Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

 

Шаврина Светлана Гаврииловна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ №105 Невского района  

 

 Вступление

         Недоразвитие речи у детей  с общим недоразвитием речи носит системный характер. Так во многих работах авторов отмечается, что у детей с ОНР наблюдается не только ограниченный словарный запас и качественные особенности лексики, но и большое количество аграмматизмов в речи, трудности в овладении словоизменением и словообразованием. Известно, что сформированность лексико-грамматического строя речи дошкольников является одним из условий успешного обучения в школе и овладения программой по русскому языку.

         В логопедии, как педагогической науке, понятие ОНР применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии сильно страдает грамматический строй.

         Из языкознания известно, что глагол называет действия предметов и отвечает на вопрос: Что делать? Что сделать? Он есть почти в каждом предложении. Известный русский писатель А.Н.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе.

         Глагол характеризуется следующими признаками:

1.Общим грамматическим значением.

2.Морфологическими признаками.

3.Синтаксическими признаками.

         Общее грамматическое значение глагола - это действие (действия связанные с умственной и речевой деятельностью; действия, связанные с трудовой деятельностью; действия, называющие перемещение и положение в пространстве; действия, называющие различные состояния;  действия, называющие то, что происходит в природе).

         Морфологические признаки глагола - изменения по наклонениям, временам, числам, родам и др.

         Синтаксические признаки – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями.

         Значение глагола в русском языке огромно. Слово «ГЛАГОЛ» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

         В силу вышесказанного рассматриваемая мною проблема является актуальной и значимой. Предложенная методика позволяет детям легко усвоить в игровой форме способы образования предикатов, успешно развивать функции словообразования и словоизменения предикатов, а использование электронных образовательных ресурсов даёт возможность донести до детей знания в интересной, современной форме.

                             Коррекционно-образовательные цели:  

-Обобщать и систематизировать знания о временах года, насекомых, транспорте;

-Упражнять в согласовании существительный + глагол;

-Упражнять в правильном употреблении предиката;

-Упражнять в подборе антонимов;

-Упражнять в правильном подборе приставок (частичек);

-Упражнять в дифференциации звуков С-Ш;

-Закреплять навык словообразования и словоизменения приставочных глаголов;

-Закреплять умение составлять предложения, рассказ – развитие связной речи.

                              Коррекционно-развивающие цели:

-Координировать речь с движением;

-Развивать зрительное внимание и память, слуховое внимание, мышление;

-Развивать зрительно-пространственные представления:

-Развивать моторику;

-Работать над просодической стороной речи: голосом, интонацией, мимикой.

                               Воспитательные цели:

-Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

-Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе.

                                Оборудование:

Два мольберта, пять подносов, пять конвертов с разрезными картинками по теме «Транспорт», девять картинок с изображением действий (пошла, вышла и т.д.), пять конвертов для составления предложений по картинкам, пять атрибутов (транспорт) для подвижной игры, пять-шесть предметных картинок, девять схем для образования приставочных глаголов, мяч, компьютер, проектор, экран.

                                 Ход занятия:

Дети входят под музыку «В гостях у сказки»

Логопед:

-Ребята! Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится?

Она приходит с лаской и со своею сказкой.

Волшебной полочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.

Дети:

-Эта загадка о весне.

Логопед:

-Какое сейчас время года?

Дети:

-Сейчас время года зима.

Логопед:

-Правильно! Сейчас время года зима. Зима подходит к концу и совсем скоро, после долгой, холодной зимы наступит весна. Под тёплыми лучами солнца начнут просыпаться и радовать нас…

 (на экране появляются  чёрно-белые изображения насекомых: кузнечик, муравей, гусеница, жук, бабочка.)

-Вы догадались, чьи это силуэты?

Логопед подводит курсив к каждому из предложенных силуэтов, а дети отгадывают их.

Логопед:

-Что это?  Как сказать одним словом?

Дети:

-Это насекомые.

Логопед:

-Какие действия совершает кузнечик?

Дети:
-Кузнечик прыгает, поёт.

Логопед:

-Муравей, гусеница, жук, бабочка?

Дети:

-Муравей  - ходит, дом строит…

-Гусеница – ползает…

-Жук – жужжит…

 -Бабочка – летает, порхает, кружится, собирает сладкий сок…

 (Звучит вальс. На экране бабочка совершает действия…)

Логопед:

-Ребята! Посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети:

-Бабочка.

Логопед:

-Смотрите и говорите, что она делает?

-Бабочка с цветка на цветок?

Дети:

-Перелетела.

Логопед:

-Вокруг цветка?

Дети:

-Облетела.

Логопед:

-К цветку?

Дети:

-Подлетела.

Логопед:

-От нас?

Дети:

-Отлетела.

Логопед:

-К нам?

Дети:

-Прилетела.

Логопед:

-Дальше?

Дети:

-Полетела.

Логопед:

-Ребята, слышите шум? (Звучит шум машин.)

Дети:

-Слышим, едут машины.

Логопед:

-Слышен шёпот – шу-шу-шу

 Это шина шепчет шине:

 « Я спешу, спешу, спешу!»

-Давайте попробуем повторить эту чистоговорку.

Дети:

По одному произносят чистоговорку.

Логопед:

-Ребята! Посмотрите, у меня рассыпались картинки. Помогите их собрать.

Дети:

Каждый ребёнок собирает картинку из пяти частей.

Логопед:

-Что у тебя получилось? (Логопед спрашивает каждого ребёнка.)

Дети:

-Машина

-Троллейбус

-Трамвай

-Корабль

-Вертолёт

Логопед:

-Назовите - одним словом.

Дети:

-Это транспорт.

Логопед:

-Ребята, мы играли с вами со словом  ЛЕТЕЛА (Бабочка). Мы изменяли его, добавляя разные частички (приставки). Давайте поиграем с другими словам, посмотрим, что у нас получится.

Мы собирали транспорт и теперь играем со словом ЕХАЛА.

Логопед и дети подходят к мольберту, где выставлены схемы-приставки.

Логопед:

-К слову ЕХАЛА добавляем частичку (ПЕРЕ, В, ВЫ, ЗА, С, ОТ, ПРИ, ОБ или ОБО, ПОД – схемы.)

Динамическая пауза.

Логопед:

-Давайте отдохнём и покатаемся на машинах.

(Логопед предлагает детям надеть атрибуты машин или взять в руки руль.)

Звучит музыка. Дети вместе с логопедом выполняют движения с речью.

Шуршат по дорогам весёлые шины

К дому они подъезжают,

От дома они отъезжают,

Ловко на мост заезжают,

С моста они быстро съезжают.

Работа машин трудна и сложна,

Но людям она повсюду нужна.

(После подвижной игры, дети снимают атрибуты. Подходят к столу. Садятся.)

Логопед:

-Ребята!  Посмотрите, на столе лежат конверты. Послушайте задание.

-Раз - возьмите конверт.

-Два - откройте конверт.

-Три – достаньте картинку.

-Посмотрите, каждый на свою картинку. Составьте предложение по этой картинке.

-Какое действие изображено на твоей картинке?

Дети:

-Машина из гаража выехала.

(Далее каждый ребёнок отвечает по своей картинке.)

Логопед:

-Подберите нужную схему-частичку к своей картинке.
(Дети подбирают к своей картинке карточку со схемой-приставкой).

-Молодцы!

Логопед:

-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом)

ВЫШЛА-ВОШЛА

ВЫЛЕТЕЛА-ВЛЕТЕЛА

ПОДОШЁЛ-ОТОШЁЛ

СКАТИТЬСЯ-ЗАКАТИТЬСЯ

ПОДБЕЖАТЬ-ОТБЕЖАТЬ

ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ и т.д.

Логопед:

-Я знаю, что все дети очень любят сказки. Давайте придумаем свою сказку. Подскажите мне, с каких слов начинаются сказки?

Дети:

-Со слов жили-были. В некотором царстве…

( На экране девять картинок с сюжетом)

Логопед:

- Послушайте сказку, которую придумала я.

Жила-была девочка Машенька. Однажды она в лес пошла. На поляне она увидела домик. Маша к домику подошла. Посмотрела, нет никого. Она вокруг домика обошла и в домик вошла. В домике никого не было. Она из домика вышла. Обратно по тропинке пошла. Маша увидела пенёк. С дорожки сошла. Присела отдохнуть. Потом по тропинке домой пошла. Домой пришла.

Логопед:

-Ребята, а теперь вы попробуйте рассказать эту сказку. Один начнёт, а другой продолжит.

-Помните, с каких слов начинается сказка?

(Дети рассказывают сказку по частям).

Логопед хвалит детей за интересную сказку, которая у них получилась.

Дополнительно логопед предлагает  детям самостоятельно придумать сказку по сюжетной картине.

Оценка логопеда:

-Все молодцы, хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, научились придумывать сказки. Теперь сами сможете рассказать их другим детям. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

 

Шаврина Светлана Гаврииловна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ №105 Невского района  

 

 Вступление

         Недоразвитие речи у детей  с общим недоразвитием речи носит системный характер. Так во многих работах авторов отмечается, что у детей с ОНР наблюдается не только ограниченный словарный запас и качественные особенности лексики, но и большое количество аграмматизмов в речи, трудности в овладении словоизменением и словообразованием. Известно, что сформированность лексико-грамматического строя речи дошкольников является одним из условий успешного обучения в школе и овладения программой по русскому языку.

         В логопедии, как педагогической науке, понятие ОНР применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии сильно страдает грамматический строй.

         Из языкознания известно, что глагол называет действия предметов и отвечает на вопрос: Что делать? Что сделать? Он есть почти в каждом предложении. Известный русский писатель А.Н.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе.

         Глагол характеризуется следующими признаками:

1.Общим грамматическим значением.

2.Морфологическими признаками.

3.Синтаксическими признаками.

         Общее грамматическое значение глагола - это действие (действия связанные с умственной и речевой деятельностью; действия, связанные с трудовой деятельностью; действия, называющие перемещение и положение в пространстве; действия, называющие различные состояния;  действия, называющие то, что происходит в природе).

         Морфологические признаки глагола - изменения по наклонениям, временам, числам, родам и др.

         Синтаксические признаки – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями.

         Значение глагола в русском языке огромно. Слово «ГЛАГОЛ» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

         В силу вышесказанного рассматриваемая мною проблема является актуальной и значимой. Предложенная методика позволяет детям легко усвоить в игровой форме способы образования предикатов, успешно развивать функции словообразования и словоизменения предикатов, а использование электронных образовательных ресурсов даёт возможность донести до детей знания в интересной, современной форме.

                             Коррекционно-образовательные цели:  

-Обобщать и систематизировать знания о временах года, насекомых, транспорте;

-Упражнять в согласовании существительный + глагол;

-Упражнять в правильном употреблении предиката;

-Упражнять в подборе антонимов;

-Упражнять в правильном подборе приставок (частичек);

-Упражнять в дифференциации звуков С-Ш;

-Закреплять навык словообразования и словоизменения приставочных глаголов;

-Закреплять умение составлять предложения, рассказ – развитие связной речи.

                              Коррекционно-развивающие цели:

-Координировать речь с движением;

-Развивать зрительное внимание и память, слуховое внимание, мышление;

-Развивать зрительно-пространственные представления:

-Развивать моторику;

-Работать над просодической стороной речи: голосом, интонацией, мимикой.

                               Воспитательные цели:

-Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

-Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе.

                                Оборудование:

Два мольберта, пять подносов, пять конвертов с разрезными картинками по теме «Транспорт», девять картинок с изображением действий (пошла, вышла и т.д.), пять конвертов для составления предложений по картинкам, пять атрибутов (транспорт) для подвижной игры, пять-шесть предметных картинок, девять схем для образования приставочных глаголов, мяч, компьютер, проектор, экран.

                                 Ход занятия:

Дети входят под музыку «В гостях у сказки»

Логопед:

-Ребята! Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится?

Она приходит с лаской и со своею сказкой.

Волшебной полочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.

Дети:

-Эта загадка о весне.

Логопед:

-Какое сейчас время года?

Дети:

-Сейчас время года зима.

Логопед:

-Правильно! Сейчас время года зима. Зима подходит к концу и совсем скоро, после долгой, холодной зимы наступит весна. Под тёплыми лучами солнца начнут просыпаться и радовать нас…

 (на экране появляются  чёрно-белые изображения насекомых: кузнечик, муравей, гусеница, жук, бабочка.)

-Вы догадались, чьи это силуэты?

Логопед подводит курсив к каждому из предложенных силуэтов, а дети отгадывают их.

Логопед:

-Что это?  Как сказать одним словом?

Дети:

-Это насекомые.

Логопед:

-Какие действия совершает кузнечик?

Дети:
-Кузнечик прыгает, поёт.

Логопед:

-Муравей, гусеница, жук, бабочка?

Дети:

-Муравей  - ходит, дом строит…

-Гусеница – ползает…

-Жук – жужжит…

 -Бабочка – летает, порхает, кружится, собирает сладкий сок…

 (Звучит вальс. На экране бабочка совершает действия…)

Логопед:

-Ребята! Посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети:

-Бабочка.

Логопед:

-Смотрите и говорите, что она делает?

-Бабочка с цветка на цветок?

Дети:

-Перелетела.

Логопед:

-Вокруг цветка?

Дети:

-Облетела.

Логопед:

-К цветку?

Дети:

-Подлетела.

Логопед:

-От нас?

Дети:

-Отлетела.

Логопед:

-К нам?

Дети:

-Прилетела.

Логопед:

-Дальше?

Дети:

-Полетела.

Логопед:

-Ребята, слышите шум? (Звучит шум машин.)

Дети:

-Слышим, едут машины.

Логопед:

-Слышен шёпот – шу-шу-шу

 Это шина шепчет шине:

 « Я спешу, спешу, спешу!»

-Давайте попробуем повторить эту чистоговорку.

Дети:

По одному произносят чистоговорку.

Логопед:

-Ребята! Посмотрите, у меня рассыпались картинки. Помогите их собрать.

Дети:

Каждый ребёнок собирает картинку из пяти частей.

Логопед:

-Что у тебя получилось? (Логопед спрашивает каждого ребёнка.)

Дети:

-Машина

-Троллейбус

-Трамвай

-Корабль

-Вертолёт

Логопед:

-Назовите - одним словом.

Дети:

-Это транспорт.

Логопед:

-Ребята, мы играли с вами со словом  ЛЕТЕЛА (Бабочка). Мы изменяли его, добавляя разные частички (приставки). Давайте поиграем с другими словам, посмотрим, что у нас получится.

Мы собирали транспорт и теперь играем со словом ЕХАЛА.

Логопед и дети подходят к мольберту, где выставлены схемы-приставки.

Логопед:

-К слову ЕХАЛА добавляем частичку (ПЕРЕ, В, ВЫ, ЗА, С, ОТ, ПРИ, ОБ или ОБО, ПОД – схемы.)

Динамическая пауза.

Логопед:

-Давайте отдохнём и покатаемся на машинах.

(Логопед предлагает детям надеть атрибуты машин или взять в руки руль.)

Звучит музыка. Дети вместе с логопедом выполняют движения с речью.

Шуршат по дорогам весёлые шины

К дому они подъезжают,

От дома они отъезжают,

Ловко на мост заезжают,

С моста они быстро съезжают.

Работа машин трудна и сложна,

Но людям она повсюду нужна.

(После подвижной игры, дети снимают атрибуты. Подходят к столу. Садятся.)

Логопед:

-Ребята!  Посмотрите, на столе лежат конверты. Послушайте задание.

-Раз - возьмите конверт.

-Два - откройте конверт.

-Три – достаньте картинку.

-Посмотрите, каждый на свою картинку. Составьте предложение по этой картинке.

-Какое действие изображено на твоей картинке?

Дети:

-Машина из гаража выехала.

(Далее каждый ребёнок отвечает по своей картинке.)

Логопед:

-Подберите нужную схему-частичку к своей картинке.
(Дети подбирают к своей картинке карточку со схемой-приставкой).

-Молодцы!

Логопед:

-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом)

ВЫШЛА-ВОШЛА

ВЫЛЕТЕЛА-ВЛЕТЕЛА

ПОДОШЁЛ-ОТОШЁЛ

СКАТИТЬСЯ-ЗАКАТИТЬСЯ

ПОДБЕЖАТЬ-ОТБЕЖАТЬ

ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ и т.д.

Логопед:

-Я знаю, что все дети очень любят сказки. Давайте придумаем свою сказку. Подскажите мне, с каких слов начинаются сказки?

Дети:

-Со слов жили-были. В некотором царстве…

( На экране девять картинок с сюжетом)

Логопед:

- Послушайте сказку, которую придумала я.

Жила-была девочка Машенька. Однажды она в лес пошла. На поляне она увидела домик. Маша к домику подошла. Посмотрела, нет никого. Она вокруг домика обошла и в домик вошла. В домике никого не было. Она из домика вышла. Обратно по тропинке пошла. Маша увидела пенёк. С дорожки сошла. Присела отдохнуть. Потом по тропинке домой пошла. Домой пришла.

Логопед:

-Ребята, а теперь вы попробуйте рассказать эту сказку. Один начнёт, а другой продолжит.

-Помните, с каких слов начинается сказка?

(Дети рассказывают сказку по частям).

Логопед хвалит детей за интересную сказку, которая у них получилась.

Дополнительно логопед предлагает  детям самостоятельно придумать сказку по сюжетной картине.

Оценка логопеда:

-Все молодцы, хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, научились придумывать сказки. Теперь сами сможете рассказать их другим детям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"

Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...

Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...

"Помогаем Айболиту" (конспект логопедического занятия по лексической теме "Животные жарких стран" с детьми старшего дошкольного возраста)

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возрастаПомогаем Айболиту (лексическая тема: Животные жарких стран)Цель: закреплять знания детей о животных жарких стран.Задачи...

Методическая разработка к занятию НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие».

Данный материал адресован учителям-логопедам, воспитателям, работающим в ДОУ на логопедических группах....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...