Главные вкладки

    «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор. На каждой ступени развития общества человек развивался физически и совершенствовался умственно.

    Дошкольный возраст – период, когда развиваются двигательные качества и навыки, закаливается организм, создается фундамент совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

    Направления деятельности реализуются в следующих задачах:

    ·                 формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

    ·                 развивать его физические качества;

    ·                 воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

    ·                 обеспечивать физическое и психическое благополучие;

    ·                 создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.

    Исходя из вышесказанного, были определены направления деятельности нашего детского сада: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повышать сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создавать оптимальные условия для закаливания, воспитывать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorove.docx39.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

    ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА

    по программе курсов повышения квалификации

    на основе именного образовательного чека

     «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации»

    (вариативный блок, 36 часов)

    «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

                    Слушатель курсов

     Пономарева И.Д.,

     воспитатель МБДОУ№ 320

     

    _________________________________________

    (подпись, дата)

    Самара 2014 г

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    3

    1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    4

    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

    8

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    12

    ВВЕДЕНИЕ

    На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор. На каждой ступени развития общества человек развивался физически и совершенствовался умственно.

    Дошкольный возраст – период, когда развиваются двигательные качества и навыки, закаливается организм, создается фундамент совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

    Направления деятельности реализуются в следующих задачах:

    • формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
    • развивать его физические качества;
    • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
    • обеспечивать физическое и психическое благополучие;
    • создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.

    Исходя из вышесказанного, были определены направления деятельности нашего детского сада: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повышать сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создавать оптимальные условия для закаливания, воспитывать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе.

    1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 
    • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.);
    • подвижные и спортивные игры;
    • контрастная дорожка, тренажеры.
    1. Технологии обучения здоровому образу жизни. 
    • массаж;
    • спортивные развлечения, праздники;
    • день здоровья;
    • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра);
    • утренняя гимнастика;
    • физкультурные занятия;
    • бассейн;
    • точечный.
    1. Технологии музыкального воздействия. 
    • музыкотерапия;
    • сказкотерапия;
    • библиотерапия.

    Существует несколько видов здоровьесберегающих технологий:

    Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить. Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. 

    Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. 

    Релаксация.  Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

    Пальчиковая гимнастика.  Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий. 

    Гимнастика бодрящая.  Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель. 

    Гимнастика корригирующая и ортопедическая.  В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. 

    Физкультурные занятия.  Проводятся по плану в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. 

    Проблемно-игровые ситуации.  Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.  

    Самомассаж.  В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

    Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.

    Технология воздействия через сказки.
    Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

    Технологии музыкального воздействия.  В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

    Закаливание:
    - полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно;
    - умывание холодной водой после дневного сна; 
    - босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. 

    Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

    В своей работе мы используем «технологию   здоровьесбережения», включающую в себя следующие компоненты:

    • оздоровительную работу (закаливание): босохождение (по «дорожке здоровья»), воздушные и солнечные ванны, дыхательная гимнастика;
    • мероприятия с детьми: физкультурные занятия по физическому развитию, проведение дней здоровья, спортивных соревнований;
    • работу с родителями: проведение совместных физкультурных досугов, праздников (вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с семьями), родительских собраний, оформление папок передвижек;

       Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.

    В детском саду реализуем традиционные виды закаливания:

    • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика;
    • занятия физической культурой на прогулке;
    • воздушные ванны;
    • сон с доступом свежего воздуха;
    • хождение босиком по «дорожке здоровья»;
    • солнечные ванны.

    Закаливание воздухом.    

    Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания температуры воздуха и одежды детей, чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок.  Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

    При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

    Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

    Закаливание солнцем. 

    Закаливание солнцем происходит во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин (одномоментное). Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.

    В летний оздоровительный период мы практикуем босохождение по «дорожке здоровья» в групповой комнате, на улице.

    Во-первых, дорожка здоровья является хорошим помощником в оздоровительной работе  (закаливание, профилактика плоскостопия).

    Во-вторых, ее можно использовать, как дома, так и в детском саду.

    В-третьих, ее можно изготовить своими руками.

    Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья»  мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм.

    Здесь используется принцип смены различных видов поверхности для   воздействия  на все биологически активные точки  ступней ног.

    Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость. Регулярно делая массаж стоп, мы  улучшаем  здоровье своих детей.

    Дыхательная гимнастика.

    От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха. 

    Таким образом, проводимая нами работа дает положительные результаты по снижению заболеваемости, развитию у детей интереса к здоровому образу жизни.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
    2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
    3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
    4. СанПиН 2.4.1.3049-13
    5. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. 
    6. Федеральный государственный образовательный стандарт.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и ...

    Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

    Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО...

    Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    «Применениездоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»...

    Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в образовательном процессе ДОО....

    Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

    1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста 2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ для детей ста...

    Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

    Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...