнув руки в локтях ("наши локти висят, и работают только ладошки"). Чтобы плечи не поднимались, взрослый слегка прикасается к ним своими руками. Можно поставить ребенка перед зеркалом, встать у него за спиной и вместе делать упражнение, используя зрительный контроль. Но в некоторых случаях зеркало отвлекает, ребенок путается еще больше. Поэтому этот способ подходит не для всех.

Особенно внимательным нужно быть во время выполнения движений головой (" Повороты головы", " Ушки", "Маятник головой"). В конечной точке движения головой ощущение должно быть мягким, спокойным. Ни в коем случае не заканчивать движение резко, с силой. Это бывает трудно для детей так как необходимо одновременно контролировать резкий вдох и плавную остановку головы в конечной точке движения.

Необходимо иметь в виду, что качественное выполнение движений получается не сразу, а вырабатывается по мере тренировки. Не надо бояться, если этот процесс затянется. Рано или поздно правильные движения будут автоматизированы. Но с самого начала необходимо выработать необходимый темп, ритм.

Можно обыграть с малышами громкий "шмыг", сказав, что "мы с вами как ежики". Более старшим можно сказать, что так принюхиваются, когда нужно почувствовать какой-либо запах.

Для того чтобы у детей улучшилось качество выполнения движений, нужно во время занятий с детьми не только "руководить", то есть считать вслух и хлопать в ладоши, задавая ритм и темп, но и время от времени делать упражнения вмести с детьми. Тогда все, включая и взрослого, считают про себя, и вдох взрослого может стать даже лучшим ориентиром для детей, чем счет и хлопок. Малышам именно совместные действия помогают лучше.

У детей ярко выражена активная тяга к движению. К сожалению, довольно часто попытки взрослых подавить этот инстинкт самой жизни, сопряжены с навязыванием ограничений и конфликтными ситуациями. Вместо этого можно попытаться придать движению здоровую осознанность, ответственность и уважительность.

Дыхательные упражнения помогают детям успокоиться, сконцентрироваться и поверить в себя. Обычно детям присуща огромная радость, они все делают с вдохновением. Дети не должны утратить свою радость, нельзя заставлять их делать что-то через силу. Необходимо стать для них примером, это и будет лучшая мотивация. Но нельзя допускать во время дыхательных упражнений лишней беготни.

Таким образом, парадоксальная дыхательная гимнастика дает большой положительный результат в укреплении здоровья детей.

Данный вид дыхательной гимнастики рекомендован всем детям как метод лечения, и как метод профилактики.

В работе c детьми старшего дошкольного возраста я использую дыхательную гимнастику Стрельниковой А. Н., которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.    

Для формирования правильного дыхательного процесса у детей   дошкольного возраста и исходя из полученных знаний (после изучения комплексной парадоксальной дыхательной гимнастики) мною был подобран   комплекс дыхательных упражнений по методике Стрельниковой А. Н. (Приложение 1)

Данный комплекс провожу без использования оборудования, в проветренной комнате, одежда детей облегченная. Упражнения дыхательной гимнастики провожу с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня после сна. Для достижения большего эффекта использую данный комплекс во время утренней гимнастики.  (Приложение 2)

  Проведение комплексов дыхательной гимнастики показало, что: упражнения детям были интересны и выполняли они их с хорошим настроением; более быстро и легко выполнялись упражнения «Ай-ай»,  «Повороты головы», «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Малый маятник»; «Обними плечи»,  «Кошка», «Большой маятник»,  «Задний шаг».

Разработала методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы детьми дошкольного возраста для родителей. (Приложение 3)

 Я всегда учитываю нагрузку в зависимости от физического состояния детей, упражнения прошу закреплять дома под руководством родителей, которые должны сами правильно делать дыхательные упражнения, для этого размещаю в родительском уголке, папки - передвижки «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения» и комплекс упражнений,  для занятий с ребенком дома. (Приложение 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что дыхательные   гимнастики   в   последние   годы   уверенно   входят   в терапевтическую практику. Они помогают многим больным. Гимнастика А. Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Стрельниковская гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память.

Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Своим воспитанникам я советую делать специальные дыхательные упражнения не только, в саду, но и как самостоятельные упражнения – дома, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, насморка, бронхиальной астмы.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч.  ред.: А. Г. Гогоберидзе.СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

2. Грядкина Т.С.   ОО «Физическое развитие». СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕС, 2016.

3. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1.        ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 01.06.2016).

2.Источник: М. Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»

3.Источник:        http://school6.ru/load/publikacii/muzyka/dykhatelnaja_gimnastika_dlja_detej/21-1-0-122

4.https://sch2121.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_1/obrazovanie/stranica_logopeda/metodicheskie_rekomendacii_po_ispol_zovaniyu_dyhatel_noj_gimnastiki_v_praktike_raboty_det_mi_doshkol_nogo_vozrasta/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам систему мероприятий по коррекции и развитию психоречевой сферы детей младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития в рамках одной темы. Речевое недо...

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Методическая разработка на тему: «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.Можно предположить, что повышение познавательной активности детей...

«Правила дорожные знать каждому положено» Методическое пособие по изучению правил дорожного движения для педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Методическое пособиепо познавательному и социально – коммуникативному развитиюпо изучению правил дорожного движениядля педагогической работыс детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по Петербурговедению " Путешествие по Санкт-Петербургу" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Мы живем в удивительном городе.И задача педагога познакомить детей с историей Санкт-Петербурга,научить ценить красоту нашего города, гордиться им и любить. Цель разработки - воспитание юных петер...