Методическая разработка: «Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (логопедия, младшая группа) на тему

Макшакова Наталья Дмитриевна

Предлагаю вам систему мероприятий по коррекции и развитию психоречевой сферы детей младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития в рамках одной темы. Речевое недоразвитие у детей зачастую сопровождается задержкой или своеобразием формирования других психических процессов. Именно этим объясняется комплексная направленность системы занятий, подразумевающую воздействие не только на речевую сферу, но и на восприятие, мышление, память. Систематизированный на основе различных источников материал предназначен для развития речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих трудности в формировании лексико-грамматических представлений, и способствует постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Методическая разработка:

«Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Учитель-дефектолог Макшакова Н.Д.

Урай 2014

Цель: Определение  наиболее  оптимальных  путей  в  осуществлении  индивидуально ориентированной  психолого-педагогической  помощи  детям  с  ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Задачи:

  • Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения во взаимосвязи с речью, развивать чувство ритма, учить ориентироваться в пространстве.
  • Расширить лексический запас детей. дать представление о транспорте;
  • Закрепить в речи предлоги «в», «по», «за», употребление имен существитель¬ных в предложном падеже;
  • Учить отвечать на вопросы полными ответами;
  • Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику: совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, развивать голос и дыхание (физиологическое и речевое), учить менять темп речи;
  • Развивать творческую фантазию и воображение.

Оборудование: Картинки по теме «Транспорт», игрушки по данной теме, атрибуты: руль, машины плоскостные, диск Железновой «Веселая гимнастика», папка–передвижка, оформленная по теме.

Словарь:

Существительные: машины, автомобиль, самосвал, эскалатор;

части машин: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз(песок, земля).

Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная,  железная, деревянная, пластмассовая.

Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять.

Числительные: один, много.

Предварительная работа: 

Рассказ о разных видах транспорта и показ на картинках, рассматривание на улице (на прогулках). Рассматривание на картинке грузовой машины и называние ее частей: кабина, кузов, колеса. Составление грузовой машины из геометрических фигур. Выкладывание для машины дорожки из кирпичиков, счетных палочек. Лепка колес для машины.

Ход занятия:

Встаем в круг.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на разных видах транспорта. Приготовьте свои пальчики.

1. Развитие мелкой моторики.

По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики, и выполняем движения руками, изображая: ходьбу, фонарики, руль, ракету, самолет.

Мы с первым пальцем-малышком  В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим — поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет.

Самолет средь туч летит — И гудит, гудит, гудит: У-У-У...»

2. Мимические упражнения.

Ребята мы прилетели в аэропорт, дальше поедем на автобусе

Представить: вы едете в переполненном автобусе.

Дефектолог:  «В автобус люди садятся, тесно прижимаются друг к другу (руки прижимаем к бокам, вдыхаем). Людей много, тесно, все сердитые, вот такие; остановка, выходят люди (выдохнули, расслабились), улыбнулись, все веселые, вот такие».

3. Упражнения для мышц шеи.

Шофер смотрит за пассажирами: поворачивает голову, смотрит, как там пассажиры, все в порядке? Что впереди на дороге, что справа, слева?

Можно включить диск Екатерины Железновой «Веселая гимнастика для малышей», упражнение «Автобус», дети выполняют движения и произносят короткие фразы и звукоподражания.

Вот мы в автобусе сидим, все сидим, и сидим

И из  окошечка глядим, все глядим.

Глядим назад, глядим вперед, вот так вот, вот так вот.

Но что автобус не везет, не везет.

Колеса закрутились, вот так вот, вот так вот.

Вперед мы покатились, вот так вот.

А щетки по стеклу шуршат, вжик, вжик, вжик.

Все капельки смести хотят, вжик, вжик, вжик.

И мы не просто так сидим: би-би-би, би-би-би.

 Мы громко, громко все гудим: би-би-би.

Пускай автобус наш трясет, вот так вот, вот так вот,

Мы едем, едем все вперед, вот так вот.

4.  Артикуляционная гимнастика.

Подъехали на автобусе к метро, а там есть лестница, которая сама поднимается и опускается. Мы тоже поедем на такой лестнице-эскалатору:

  • Медленно опускаем нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик

языка лежит за нижними зубами. Медленно закрываем рот.

  • А в метро едет электропоезд, паровоз пыхтит: п-п-п. Как пыхтит паровоз?

Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять. Поезд гудит. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

  • Выходим из метро, а там речка, дальше поплывем на лодочке. Улыбнулись,

красивая лодочка, ветер начинается, качается лодочка: Поставили указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимаем и опускаем уголки губ, сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

  • Надо веслом грести к берегу.   Высунули острый язычок-весло, гребем в

одну сторону и в другую. Перемещаем язык из одного угла рта в другой.

  • Пароход стоит на берегу и гудит: ы-ы-ы. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик

языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносим звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился  в  глубине   рта.   Спинка языка все время должна быть выгнута.

  • Едет легковая машина по дороге, колеса у нее маленькие, вот такие: губы

вытягиваем вперед трубочкой; едет самосвал- колеса у него большие, вот такие: открываем рот широко, губы тянем вперед

  • Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка

упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. Звукоподражание.

  • Прокололась шина у машины: ш-ш-ш. Губы вытягиваем вперед, рупором,

язычок чашечкой, поднимается вверх. (закрепляем только с детьми, у которых звук поставлен)

  • Надо шину накачать, чтобы поехать дальше. Произнесим звук с-с-с-с. Губы в

улыбке, язычок желобком, улыбнулись (закрепляем только с детьми, у которых звук поставлен), звук произносим длинно: ссссс, и коротко,отрывисто: с-с-с-с. Чередуем.

  • Машины едут по мокрой мостовой. Шину накачали,машина поехала, шины

шуршат: Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

  • Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».       .

6. Составление предложений с союзом а.

 «Предложение договори и его ты повтори». 

Лодка плывет, а машина... (едет).  Трамвай едет, а самолет... (летит).

Мотоцикл едет, а корабль... (плывет). Самолет летит, а автобус... (едет).

 Корабль плывет, а ракета... (летит).  Ракета летит, а поезд... (едет).

   7. Развитие связной речи

Вот к нам какая машина приехала, это грузовик.

Вот машина грузовая, Большая-пребольшая!

Она перевозит грузы. У неё есть кузов.

Вот кабина — в ней шофер,  Впереди у машины мотор.

У машины –чудеса, крутятся  все четыре колеса.

Какая машина приехала? Что она перевозит? Что есть у машины? (можно опираться на схему)

8. Речевая зарядка

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем транспорт называть:    (Шагать на месте.)

 По земле пассажиров возят

Машина, автобус и поезд.      (Вращать перед собой воображаемый руль.)

Самолет стремится в полет,    (Поднять руки в стороны и покачивать ими, как

самолет крыльями.)

 А корабль по морю плывет.    (Соединить ладони перед грудью, затем развести

руки в стороны волнообразными движениями,

имитируя морские волны.)

9. Сенсорное развитие «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай».

Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.

Дефектолог демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у нее, где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.

Впереди у самолета — нос.

Сзади у самолета — хвост.

Посередине — корпус.

С одной стороны — крыло.

С другой стороны — крыло.

У самолета два крыла.

Внизу у самолета три колеса.

Самолет летит вверх.

А потом самолет летит вниз (показывает).

 Художественное слово: стихи А. Барто «Кораблик», «Грузовик»,  А. Введенский «Песня машиниста»,  Т. Волгина «Паровоз»,  Э. Мошковская «Мчится поезд»

Н. Боева «По шоссе спешат машины…»:

По шоссе спешат машины   Шур, Шур, Шур    Шуршат их шины.

А машины разные:   Голубые, красные.

 Почему спешат машины?   И куда спешат машины?

 Ждут одну из них на стройке   Ждёт врача больной на  койке,

 Грузы важные завод    От машины тоже ждёт,-

 Потому спешат машины.  Шур, шур, шур- Шуршат их шины.                     Н. Боев

Самокат, самокат, Самокату очень рад.

Сам качу, сам качу Самокат куда хочу.                                                     И. Токмакова

Шофер

 Качу.  Лечу  во весь опор. Я сам — шофер, и сам — мотор.

Нажимаю на педаль — И машина мчится вдаль.                                            Б. Заходер

                                           Шофёр

На  нитке  машину  гулять  поведу.

На  нитке  домой  я  её  приведу.

Почищу  ей  кузов,  кабину,  мотор  –

 Машину  беречь  должен  каждый  шофёр.

                            Самолёт

Самолёт  постоим  сами.

Понесёмся  над  лесами,

Понесёмся  над  лесами,  

А  потом  вернёмся  к  маме.                                                                          А.  Барто 

             

   О чем грустят кораблики?

О чём грустят кораблики                                 Где можно на минуточку

От суши вдалеке?                                         Присесть и отдохнуть.

Грустят, грустят кораблики                            И где совсем, ни чуточки

О мели на реке.                                           Не страшно отдохнуть.                           В. Лунин

Загадки

В кабину сел шофер,

 Ключом завел мотор.

 Колеса крутятся — ура!

В дорогу нам давно пора.       (Машина)

Железная птица

По небу мчится

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. ( Самолет )

На море, в реках и озерах

По волнам плавает он скоро.

Везет и грузы, и людей

На море нет его быстрей!

( Корабль )

Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,

 Лишь оставили дымок

(Поезд

Дом по улице идет —

 На работу всех везет.

(Автобус)

Задания для воспитателей и родителей:

  • Вырезать  картинки  с  изображением  различного  транспорта  и  вклеить  их  в

тетрадь.

  • Дидактическая  игра  «Один  –  много»  (образование  множественного  и

единственного  числа  имён  существительных).

  • Подобрать  действия  к  предметам.            

Поезд  (что  делает?)   самолёт  (что  делает?)  пароход    (что  делает?)   .

  • Дидактическая игра   «Подбери  признак».  

Машина  (какая?)  –   …

автобус   (какой?)  –     … ; самолёт     (какой?)   –   ….  

  • Вместе  с  ребёнком  понаблюдать  на  улице  за  движением  различного

транспорта;  познакомить  его  с  такими  видами  транспорта,  как  наземный,  воздушный,  водный,  подземный,  железнодорожный;

Побеседовать  с  ним  о  необходимости  соблюдения  правил  дорожного,  а  также  о  профессии  шофёра;  

  • Для  закрепления  у  ребёнка  знаний  о  транспорте  и  уличном  движении

задать  следующие вопросы:

 Какие  машины  перевозят  грузы?  людей?  На  какой  свет  светофора  можно  переходить  улицу.


Используемая литература:

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. —  128   с.— (Серия «Логопед в ДОУ».)
  2. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / 3. Е. Агранович. СПб., 2001.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.
  4. Жукова Н. С.,МастюковаЕ. М., ФиличеваТ. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
  5. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  7. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. СПб., 2001.
  8. Лиманская Ольга Николаевна. КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.  – М, Издательство «ТЦ Сфера», 2009
  9. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2—3 года). Практическое пособие.- СПб.: Паритет, 2004.- 112 с.
  10. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с. + цв. вкл. 96 с.
  11. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Дошкольная тетрадь. — СПб., 2003.
  12. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). — СПб. : Паритет, 2008.—128 с.
  13. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  14. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
  15. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 104 с.
  16. Шорыгина, Т. А. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. М., 2000-2004. (Серия «Путешествие в мир природы»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы к изучению родного хантыйского языка с детьми младшего дошкольного возраста"

В детском саду «Оленёнок» села Казым на протяжении нескольких лет ведётся работа по изучению хантыйского языка с детьми.Познакомившись с финно-угорским проектом «Языковое гнездо» в феврале 2011 года, ...

Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...

Обучение в движении – запас для дальнейшего развития интеллекта. Использование технологии В.Ф. Базарного в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В статье говорится об использовании в организации образовательной деятельности технологии В.Ф. Базарного, цель которой формирование физически здоровой личности через обучение в движении как способа ра...

НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме  "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...