"Инновационные подходы к изучению родного хантыйского языка с детьми младшего дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме

Рандымова Лидия Ивановна

В детском саду «Оленёнок» села Казым на протяжении нескольких лет ведётся работа по изучению хантыйского языка с детьми.Познакомившись с финно-угорским проектом «Языковое гнездо» в феврале 2011 года, наш детский сад решил попробовать применить этот инновационный подход к изучению родного хантыйского языка с детьми младшего дошкольного возраста в своем детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Докладчик: воспитатель МАДОУ

«Детский сад «Оленёнок» с. Казым»

Рандымова Лидия Ивановна

Тема: «Инновационные подходы к изучению родного хантыйского языка

 с детьми младшего дошкольного возраста»

        В детском саду «Оленёнок» села Казым на протяжении нескольких лет ведётся работа по изучению хантыйского языка с детьми старшего дошкольного возраста. Раз в неделю проводятся занятия по родному языку со всей группой детей. Анализируя результаты работы, мы пришли к выводу, что этого недостаточно для овладения детьми навыками разговорной речи. Познакомившись с финно-угорским проектом «Языковое гнездо» в феврале 2011 года, наш детский сад решил попробовать применить этот инновационный подход к изучению родного хантыйского языка с детьми младшего дошкольного возраста в своем детском саду.

        29 ноября  2012 года Приказом Департамента Образования и молодежной политики ХМАО-Югры нашему детскому саду присвоен статус окружной пилотной площадки, реализующий этнокультурный проект «Языковое гнездо». Наш проект рассчитан на 5 лет. Первые 3 года планируется реализация основной общеобразовательной программы на хантыйском языке, а в старшей и подготовительной группе реализация основной общеобразовательной программы на русском языке, языковое погружение во всех  режимных моментах и во второй половине дня.

        Работа над реализацией проекта началась с января 2013 года и ведётся второй год на базе второй младшей группы «Тутые», что в переводе с хантыйского языка означает «Огонёк». По сравнению с прошлым годом списочный состав группы немного изменился. В группе «Тутые» было 18 детей. На сегодняшний день группу посещает 21 ребенок: из них 7 мальчиков и 14 девочек. Родители вновь поступивших детей пожелали, чтобы их ребёнок  посещал группу с изучением хантыйского языка.

        Для того чтобы спланировать работу с родителями, начали с анализа социального состава семей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду и  изучения хантыйского языка. В начале учебного года провели общее родительское собрание, на котором рассказали  о языковом погружении, настроили родителей на общение с детьми на хантыйском языке. Провели анкетирование родителей. Всё это помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй: проведение мастер-классов, совместных экскурсий в музей и т.д.

        К родителям обратились с просьбой сшить для своего ребёнка национальный наряд: девочкам – хантыйское платье, чулочки с орнаментом, ниры – обувь из кожи, украшение из бисера;  мальчикам – хантыйскую рубашку.  Все родители с удовольствием приняли предложение. Теперь у всех детей группы есть национальный хантыйский наряд в уголке ряженья.

        Работу начали с оформления предметно - развивающей среды в группе: подобрали маркировку на шкафчики, кроватки и для полотенец с национальным уклоном(например: хинт – короб из бересты для сбора и хранения ягод, ернас – хантыйское платье и т.д.), картинки на скамейки в раздевалке по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Счёт до 5 на хантыйском языке», «Времена года», «Деревья». Названия подписали на хантыйском языке, чтобы родители могли произносить эти слова своему ребёнку. На двери сделали таблички на родном языке (например: юнты хот йит – игровая комната и т.д.). На кроватки прикрепили орнамент «глухарка сна»(красный – для девочек, синий – для мальчиков).У народа ханты считается, что глухарка охраняет сон ребёнка. Именно с этой целью его наносили на онтуп – берестяную люльку. На стульчиках тоже разместили орнамент: синий «пупихур» - «образ медведя» для мальчиков, красный «нохар» - «шишка» для девочек.

        В группе оформили уголок родного края. В нём разместили национальные игры и игрушки: акани, «щёл» («палочки»), головоломки; предметы быта из бересты и дерева; украшения из бисера. Все предметы, размещённые в уголке, доступны детям.

        В книжном уголке можно рассмотреть картинный словарь хантыйского языка, иллюстрации к сказкам народов ханты, наборы открыток о Казыме, Белоярском, Ханты – Мансийске, альбомы национальной одежды, картинки с животными и птицами нашего края.

        На одной из стен в групповой комнате постоянно меняется оформление в соответствии с сезонными изменениями.  

        Достопримечательностью  группы «Тутые» является стилизованный чум – традиционное жилище оленеводов. В нем находятся предметы быта: кор – печка, пасан – стол, уллот – постель. Чум смастерил папа одной из воспитанниц. Дети с интересом  используют его в сюжетно-ролевых играх.

        В течение дня воспитатели и помощник воспитателя стараются говорить на хантыйском языке.

        В приобщении детей к национальной культуре проводим развлечения для детей: «Народные подвижные игры», «Вечер загадок о животных нашего края», традиционный праздник «Вороний день», встречи с носителями языка «В гости бабушка пришла». Вместе с родителями часто посещаем этнографический музей. В течение года проводим открытые занятия для родителей, специалистов детского сада, на которых  дети демонстрируют, как они понимают речь воспитателя и могут произносить отдельные слова, простые предложения.  При встрече с родителями воспитатели тоже говорят на родном языке, и для того, чтобы они понимали, вывешивают информационные листы с хантыйскими выражениями, отдельными словами.

        Во время проведения проекта «Ма рэтналам» - «Моя семья» размещали выставку семейных фотографий и дети учились называть членов семьи на хантыйском языке. Целью проекта было узнать и освоить слова и обращения к своим родным на хантыйском языке. Дети очень гордятся своей семьёй и с удовольствием рассказывают о своих родственниках. Ежемесячно воспитатели группы «Тутые» приглашают мам на мастер – классы, где они показывают детям как шить акань, игольницу. Во время этих встреч стараемся говорить на целевом  языке.

        В  своей работе по проекту «Языковое гнездо» используем книгу М.К.Вагатовой «Тёй-тёй !», прослушивали  песенки, стихи, сказки на хантыйском языке. Разучили с детьми несколько песенок, игры с движениями: «Каткут сев, сев, сев!», «Юнт – Якие», «Тёнг – тёнг», «Хатлые», «Ланкие, воие!», колыбельная «Тёй-тёй!» и т.д. Проводим для детей игровые программы «Хантыйские игры и песенки» с приглашением бабушек, знающих хантыйский фольклор из вокальной группы «Увасариет» («Северные напевы»).

        На базе детского сада в марте 2013 года прошёл семинар «Языковое погружение как эффективная технология обучения детей дошкольного возраста родному языку» в рамках международной конференции «Развитие дошкольного образования. Модели оценки дошкольного образования». Воспитатели группы провели мастер-классы: «Путешествие в лес» и инсценировку  русской народной сказки «Репка» на хантыйском  языке.

        Воспитатели группы «Тутые» составили рабочий словарь с часто используемыми словами.

 К концу учебного года разработали и провели мониторинг по освоению детьми хантыйской речи.

        

        На сегодняшний день дети свободно здороваются на хантыйском языке, говорят «спасибо», прощаются, слышат и понимают отдельные фразы, когда идут мыть руки, садятся кушать, одеваются. Могут с помощью воспитателя назвать членов семьи, домашних и диких животных. Нельзя сказать, что все быстро  усваивают язык, но есть дети, у которых отличное произношение звуков хантыйской речи.

Выводы:

1. За короткий срок реализации проекта «Языковое гнездо» родители малышей стали единомышленниками, понимают важность изучения хантыйского языка, возрождения культурных традиций.

2.    Дети, которые постоянно посещают группу, легко усваивают язык и применяют хантыйские слова в своей речи.

3.  Воспитатели группы «Тутые» уверены, что проект «Языковое гнездо» приносит положительные  результаты по освоению детьми  хантыйской  речи.

        Мы продолжаем работу над проектом. Считаем, что именно погружение в языковую среду дает положительные результаты. Самый сложный этап нами пройден. Главное, что наш проект вызывает большой интерес  и одобрение среди  общественности  нашего поселка. А это значит, что у него есть будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам систему мероприятий по коррекции и развитию психоречевой сферы детей младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития в рамках одной темы. Речевое недо...

Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ

НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...

Проект « Изучение даров Севера на Коми языке с детьми старшего дошкольного возраста»

В даннй презентации предлагается проект по изучению названий грибов и ягод,растущих на территории Республики Коми....

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

Инновационные подходы в работе воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебное тесто»

Важную роль в содании современной образовательной среды выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящихся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Все ...

«ТЕХНОЛОГИЯ «ТРЕНИНГ ЧИСТОТЫ» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. Использование инновационной технологи...