Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
В данной статье раскрываются понятие условия формирования здорового образа жизни дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование современных здоровьесберегающих технологий
в работе с дошкольниками»
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Иными словами, здоровье не может быть в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек (природа, домашняя обстановка, социальное окружение и т.д.), всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебе, труде, отдыхе), его назначения и целей, духовного развития.
Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, персонала ДОУ и родителей. Только объединив усилия, можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников к собственному здоровью.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что здоровье детей в любом обществе является важнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны.
Цель данной статьи – раскрыть понятие «Здоровый образ жизни», изучить важнейшие составляющие здорового образа жизни дошкольников.
«Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества», — считает автор доктор медицинских наук И. И. Брехман.
Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья. Вот почему овладение дошкольниками ценностями и навыками здорового образа жизни является одной из важных задач воспитания.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Состояние здоровья человека оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному:
- соматический - гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде;
- социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру;
- личностный - стратегию жизни человека, степень влияния человека над обстоятельствами его жизни.
Исходя из этого, здоровье человека определяется как совокупность состояний человека, определяющих его самочувствие, работоспособность и отношение к окружающему миру.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и духовном:
- под физическим здоровьем обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;
- под психическим здоровьем понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме;
- под духовным здоровьем принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, Родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения Вселенной.
Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».
Итак, здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Некоторые исследователи считают, что здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины”.
В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и формирование культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.
Культура здорового образа жизни - это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовки.
Выстраивая систему целей для формирования мышления дошкольника относительно здоровья, необходимо принять во внимание следующее. Ребенок может с удовольствием выполнять все предлагаемые игры, упражнения, вести беседы, но потом вскоре забыть все, о чем говорилось, если он не поймет целесообразности выполняемой деятельности. Значит необходимо создать объект подражания, на который организм будет отзываться. А это возможно, если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как
основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью.
Формирование культуры здорового образа жизни детей – это комплексное формирование их знаний, умений и навыков, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Составляющие ЗОЖ дошкольников
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Здоровый образ жизни как система определяется тремя основными элементами, которые дополняют друг друга:
- культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость;
- культура движения. Оздоровительным эффектом обладают физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры;
- культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой. Положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.
Для успешного формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, его пропаганда;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- систематические занятия физической культурой, спортом, туризмом;
- педагогический коллектив, как эталон здорового образа жизни;
- противодействие распространению вредных привычек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А.Сухомл...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...
Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...
Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Предложенная модель организации работы по развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...
"Су-Джок терапия как современная здоровьесберегающая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Новизна: новый подход в решении проблемы улучшения здоровья детей, совершенствования таких психических функций, как внимание, память, развитие речевой и творческой сфер детей путём применения здоровье...