Главные вкладки

    Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Здоровьесберегающие технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovaya_remizova.docx34.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

    ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

    УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОРОДА МОСКВЫ

    «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА

    по программе курсов повышения квалификации

    на основе именного образовательного чека

    «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации ООП ДОО»

    (вариативный блок, 36 часов)

    «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Слушатель курсов

    Ремизова О.Ю.,

    воспитатель МБДОУ ЦРР

    детского сада № 332 г.о. Самара

    Самара, 2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    3

    1.Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста

    4

    2.Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО

    7

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    14

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Понятно , что здоровье  ребенка зависит почти на 100 % от образа жизни семьи.

    Забота о здоровом образе жизни- это  основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие « здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему и непосредственно коснулось и дошкольное образовательное учреждение.

    Одной из главных задач ДОУ является — создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье ребенка -проблема достаточно актуальна для всех времен, а в настоящее время она стала первостепенной.

    Актуальность темы здоровьесберегающих технологий подтверждают и статистические показатели. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше ,чем врач. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанника. Воспитатель должен обучаться здоровьесберегающим технологиям ,позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью воспитанникам.

    Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

    1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста.

    Здоровьесберегающие технологии  - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и педагогов и родителей.

    Цель здоровьесберегающих технологий - это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    В настоящее время в ДОУ используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

    - технология сохранения и стимулирования здоровья

    - технология здорового образа жизни

    - коррекционные технологии.

    Реализация этих технологий осуществляется, как правило, специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.

    Формы организации здоровьесберегающей работы:

    -физкультурные занятия

    -самостоятельная деятельность детей

    -подвижные и спортивные игры

    -дыхательная гимнастика

    -утренняя гимнастика

    -профилактика плоскостопия

    -двигательно-оздоровительные физкультминутки

    -профилактика осанки

    -гимнастика для глаз

    -релаксация

    -пальчиковая гимнастика

    -гимнастика после сна

    -музыкальные занятия с танцами

    -спортивные развлечения.

    Средства здоровьесберегающих технологий.

    Для достижения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

    1.Средства двигательной направленности.

    К ним относим такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегательных образовательных технологий обучения. Это- движения, физические упражнения; физминутки; эмоциональные разрядки и минутки  «покоя»; гимнастика ( оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура (занятия оздоровительной физкультурой); массаж ( самомассаж ); тренинги.

    2.Гигиенические факторы.

    К ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом; личная и общественная гигиена ( чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещения; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носовых платочков при чихании и кашле, обучение элементарным приемам ЗОЖ, организация порядка проведения прививок; организация предельного уровня учебной нагрузки во избежании переутомления, осмотр детей медицинским персоналом.

    2.Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе  в ДОО.

     Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду рекомендуется создать следующие условия:

    • условия для укрепления здоровья детей и физического развития, а именно спортивные площадки, оборудованный тренажерный уголок и спортивный зал, который должен быть оснащен стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребенка.
    • В каждой группе рекомендуется оборудовать уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.
    • практикуется, что для каждой группы составляется режим двигательной активности, разрабатывается система закаливания с учетом сезона и возраста.
    • Рекомендуется в каждый вид деятельности включать упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп должна зависеть от возраста детей и настроения
    • необходимо употреблять фитонциды ( чеснок и лук)
    • рекомендуется постоянный контроль осанки, контроль дыхания на физкультурных занятиях
    • необходимо кварцевание помещения и подбор мебели соответственно антропометрии (измерение роста производить в начале и конце учебного года)
    • рекомендуется осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить утреннюю гимнастику и гимнастику после сна, которая включает в себя босоножье в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массажем для профилактики плоскостопья и нарушения осанки.
    • Рекомендуется регулярно проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.

    ФИЗМИНУТКИ.

      Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

    Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

     Я считаю, что физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

      Практикуется, что   веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это -  “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

     Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.

          По моему опыту различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас  физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все воспитатели согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки воспитанники нуждаются больше всего!

         При желании возможно сформировать картотеку , разделив физминутки на группы, используемые в различных видах непосредственной образовательной деятельности, но, на мой взгляд,  это нецелесообразно.

     ВАРИАНТЫ ФИЗМИНУТОК МНОГОЧИСЛЕННЫ:

    1. Обще-развивающие упражнения, ходьба или бег на месте.
    2. Подвижные игры.
    3. Танцевальные движения под музыку, пение воспитателя и детей.
    4. Дидактическая игра, в которой дети двигаются под стихотворения, считалки, загадки.
    5. Имитации профессиональных движений, например, водитель, дровосек, лодочник, летчик.
    6. Упражнения для отдельных частей тела, зрительная гимнастика, мимические упражнения.

    Остановимся подробно на некоторых видах физминуток.

    Упражнения для глаз

    У всех нас, включая детей, органы зрения испытывают колоссальную нагрузку - это и телевидение, и компьютер, и сотовый телефон, и занятия рисованием, и чтение книг. Глаза ребенка получают отдых только во сне. Гимнастика для глаз необходима детям любого возраста, как профилактика болезней глаз с утомлением и последующим нарушением зрения.

    Дети очень любят электронные физминутки - офтальмотренажеры. Это - гимнастика для глаз при помощи компьютера. Например, таблица с картинками на мониторе: на краю таблицы нарисована бабочка, перелетающая с одной картинки на другую. Дети следят глазами за ее движениями и называют предметы на картинках, на которые села бабочка. ЭОР в детских садах пока еще не повсеместно, поэтому чаще воспитателям приходится самостоятельно делать зрительные таблицы или использовать при работе с детьми разнообразные упражнения для глаз.

    Дети старших возрастных групп могут для снятия напряжения в глазах, сидя, посмотреть вниз, вверх, налево, направо, рисовать движениями глаз круги или буквы, например, первую букву фамилии или имени. Детям младшего возраста движения глазами лучше сопровождать подходящими стихами.

    Пальчиковая гимнастика

    Детям дошкольного возраста очень трудно долго использовать карандаши, фломастеры или кисточки. Они излишне крепко сжимают их пальцами при работе, перегружая мелкие мышцы руки и кисти. Лучшим выходом будет пальчиковая гимнастика. Такая гимнастика может сопровождаться стихотворным текстом.

    Релаксационные упражнения

    Эмоциональное напряжение, когда дети возбуждены, взволнованы, угнетены, устали сосредотачиваться, одновременно приводит к избыточному напряжению в некоторых группах мышц. От этого дети еще больше нервничают, вызывается напряжение новых групп мышц. Детям нужно объяснять, как научиться чувствовать такое напряжение, как снимать его или уменьшать, расслабляя напряжение в мышцах. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение также уменьшается или пропадает полностью. Техника релаксации «напряжение-расслабление» это самый эффективный способ узнавать и снимать напряжение.

    Предлагаю несколько интересных физкультминуток, которые мы постоянно применяем на практике:

    1. « Дождик»

    Капля первая упала - кап!   (дети показывают траекторию капли)

    И вторая прибежала - кап!

    Мы на небо посмотрели,

    Капельки кап-кап запели.

    Намочили лица  ,         (вытирают лицо)

    Мы их вытираем.

    Туфли, посмотрите,    ( показывают)

    Мокрыми стали.

    Плечами дружно поведем    ( движения плечами)

    И все капельки стряхнем,

    От дождя убежим,           ( бег)

    Под кусточком посядим!       ( присядают)

    1. « Зарядка»

    А сейчас все по порядку

    Встанем дружно на зарядку.

    Руки в стороны — согнули,         (дети повторяют движения

    Вверх подняли — помахали,          соответственно тексту)

    Спрятали за спину их,

    Оглянулись:

    Через правое плечо,

    Через левое еще.

    Дружно присели- пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили руки вниз!

    1. «Самолет»

    Пролетает самолет,                       ( смотрят вверх и пальцем

    С ним собрался я в полет!             изображают траекторию)

    Правое крыло отвел- посмотрел..    (изображение руками)

    Левое крыло отвел- поглядел...

    Я мотор завожу                                   (вращающие движения перед

    И внимательно гляжу..                              грудью)

    Поднимаюсь ввысь, лечу           (на носочки и летают)

    Возвращаться не хочу!

    Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды.В нашем ДОУ оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физическое оборудование, которое повышает интерес к физической культуре, развивает жизненно- важные качества, увеличивает эффективность образовательной деятельности.

    Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами нашего ДОУ в разнообразных формах организации педагогического процесса; в организационной образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического воздействия взрослого и ребенка.

    Советуем, и мы ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия.

    Следует уделять большое внимание на организацию физическо- оздоровительной работы на свежем воздухе. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях -в группах созданы физ.уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и интересы.  У нас в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр и упражнения для общеобразовательного воздействия; физическое оборудование размещенно так, чтобы оно было доступно детям как в группе, так и на прогулке.

    Рекомендуем и у нас в группе имеются: «дорожка здоровья», мешочки с песком для метания (развитие координации), кольцебросы, скакалки, мячи (крупногаборитные  и маленькие), обручи, канаты, лыжи, ледянки, санки и т.д.

    Во время прогулки необходимо проводить 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставлять детям возможность играть самостоятельно.

    Все формы работы реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезонами года и температуры воздуха.

    В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознание отношения к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях и походах.

    Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их выполнением.

    Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит им участвовать в разнообразных занятиях и улучшить им настроение!

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

    1. Т. В. Ахутина  «Здоровьесберегающие технологические обучения, индивидуально- ориентированный подход» Школа здоровья 200

    1. В. И.Ковалько   «Здоровьесберегающие технологии» М.ВАКО 2007
    2. А.Г.Сухарев «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России»
    3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога»
    4. В. Г. Алямовская «Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду» управление ДОУ №3, 2002г.
    5. Н. В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» М.ТЦ Сфера 2005г.
    6. М.Н.Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» М. АРКТИ 2002г
    7. О.Н.Моргунова «Физическо- оздоровительные работы в ДОУ»,2005
    8. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» М 2004
    9. Гимнастика для глаз- Дошкольная педагогика,2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его со...

    «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и ...

    Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

    Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО...

    Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

    «Применениездоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»...

    Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в образовательном процессе ДОО....

    Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

    1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста 2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ для детей ста...

    Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

    Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...