Проект по здоровьесберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Шесть шагов к здоровью».
проект (старшая группа) на тему

Васильева Наталья Васильевна

Направление проекта на здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Рябинка»

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

 действует, бегает, кричит, пусть он

находится в постоянном движении!

Руководитель проекта:  Васильева Н.В.

Проект по здоровьесберегающей технологии в работе

с детьми старшего дошкольного возраста

 «Шесть шагов к здоровью».

Актуальность проекта:

   Самая большая ценность для человека – здоровье. Актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов»

Цель проекта: Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.

Задачи проекта:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни. 
  • Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
  • Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
  • Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания.
  • Рассказать детям о витаминах и полезных продуктах;
  • Знакомить детей с возможными травмирующими ситуациями. Учить некоторым правилам оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина, вызов скорой помощи)

Тип проекта: познавательно — творческий, групповой

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации: с 12. 02. 18 по 21. 02. 18г.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители

Ожидаемые результаты:

  • Знать несложные приёмы самооздоровления.
  • Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт)
  • Повышение речевой активности, активизация словаря.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
  • Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
  • Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный Изучить методическую, научно — популярную и художественную литературу по теме

  • Подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности
  • Составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, зрительной и дыхательной гимнастики
  • Привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

Как сохранить своё здоровье в условиях Заполярья? 

2-й этап – Основной 

Работа с детьми по дням недели:

Понедельник – «Сохрани своё здоровье сам» 12. 02. 2018 г.

Цель: Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму:

Задачи: бережно и заботливо к нему относиться, формировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить детей любить себя и свой организм, закрепить знания о полезных и вредных привычках, формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье, прививать любовь к физическим упражнениям.

  • Режимный момент “В гостях у доктора Айболита”.
  • Заучивание пословиц и поговорок о здоровье.
  •  Рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята»
  • Беседа: «Что я знаю о здоровье?»
  • Дид. игра «Полезно-вредно»«Что нам нужно для здоровья» (с мячом)

Вторая половина дня:

  • Витаминизация «Чиполино» (зеленый лук и чеснок)
  • Сюжетно — ролевая игра «Больница» — дать детям представление о деятельности разных врачей (лор, терапевт, хирург, формировать эмоционально- познавательное общение детей друг с другом и со взрослыми, воспитывать интерес к медицинским профессиям, желание заботиться о своём здоровье.
  • Чтение художественной литературы Шорыгина Т. «Зарядка и простуда»

Вторник — «Я и мое тело» 13. 02. 2018 г.

Цель: Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.

Задачи: Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, лёгкие, печень), расширять знания детей об организме человека, научить любить себя и свой организм, вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье.

  • Беседа «Мое тело»
  • Рассматривание иллюстраций «Тело человека»«Органы человека», портретов людей разной внешности
  • Экспериментирование  « Ощути мышцы»
  • Экскурсия в массажный кабинет.
  • П.И: «Не спи, не зевай»«День — ночь»«Живые часы»
  • Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»

Вторая половина дня:

  • Загадывание загадок про части тела.
  • Д/и «Зеркало»
  • Сюжетно ролевая игра «Больница»
  • Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

Среда – «День Витаминки» 14. 02. 2018г.

Цель: Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания.

Задачи: Объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

  • Экскурсия на кухню — наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «Продукты»«Овощи»«Фрукты»
  • Познавательное занятие «Режим питания»
  • Упражнение «Знакомство с продуктами питания»
  • Лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Вторая половина дня:

  • С/р игра "Овощной магазин ".
  • Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
  • Разукрашивание картинок с овощами и фруктами

Четверг – «Как мы победили болезнетворных микробов» 15.02. 2018 г.

Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровью.

Задачи: Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются, дышат), их пользе, вреде; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, применять информацию для решения поставленных задач).

  • Беседа с медсестрой детского сада о болезнетворных микробах.
  • Беседы: «Кто такие микробы?»«Что любят микробы?»«Враги микробов».
  • Выращивание лука для отпугивания микробов – вирусов;
  • Рассказывание о пользе лука воспитанникам ДОУ
  • Чтение педагогом (энциклопедий, рассказов, сказок, стихотворений по теме проекта).
  • Экспериментирование  (с целью сравнения загрязнения снега).

Вторая половина дня.

  • С/р игры: «Поликлиника»«Кафе»
  • Хозяйственно-бытовой труд «Чистая группа – залог здоровья» (мытье игрушек)
  • Дидактические игры ( «Пирамида здоровья»«Аскорбинка и ее друзья»«Валеология» (уход за органами чувств)«Правильное питание»«Мы — спортсмены»«Вредные советы»
  • Использование музыки для релаксации в совместной деятельности;
  • Чтение художественной литературы Остер Г. «Петька – микроб»
  • Конкурс совместно с родителями «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»

Пятница – «Чистота – залог здоровья» 16. 02. 2018 г.

Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддерживать чистоту тела, продуктов, помещений.

  • Лаборатория: «Моем руки с мылом  – избавляемся от микробов» — закрепить правила личной гигиены.
  • Чтение худ. литературы Яснов М. "Я мою руки", «Мойдодыр»
  • Советы Мойдодыра – знание правил гигиены.

Вторая половина дня.

  • Коллективная работы в групповой комнате –мытье игрушек.
  • Просмотр мультфильмов.

Понедельник. «С физкультурой дружить – здоровым быть!» 19. 02. 2018 г.

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Задачи: Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

  • Беседа с детьми «Что такое здоровье»
  • Беседа – рассуждение «Я – спортсмен». Физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение), упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.);
  • Загадки о спорте.

Вторая половина дня.

  • Работа в спортивном уголке: рассматривание альбома «Виды спорта».
  • Д/и «Продолжи фразу»«Кому что нужно?»«Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».
  • П/и «Не урони палку»«Делай вот так»«Кто быстрее?»
  • Игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места;
  • Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»
  • Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования (с привлечением родителей).

Вторник.  «Полезные продукты» 20. 02. 2018 г.

Цель: сформировать у детей представления о разнообразии питания и важности

соблюдения пищевого режима, дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.

  • Беседа «Мое здоровье и витамины»«Кисломолочные и бифидосодержащие продукты»;
  • Экскурсия на кухню;
  • Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья»«Что едят в сыром (вареном) виде?»«Валеология или здоровый малыш»;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.

Вторая половина дня:

  • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
  • Чтение художественной литературы Авдеенко К. «Помидор»

Среда.  «Если хочешь быть здоров — закаляйся!» 21. 02. 2018 г.

Цель: Познакомить детей с правилами закаливания, его пользе для организма; знать правила оказания первой помощи при различных травмах, правила поведения во время болезни

  • Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  • Проведение закаливающих процедур с детьми — «О том, как мы закаляемся в группе»
  • Игра «Окажем первую помощь»
  • Развлечение «Волшебное путешествие в страну здоровья»
  • Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

Работа с родителями:

  1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
  2. Консультации: «Закаляемся правильно»«Безобидные сладости», «Режим дня»
  3. Совместная творческая деятельность. Рисование: «Микробы и вирусы»
  4. Совместная деятельность. Музыкально-спортивное мероприятие «Папа, мама, и я спортивная семья»

3-й этап – заключительный.

Итогом всей нашей работы станет:

 Презентация проекта.

Выводы:

  • Погружение детей в тему о здоровье даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что  здоровье нужно беречь.
  • Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно — образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.

Литература для детей:

  • Авдеенко К. «Помидор»«О здоровье»
  • Анпилов А. «Зубки заболели»
  • Барто А. "Прогулка", "Грипп", "Прививка"
  • Благинина Е. "Прогулка"
  • Витковская М. "О том, как мальчуган здоровье закалял"
  • Грозовский М «Распорядок дня»
  • Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»
  • Зайцев Г. «Дружи с водой».
  • Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра»
  • Кан Е. "Наша зарядка"
  • Карганова Е. «Наоборот»
  • Крылов А. "Как лечили петуха"
  • Кудашева Р. "Петушок"
  • Кузнецов А. "Кто умеет?"
  • Лубянко Н. «Гимнастика»
  • Маршак С. "Дремота и зевота", «Вот какой рассеянный…»«Я выросла»«Помощница»
  • Маяковский В. "Что такое хорошо и что такое плохо"
  • Михалков С. "Про девочку, которая плохо кушала", "Прививка", "Про мимозу", "Не спать", "Прогулка", «У меня опять 36, 5»«Чудесные таблетки»«Овощи»«Грипп».
  • Найдёнова Н. "Наши полотенца"
  • Остер Г. «Петька – микроб»
  • Пословицы и поговорки о здоровье
  • Рыжова Л. «Деловой человек»
  • Сизова Н.О."Валеология"
  • Силенок Е. «Мойдодыр»
  • Стихи Еремеевых М. и С. «С чего начинается утро»«Для чего нужна зарядка»«Руки мой перед едой»«Водные процедуры»«Все делай вовремя дружок»«Одевайся по погоде».
  • Токмакова И. "Мне грустно – я лежу больной"
  • Успенский Э. "Дети, которые плохо едят в детском саду"
  • Чуковский К.И. "Айболит", "Мойдодыр"
  • Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. "Правила поведения для воспитанных детей"
  • Шорыгина Т. «Зарядка и простуда»«Зачем соблюдать режим»«Веселый футбол»
  • Яковлев Ю. «Больной»
  • Яснов М. "Я мою руки".

МУЛЬТФИЛЬМЫ О СПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ

  • «Ваше здоровье»«Здоровье начинается дома»«Ёжик и здоровье»«Азбука здоровья»«Как здоровье, братец Лис»«Мойдодыр»«Королева Зубная щетка»«Планета вредных привычек»«Будь здоровье»
  • «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»:
  • «Скажи микробам нет»«Кому нужна зарядка»«Экономия времени»«Личная гигиена»«Здорово быть здоровым»«Распорядок».
  • «В гостях у лета»«Дедушка и внучек»«Квака-задавака»«Матч-реванш»«Метеор на ринге»«Неженка»«Необыкновенный матч»«Олимпионики», * «Отважные альпинисты»«Приходи на каток»«Самоделкин спортсмен»«Снежные дорожки»«Спортландия»«Старые знакомые»«Талант и поклоники», * «Футбольные звезды»«Чемпион»«Шайбу»

Литература

  1. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, — 72 с.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с.
  4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  5. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
  6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Приложение к проекту:

«Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми

старшего дошкольного возраста»

Тема: «Шесть шагов к здоровью».

Цель: раскрыть некоторые подходы укрепления и сохранения здоровья, как важнейшего фактора успешности образовательного процесса педагогов с детьми.

Задачи: расширить представления  о здоровье как физическом, духовном и социальном благополучии воспитателя и детей;   сохранения и приумножения своего здоровья и здоровья своих воспитанников.

6 шагов к здоровью на основе здоровьесберегающих технологий.

1. Самомассаж – один из самых простых и эффективных средств оздоровления, приемы самомассажа легко осваиваются и детьми, и взрослыми. Эта технология способна сформировать стиль утреннего пробуждения или кратковременного отдыха.

Самомассаж «Неболейка» (3 мин.)

1. Чтобы горло не болело, мы погладим его смело (поглаживают мягкими движениями ладоней шею сверху вниз).

2. Чтоб ни кашлять, ни чихать, надо нос нам растирать (указательными пальцами растирают крылья носа).

3. Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны).

4. «Вилку» пальчиками сделай и массируй ушки смело (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед ушами и за ними).

5. Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (потирают ладони).

2. Пальчиковая гимнастика – развивает мыслительную деятельность, память, внимание, речь ребенка, тем же полезна и для взрослых (3 мин.)

Упражнение «Дружба»

1.Дружат в нашей группе девочки и мальчики (дети сжимают и разжимают пальчики)

2. Мы сейчас подружим с вами наши пальчики (ритмично соединяют пальцы обеих рук).

3. Раз, два, три, четыре, пять, снова будем мы считать (поочередно соединяют пальцы обеих рук, начиная с мизинца).

4. Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать (поочередно соединяют пальцы, встряхивают кисти).

Упражнение «Змейка»

Сложить пальцы обеих рук «замком», выполнять плавные, растягивающие волнообразные движения кистями.

3. Подвижные игры - для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 

Игра «Зеркало».

Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью отражения.

4. Давайте перейдём к нашему дыханию. Дыхательная гимнастика - это прекрасное средство для насыщения организма кислородом, а также профилактика и лечение простудных заболеваний у детей и взрослых. Это общая стабилизация организма человека.

Упражнение на дыхание « Подыши носом».

 Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1.Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3. Левую ноздрю закрыть указательным пальцем левой руки. Правой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

4. Как только вдох будет закончен, открыть левую ноздрю, а правую закрыть указательным пальцем правой руки – через левую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

5. Гимнастика для глаз – важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз (в удобном для участников положении) – 3 мин.

  • Игра «стрельба глазами».

Вы с ребенком резко двигаете глаза в стороны и громко говорите «пиф-паф». Игра очень простая, но Вам с малышом не даст соскучиться.

  • «Часовщик»

Часовщик прищурил глаз (закрыть один глаз),

Чинит часики для нас (закрыть другой глаз). Открыть глаза.

  • «Что растет на грядке?»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать (выполняют круговые движения глазами).

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий (посмотреть вверх – вниз).

Там редиска, там салат – (посмотреть влево, вправо).

Наша грядка просто клад! (быстро поморгать).

  • Посмотрели глазки вверх,

А затем немного вниз,

А теперь мы поморгаем,

Чтобы глазки не устали.

Упражнение «Колечко»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Упражнение помогает развивать у детей функцию самоконтроля, концентрацию внимания. У детей развиваются межполушарные связи.

Пусть эти 6 шагов останутся с вами и напоминают о том, что здоровье ваше и ваших детей - главная ценность в жизни. Берегите, сохраняйте и укрепляйте здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его со...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и ...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной программы "Детство" группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни)

Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной программы "Детство" группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни)...

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) «Путешествие к королеве зубная щетка»

Задачи: научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью; закрепить правила личной гигиены, навык правильной чистки зубов; развить у детей способность к обобщению; воспитать потребн...

Статья Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые с детьми старшего дошкольного возраста»

Всемирная организация здоровьесбережения:Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творчески...

Презентация "Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте"

Куклотерапия как здоровьесберегающая технология работы с детьми в дошкольном возрасте...