Главные вкладки

    Статья (младшая группа) на тему:
    Обучение в движении – запас для дальнейшего развития интеллекта. Использование технологии В.Ф. Базарного в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Чернова Ирина Сергеевна

    В статье говорится об использовании в организации образовательной деятельности технологии В.Ф. Базарного, цель которой формирование физически здоровой личности через обучение в движении как способа работы с гиперактивными детьми.

    Задачи, решаемые в ходе использования данной технологии, внедрения в практику работы с малышами режима динамических поз: повышение уровня эмоциональной устойчивости, предотвращение депрессивного состояния, засиженности, утомляемости, укрепление иммунитета, улучшение физического состояния.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_v_dvizhenii.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение в движении – запас для дальнейшего развития интеллекта. 
    Использование технологии В.Ф. Базарного в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Чернова И.С.

    воспитатель группы раннего возраста

    ГБДОУ детского сада № 65

    Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    «Солнышко»

    При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья детей (питание, экология, психологический комфорт и т.д.) на первое место выходит фактор двигательной активности. Время не стоит на месте, смена устоев сказывается на детях, и все чаще мы слышим о синдроме дифецита внимания и гиперактивности. Гиперактивные дети требуют особого подхода. История даёт нам немало примеров как великие люди сочиняли стихи, изобретали, делали уникальные открытия, размышляя на ходу. Но, как ни парадоксально, и педагоги и медики все больше говорят о малоподвижном образе жизни наших детей, неправильно организованной двигательной активности, гиподинамии у школьников и взрослых. «Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот образ жизни сами и создаём. Так, например, ребёнок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Ещё с древних времён люди знали, что движение - это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей: только в положении сидя за столом. И так из года в год…всю жизнь. Нет выбора!»

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста я постоянно сталкиваюсь с проблемой гиперактивности у детей, необходимостью правильно организовать образовательную деятельность, чтобы избежать переутомления. Поэтому одним из приоритетных направлений в моей деятельности является использование оздоровительной технологии В.Ф. Базарного, представленной в его работе «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольного воспитания». Владимир Филиппович Базарный — российский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики.

    Цель технологии В.Ф. Базарного: Формирование физически здоровой личности через обучение в движении как способа работы с гиперактивными детьми.

    Задачи: повышение уровня эмоциональной устойчивости, предотвращение депрессивного состояния, засиженности, утомляемости, укрепление иммунитета, улучшение физического состояния.

    В своей работе с малышами я использую режим динамических поз, разработанный и внедрённый в практику образования В.Ф. Базарным. Суть режима динамических поз заключается в периодической смене поз ребёнка: положения «сидя» и положения «стоя». Такое чередование благоприятно действует на центральную нервную систему и работоспособность. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления глаз, сохраняя здоровье. Следуя методике В.Ф. Базарного, я планирую построение образовательной деятельности с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя».

    Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояния-сидения», может осуществляться посредством конторок (специальное приспособление в виде высокого стола), так и просто стоя за столом. Особенность конторок состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечнососудистой системы, активный режим для нервной системы.

    Данная технология за счет использования зрительной гимнастики позволяет создать условия для предупреждения близорукости. В работе я часто использую офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. В работе я использую разные виды упражнений, которые носят игровой характер в них включаются сюрпризные моменты, стихи, потешки.

    Пример упражнения «ЛОШАДКА»

    Мы поскачем на лошадке (прослеживание глазами за указкой с изображением предмета, которой водит педагог)

    Вправо- влево. (вправо-влево)

    Вверх-вниз. (вверх-вниз)

    Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движение глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория на тренажере отличается по цвету, это делает схему яркой и интересной для детей. На специальную палку-указку прикрепляется любая картинка, за которой дети следят глазами. Данные занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

     Следуя технологии В.Ф. Базарного я использую с детьми выполнение речемоторных упражнений под шаговый ритм (это раскрепощенный двигательный режим).

    Данная технология затрагивает не только физическое, но и духовное, и интеллектуальное развитие детей. Чтобы вернуть детям цветной яркий мир, расширить зрительные горизонты используются различного виды театра с яркими декорациями.

    Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.

    Положительные результаты не заставляют себя ждать: дети легче осваивают программу. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Раскрепощенный двигательный режим помогает детям быть крепче как эмоционально, так и физически.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу...

    Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста

    Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы ...

    Консультация для родителей "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА               Физическая культура занимает ва...

    Оформление и использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения

    Материал носит как теоретический материал - ориентиры воспитателям при оформлении уголка, так и фотографии с использованием уголка...

    «Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста - гимнастика для глаз».

    Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того,  как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее....

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( опыт работы)

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста( опыт работы)...