Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Куртова Татьяна Михайловна

Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в образовательном процессе ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл var._blok_36ch_moya_rab_sotsioigr_teh.docx464.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

 «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации»

(вариативный блок, 36 часов)

«Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

                Слушатель курсов

Куртова Татьяна Михайловна,

 воспитатель МБДОУ№ 321

 

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2015 г

Содержание

Введение

3

1. Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста.

5

2. Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в образовательном процессе ДОО.

10

Список использованных источников

16

Приложение

17

 

        

Введение

В федеральном государственном стандарте прописана такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие ребенка. Поэтому мы не можем не рассмотреть эту тему. Социально-коммуникативное развитие направлено на  усвоение  норм  и ценностей,  принятых  в  обществе,  включая  моральные  и    нравственные ценности; развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и сверстниками;  становление  самостоятельности,       целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания,    формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,   формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей  и  взрослых  в  Организации;  формирование   позитивных установок к различным  видам  труда  и  творчества;  формирование   основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социоигровые педагогические технологии оказываются бесценными в решении данного вопроса. Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей.

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Смысл социоигровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Социоигровая педагогика, или социоигровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры –жизни между микро группами детей (малыми социумами). В микро группах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.  Педагог должен создавать условия для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

1. Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста.

Социоигровым подходом занимались такие ученые как Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаева, О.В. Пастюк, В.М. Букатов.  По мнению Е.Е. Шулешко - «Главная забота воспитателей – не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба».  Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило.

Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основными задачами социоигровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; формирование у детей навыков слаженной работы; развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

Существует несколько принципов, руководства в работе с детьми по социоигровой технологии:

• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в

разных уголках группы.

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно –то интересно.

• Движение и активность.

• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

• Принцип полифонии. За 133 - мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

1. Игры - задания для рабочего настроя («Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.).

2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом («Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.).

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха («Заводные человечки», «Карлики-великаны» и др.).

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно - исполнительский результат («Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.).

Педагог начинающий работать по социоигровой технологии должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигровой технологии на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен. Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Смена ролей связана с переключением внимания. Чем чаще дети во время занятия меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. В этом случае игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности и их гармоничное сочетание является залогом эффективного обучения. Но иногда в совместной организованной деятельности создаются очень напряженные моменты из-за нежелательного поведения некоторых детей, у которых имеются какие-то отклонения в социальном развитии, что является результатом неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно включить ребенка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.

Ну и, наконец, третий компонент такого занятия – работа детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая технология здесь явно отсутствует.

Социоигровая педагогика предусматривает в отличие от традиционной: умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата; субъект – субъектные отношения, где воспитанник и воспитатель – партнеры; развитие самостоятельности; отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом); занятие – игра – жизнь между микрогруппами ( малыми социумами – отсюда термин «социо-игровая»); игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе; равноправие детей и взрослых – основа социоигрового подхода (взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку).

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами.

2. Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в образовательном процессе ДОО.

Оптимальными, для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте в пары и тройки, а в старшем – по 5-8 человек.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, способствующая снятию физического и эмоционального напряжения, поэтому необходимо задействовать всё пространство группы, спальни и раздевалки. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Что помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности. Для получения задания, детьми в микрогруппах выбирается посыльный. А также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

Представляю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В. М. Букатов) на тему ««Природные зоны России».

Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения; умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Оборудование: макеты природных зон, макет глобуса, модель карты России, карточки животных природных зон.

Предварительная работа: чтение рассказов о растениях и животных Арктика, лес, пустыня, беседа о животных, занесенных в Красную Книгу, загадки о животных разных природных зон.

Сценарий:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Игра «Солнечный круг».

Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая коробка стоит на столе, а вы знаете что внутри как вы думаете, что там?

Ответы детей:

Воспитатель: Попробуйте отгадать.

Игра «Спрос - переспрос».

(если дети будут затруднятся в ответе, воспитатель помогает им, загадывая загадку о глобусе)

«На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю … глобус».

Воспитатель: Да, действительно, это глобус – модель земного шара. А теперь давайте рассмотрим, какие цвета вы видите на глобусе?

Ответы детей: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.

Воспитатель: Что же означают все эти цвета?

Ответы детей: зеленый-лес, желтый - пустыня, белый – арктика, синий – вода и т. д.

Воспитатель заглядывает в коробку и говорит:

Воспитатель: ребята, а в коробке оказывается не только был глобус, но тут еще есть и разноцветные полоски (зеленые, желтые, белые) .

Воспитатель: Давайте с помощью этих полосок объединимся в компании.

Ребята, обратите внимание, что в группе стоят столы, накрытые скатертями, которые соответствуют цвету ваших полосок. Подойдите каждый к своему столу.

(Каждая компания подходит к столу где скатерть соответствует цвету полосок.)

Компании идут к своим столам и делают динамическую паузу:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал

Компании придумывают название знаки готовности.

Задание посыльным:

1. Задание.

1. Посчитайте предметы зелёного цвета.

2. Посчитайте предметы белого цвета.

3. Посчитайте предметы жёлтого цвета.

2. Задание.

4. Посчитайте предметы с первым звуком А.

5. Посчитайте предметы с первым звуком С.

6. Посчитайте предметы с первым звуком М.

А вы ребята, внимательно слушайте и запоминайте ответы своих товарищей.

Динамическая пауза.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленками коснулись,

Сели-встали, сели-встали.

И на место побежали.

3. Задание. Расскажите о своей природной зоне.

Не называйте свою природную зону, пусть ребята сами догадаются, какая у вас природная зона. (А поможет вам в составлении рассказа мнемотаблица) .

Воспитатель: А сейчас я снова хочу обратить ваше внимание на глобус – модель земного шара. А здесь (обратить внимание детей на карту) плоскостная модель карты России. На ней обозначены природные зоны (пустыня, Арктика, лес,  соответствующие вашим макетам.

Следующее задание для посыльных.

4. Задание. У вас под каждым макетом есть модель природной зоны (силуэт). Возьмите модель попавшейся вам природной зоны и подойдите к пустому столу. На столе выберете растения и животные, чтобы заселить попавшеюся вам природную зону.

Воспитатель: Давайте с вами заселенные природные зоны прикрепим к плоскостной модели природных зон карты России.

Молодцы!

Продолжение беседы во второй половине дня:

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами сделали полезного?

Ответы детей: (мы сегодня говорили о растениях и животных природных зон Арктика, лес, пустынь, заселили растениями и животными плоскостною модель природных зон карты России).

Воспитатель: А кому мы можем рассказать, что мы делали сегодня?

Ответы детей: (маме, папе и т. д.).

Воспитатель: А кому мы можем еще рассказать?

Ответы детей: (детям из других групп и гостям ит. д.).

Воспитатель: Как мы можем это сделать?

Ответы детей: (нарисовать, дать макеты природных зон в группу, пригласить детей других групп к нам в госте и рассказать и т. д).

Молодцы!

 

 

Список использованных источников.

  1. Букатов В.М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов».
  2. Букатов В.М. «Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».
  3. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. Учебное пособие.
  4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. -  СПб ; ООО «Идательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011

Приложение.

Загадки по природным зонам.

• Он бурый и мохнатый и немножко косолапый (медведь) .

По пустыни жаркой, знойной

Караванами идут,

На своих горбах огромных

Грузы для людей везут.

Они едят одни колючки,

А воду редко пьют.

Кто же это, догадались? (верблюд)

•Ну и платье: сплошь иголки, его носят только. (елки) .

•Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (лису) .

•Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко

Ну, конечно, это (белка)

•В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется (медведь)

•На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? (белка)

•Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!

Удрала, а хвост в руках (Ящерица)

•Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Плывет по морю великан,

Пускает из воды фонтан. (Кит)

•Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам (Верблюд)

•Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге. (Лось – лесная зона)

Белокрылые хозяйки, над волной летают (Чайки)

Из куста шипуля, за ногу тянуля. (Змея – пустыня)

НОД в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.  М.  Букатова)  Тема: «Природные зоны России»

http://www.maam.ru/upload/blogs/87e51f8036c758d1aa1654b4c5116918.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его со...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и ...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

«Применениездоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста 2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ для детей ста...

«Опыт работы по применению игровых технологий для активизации детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности»

laquo;Опыт работы по применению игровых технологий для активизации детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности» Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель Пред...