Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Клименко Тамара Федоровна

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А.Сухомлинский Охрана здоровья детей приоритетное направление деятельности всего общества. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Актуально именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности , направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название « здоровьесберегающие технологии». Основные задачи нашего детского сада – это подготовить ребёнка к самостоятельной жизни , дав ему для этого необходимые умения , навыки, воспитав определённые привычки. Формировать у дошкольников осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности, реализовать комплекс здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно- образовательного процесса , создание психолого – педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. В нашем детском саду созданы педагогические условия для внедрения в практику здоровьесберегающих технологий. Основными из условий являются :  организация различных видов деятельности детей в игровой форме;  организация культурного творчества дошкольников;  оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием педагогических работников : воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые я сразу использую в практике повседневных жизненных ситуаций. Цель: посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку возможность сохранения и укрепления здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи здоровьесбережения - подготовка ребёнка к самостоятельной жизни , формирование привычки к ЗОЖ ,обучения, оздоравливания детей. Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроения и снятие психоэмоционального напряжения. Каждое утро у нас начинается с утренней гимнастики , которая проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Я использую ходьбу по дорожкам «здоровья», лёгкий бег и так далее. Закаливание в режиме дня • Соблюдение температурного режима в течение дня. • Правильная организация прогулки и её длительность. • Облегчённая одежда для детей в детском саду. • Гимнастика «пробуждения» после сна. • Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди • Полоскание рта после еды кипяченой водой. • Ходьба босиком по «дорожке здоровья». • Контрастное обливание ног (летом). • Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий. • Дозированная оздоровительная ходьба по «Терренкуру». • Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия). • Дыхательной гимнастики на занятиях по физкультуре. • Массаж грудной клетки махровой рукавичкой с детьми. • Точечный массаж по А.А. Уманской. • Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. • Пальчиковая гимнастика и закаливающий массаж ступней ног . Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 25 мин( перед занятием хорошо проветриваю помещение.) в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- с малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используются элементы спортивных игр. Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще используем авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят “олицетворять” их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, пальчиковый театр, игрушки би-ба-бо, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, так как придуманная ребёнком сказка, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами до конца не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки следует помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используется музыка для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используется перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаем спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку, дети закрывают глаза и представляют себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращается внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела. Изотерапия - способ оздоровления детей по средствам искусства. Это благотворное психологическое воздействие, направленное на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека ( рисованием , лепкой, аппликацией, оригами и т.д). Таким образом, комплексная методика направлена на всестороннее развитие ребенка. Прогулка является средством укрепления здоровья и профилактики утомления детей. Пребывания на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита и сна. Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах , разнообразных физических упражнениях удовлетворить. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. Только понижение температуры до -15/-20 градусов или ветреная погода, вьюга могут ее отменить. При этом зимняя одежда ребенка должна быть теплой, легкой, чтобы не стеснять движений. Не нужно укутывать, его -температура кожи под толстыми слоями одежды повышается ,теплоотдача высокая, двигаясь ребенок потеет и вероятность заболеть. Ежедневно после дневного сна провожу гимнастику пробуждения 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Дыхательную гимнастику провожу в проветриваемом помещении, рассказываю детям об обязательной гигиене полости носа, рта. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, использую традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки). В моей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажёрами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным своими руками (коврики с пуговицами, ребристая дорожка и т.д.). Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей использую нетрадиционные приемы работы: «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса; ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног. Основой для успешной работы являются  Непрерывность процесса  Системность и последовательность  Доступность и достаточность индивидуальной и физической нагрузки  Обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений  Чередование нагрузок и отдыха С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:  открытые занятия с детьми для родителей;  педагогические беседы с родителями, общие и групповые родительские собрания;  консультации;  совместные досуги ;  выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;  участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;  совместное создание предметно – развивающей среды;  работа с родительским комитетом группы, анкетирование. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках-передвижках (“Инструменты здоровья”, “Бабушкины рецепты” “Если хочешь быть здоров - закаляйся!”, “Правильное питание” и т.д).Таким образом, проводимая в ДОУ физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по сохранению здоровья детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении Результаты своей работы я вижу в улучшение показателей здоровья детей моей группы; в формировании у них потребности заботиться о своём здоровье; создание здоровьесберегающего образовательного пространства в группе и семье; обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.