Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение « Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад « Радуга»комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Выступление на методическом объединении

воспитателей младших и средних групп

на тему:

«Экспериментирование  с детьми

младшего дошкольного возраста»

        Подготовила:

        воспитатель 2 мл.группы

        Фомичева Е.В.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориетировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: « Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного  развития ребенка»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их..

Задачи:

 - стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность  детей в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

 - показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно – поисковое развитие детей.

В работе по организации опытно – экспериментальной деятельности мы должны учитывать алгоритм подготовки:

1.Выбор объекта исследования.

2.Предварительная работа ( наблюдения или зарисовки отдельных явлений).

3.Определение типа, вида и тематики экспериментирования.

4.Выбрать цель.

5.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти и мышления.

6.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования

7.Согласно возраста детей, подобрать пособия и оборудование.

8.Обобщение результатов исследования.

9.Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

10.Прогназирование результата

11.Закрепление последовательности действий.

12.Закрепление правил безопасности.

Поставленная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной и преодолимой для ребенка. Она должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально – познавательной деятельности.

Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей  проблемной ситуации в форме беседы с элементами  дискуссии, развивает мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему. Роль нас, воспитателей заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме диалога, используя эвристический ( поисковый) метод. Дети думают, вместе с детьми ищем ответы, решения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес  к познавательному объекту. В своей речи мы используем выражения: например, « Подумаем вместе», « Думаю так, как ты». Если ребенок ошибся, можно сказать ребенку: « Ты сейчас принял такое решение, а теперь давай послушаем, как думают другие ребята; или можно спросить «кто думает иначе?»

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них познавательную активность предлагается ряд игр с водой. Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов.

Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.

Слайд 1.

Опыт «Тонет не тонет». Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Слайд 2.

Опыт «Кораблики». Цель: познакомить с элементарной познавательно-исследовательской деятельностью и экспериментированием. Развивать дыхательную систему.

Вывод: бумага плавает, бумага намокает в воде, рвется, бумага не тонет, 

Слайд 3.

Опыт «Выжми мочалку». Цель: способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.

Вывод:  губкой можно вытирать - она впитывает воду.

Слайд 4.

Опыт с солью «Научим яйцо плавать». Цель: Познакомить детей с отличительными свойствами солёной и пресной воды (вкус и плотность).  Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.

Слайд 5.

Опыт «Радуга в стакане». Цель: развивать у детей исследовательские навыки, умение поставить несложный опыт.

Вывод: салфетка намокает, а цветная краска от фломастеров делает этот процесс наглядным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 1 ТЕМА: «Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет».

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. 1. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.2. Ведущая деятельность &ndash...

Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»

Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...

Методическая разработка по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Правила пользования столовыми приборами».

Цель и задачи игры: - помочь ребёнку научится вести себя за столом;- помочь ему усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят;- развивать умение правильно пользо...

Анкета для родителей младшей группы ДОУ на тему " Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" 30 Ноября 2022г.

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны)....