Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Васина Галина Петровна
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorsb._tehn._k_pedsovetu.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Мою группу посещают дети с системными речевыми нарушениями. Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, задержку психического развития характерны неустойчивость внимания, неумение вовремя включиться  в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, быстрая утомляемость, незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с данными отклонениями, у детей с ОНР наблюдается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность пространственно-временной ориентировки. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, это совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

В систему оздоровительной работы включаю следующие здоровьесберегающие технологии:  

Утренняя гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Бодрящая гимнастика после сна

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Физминутки

Динамические паузы

Занятия по здоровому образу жизни

Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей считаю утреннюю гимнастику. Занятия под ритмичную веселую музыку организуют детей, развивают не только координационные способности, но и ловкость, гибкость, пластику. Формируют у детей способы контроля и самоконтроля за движениями. Утренняя гимнастика в детском саду проводится ежедневно, комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно в первой и второй половине дня, индивидуально и по подгруппам. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбирает логопед в соответствии с нарушенным звуком у ребенка и специальным комплексом упражнений для каждой группы звуков. Например, для группы шипящих звуков  используются  упражнения «Трубочка», «Заборчик», «Маляр», «Чашечка», «Грибок»  и др. В комплекс упражнений для свистящих звуков включаю следующие упражнения: «Сделай язык широким», «Наказать непослушный язычок», «Загнать мяч в ворота».

Одной из форм оздоровительной работы является пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.  Пальчиковая гимнастика стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции, тренирует мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев рук. Это не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Когда ребенок усвоит свободное выполнение фигурок («Очки», «Флажок», «Лодка», «Пароход», «Цветок», «Солнечные лучи» и другие), то упражнения  усложняю: разыгрывание небольших сценок («Какая у кого песенка», «Мяч», «Весна», «Пироги»); разыгрывание русских народных потешек («Кошкин дом»); придумывание сказок с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

«Веселые льдинки»

Под самым карнизом,                (Сжимают и разжимают пальцы рук)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки                 (Стучат пальчиками по столу)

Весеннее солнце.                        (Поднимают руки и делают «солнышко».)

Сверкая, бегут                               (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

 По сосулькам слезинки…

И тают сосульки –

 Веселые льдинки.                       (Стучат по столу пальцами.)

«Луч»

Солнца луч скользнул                  (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

                    в окошко.

Я зажму его в ладошке.              (Соединяют обе руки в замочек.)

Аккуратно, чуть дыша,                (Смотрят в ладошки, чуть приоткрыв их.)

Спрячу в ларчик малыша.          (Опять закрывают и убирают руки под стол.)

И тихонько шаг за шагом           (Пальчики шагают по столу.)

Маме отнесу бродягу.                (Сжатые руки вытягивают вперед.)

«Домашние животные»

Показывают поочередно пальцы на одной, затем на другой руке, начиная с больших пальцев.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

 Для развития мелкой моторики кисти рук кроме пальчиковой гимнастики в течение дня  я использую следующие игры и упражнения: выкладывание узоров из мелких камешков; «пальчиковый театр»; застегивание и расстегивание пуговиц разной величины; перематывание цветных клубочков ниток;  работа с предметами и различными материалами (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, пазлы, крупы, соль); выкладывание фигур из счетных палочек; обведение контура изображенных предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных рисунков ровными линиями, штриховка вертикальная, горизонтальная; работа с бисером, ниткопись (выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесенных на бархатную бумагу).

 Самомассаж  рук - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Это одна из эффективных технологий по подготовке руки детей с речевыми нарушениями к письму.  При обучении детей самомассажу  я использую массажные движения по ладоням, кистям рук: поглаживание, растирание, сгибание и разгибание пальчиков. Использую упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности. Самомассаж способствует не только физическому укреплению детей,  но и оздоровлению его психики. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

В работе с детьми использую следующие упражнения по массажу рук.

 Растирание ладони. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец).

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо - удальцы!

Растирание предплечья. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали.

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

В работе с детьми использую «сухой» массаж, цель которого: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук. Для создания «сухого бассейна» использую емкость, которую заполнила промытой и просушенной фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.

 Песочная игротерапия. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в работе  с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи весьма эффективно. Они вызывают у детей положительные эмоции и удачно сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает мелкую моторику. Кроме того, движения рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как ребенок увлечен действием и игрой, а песок и вода обладают релаксационным действием. Как результат работы взаимодействия с песком и водой – это стабилизация эмоционального, т.е. психофизического состояния детей. Именно поэтому я провожу с детьми игры и упражнения в центре песка и воды.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя или уменьшая количество повторений. Подвижные игры с детьми использую и в организованной деятельности, и в режимных моментах, и на прогулке. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения. Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями, эмоциональный подъем (радость, удовольствие, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих  детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Провожу вводную часть перед каждым настроем:

Предлагаю детям: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию … (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Прислушайтесь, что я хочу вам рассказать…»

Системная  работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.

Гимнастику для глаз использую для снятия у детей зрительной нагрузки, развития остроты зрения. Провожу её в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Регулярная гимнастика для глаз способствует снижению утомляемости, укрепляет мышцы и служит профилактикой нарушения зрения. Во время её проведения использую наглядный материал: различные схемы зрительно-двигательных траекторий «Цветочки», «Бабочка», упражнения «Пчелка», «Веселая неделька», «Снежинки», «Жук», «Солнечный зайчик». Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда.  Упражнения способствуют снятию напряжения, расслаблению.

«Кошка»

Вправо, влево смотрит кошка

- Мяу-мяу, где ты, крошка?

(Смотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз.)

А мышонок ей в ответ:

- Там, где был, меня уж нет!

«Белка»

Белка дятла поджидала

(резко перемещать взгляд вправо – влево),

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри

(перемещать взгляд вверх – вниз),

Вот орехи: раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

Очень важно научить ребенка правильному дыханию, так как дыхание знергетическая основа нашей речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, выразительно и четко.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Учитывая, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике нарушения физиологического и речевого дыхания, работу по преодолению нарушения речи провожу комплексно, включаю в нее «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха. Также использую дидактические пособия «Осенний листопад», «Сдуй снежинку», «Остуди чай» и др.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, а также являются профилактикой заболеваний ЛОР-органов.

Ежедневно после дневного сна в течение 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику.  В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание (согласно сезону), полоскание горла солевым раствором.

 Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. « Добрый день! Скорей проснись! Солнцу шире улыбнись!»  Такими словами приветствую просыпающихся детей.

Гимнастика пробуждения.

  1. Спокойно сделайте вдох, выдох полным дыханием.
  2. Пошевелите пальцами рук и ног.
  3. Сожмите пальцы в кулаки.
  4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините их в замок.
  5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  6. Опустите руки.
  7. Разотрите ладони до появления тепла.
  8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
  10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
  11. Потяните две ноги вместе.
  12. Прогнитесь.
  13. Сели.
  14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

Мысленно пожелайте всем хорошего настроения. Дыхательную гимнастику провожу в игровой форме, для детей старшего дошкольного возраста эффективными и полезными являются следующие упражнения: « Вырасти большой», «Часики», «Петух», «Гуси летят», «Насос», «Регулировщик», «Паровозик» и др.  

Я широко использую босохождение детей по  массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки). Надавливая на активные точки подошвы стопы происходит стимулирование функции многих внутренних органов. Поэтому массаж стоп у детей способствует гармоничному развитию и оздоравливанию.  

С целью предупреждения утомления во время проведения  НОД провожу двигательно-оздоровительные  физминутки. Составила картотеку физминуток по тематике занятий, проводимых с детьми. В процессе проведения физминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. В работе использую разные виды физминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.

 «Птички»

Птички стали собираться,     (Бегают врассыпную.)

На поляне все садятся.           (Приседают на корточки.)

Предстоит им долгий путь –

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу.           (Встают и вновь машут руками.)

Вот и юг. Ура! Ура!                   (Бегут по кругу.)

Приземлиться нам пора.        (Приседают на корточки.)

«Компот»

Дети маршируют, образуют круг.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,           (Крошат.)

Грушу будем мы рубить,          (Рубят.)

Отожмем лимонный сок,         (Отжимают.)

Слив положим и песок.             (Кладут.)

Варим, варим мы компот.        (Приседают.)

Угостим честной народ.            (Хлопают в ладоши.)

В перерывах между занятиями провожу двигательные разминки. Их цель: предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка способствует увеличению двигательной активности детей.

Образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий:  становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обучения здоровому образу жизни: провожу серию занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого я провожу занятия, беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т. д.

 Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нём, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. 

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи я использую разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях; мастер-классы «Подвижная игра как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья», «Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет»; консультации «Здоровье ребенка в наших руках», «Режим – главное условие здоровья ребенка», «Развиваем пальчики», «Как помочь детям с плоскостопием», «Зарядка – это весело», «Подвижные игры в системе коррекционной работы», «Игра – лучший помощник занятий с детьми дома» и др.; участие родителей в подготовке и проведении праздников, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада или города. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада. Привлекаю родителей к участию в проектной деятельности. Мною был проведен проект по ознакомлению детей с различными видами спорта «Мы любим спорт», в котором активное участие приняли родители группы.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, оптимизирует процесс коррекции речи,  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова

Выступление на педсовете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)»

                                                                                                               

                                                                                    Подготовила    воспитатель

                                                                                    высшей квалификационной

                                                                                    категории

                                                                                    Васина Г. П.  

                                       

                                             2017 – 2018 учебный год                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А.Сухомл...

Проект по здоровьесберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Шесть шагов к здоровью».

Направление проекта на здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В преамбуле Устава Всемир...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются понятие условия формирования здорового образа жизни дошкольников....