Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 147.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор составитель:
инструктор по физической культуре
Смыковская Анна Александровна
Иркутск 2025 г.
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,
потому что болеют, а болеют, потому
что не умеют правильно дышать.
Научите их этому – и болезнь отступит»
А. Н. Стрельникова
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155).
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых главная задача: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.
Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм.
Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, помогает в лечении гипертонии, избавлении от сутулости, ликвидирует ночное недержание мочи; используется при лечении заикания.
Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.
Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!»
Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений.
Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.
Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Целью достижения новых образовательных результатов в моей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии как, дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой.
Цель исследования: профилактика простудных заболеваний, сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Задачи:
1. Подобрать и апробировать комплексы упражнений дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
2. Научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха по системе Стрельниковой.
3. Развивать интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям.
4. Побуждать в детях желание выполнять с настроением дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья
5. Определить методические рекомендации по использованию комплексов дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. для воспитателей и родителей.
6. Использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой после дневного сна и во время утренней гимнастики.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Гимнастику можно делать не только в спортивной, но и в повседневной одежде.
Необходима определенная последовательность выполнения упражнений основного комплекса. Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений: "Ладошки" и "Погончики".
На первом занятии обязательно нужно освоить три первых упражнения: "Ладошки", "Погончики", "Насос".
Каждое новое упражнение делается по 4 вдоха-движения подряд через паузу от 3 до 5 секунд следующим образом: 4-4-4-4-4-4-4-4.
Итого: 4 вдоха-движения по 8 раз, это 32 раза ("стрельниковская тридцатка"). Между "тридцатками" отдых от 8 до 10 секунд.
Такой же отдых между упражнениями.
В течение первой недели один - два раза в день надо делать эти три упражнения, повторяя их еще и еще раз, чтобы занятие продолжалось примерно 15 минут. Далее продолжительность одного занятия (по мере увеличения количества упражнений) составляет от 20 до 30 минут, но не более.
На следующей неделе добавляется к этим трем еще одно упражнение, выполняют их все, начиная с первого: "Ладошки", " Погончики", " Насос", "Кошка". И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавляется одно новое. При этом повторы уже освоенных упражнений постепенно усложняются, а новые упражнения по - прежнему выполняются, начиная с четырех.
Гимнастику можно делать как полностью, примерно 20 - 25 минут, так и небольшую часть, если есть меньший отрезок времени. Физкультминутке отводиться 3 -5 минут.
Дыхательные упражнения делаются в темпе строевого шага. Это примерно одно движение в секунду. С таким же интервалом производится вдох.
При обучении детей нужно сначала показать упражнение (4-8 вдохов- движений), а затем предложить повторить его. При этом сопровождать движения детей хлопками и счетом.
Взрослый хлопает в ладоши и считает сам. Дети в момент хлопка делают движение и вдох (такой же короткий и шумный, как хлопок). Выдох уходит сам собой (если выдох носом затруднен, можно выпускать воздух через рот).
Проводя стрельниковскую дыхательную гимнастику с группой детей, надо учитывать самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости чаще делать паузы, сменить темп выполнения на чуть более медленный и т. д. Или разрешить ослабленному (или "новенькому") ребенку не делать упражнения вмести со всеми и если есть возможность, позаниматься с ним индивидуально.
Я всегда учитываю нагрузку в зависимости от физического состояния детей, упражнения прошу закреплять дома под руководством родителей, которые должны сами правильно делать дыхательные упражнения, для этого размещаю в родительском уголке, папки - передвижки «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения» и комплекс упражнений, для занятий с ребенком дома.
Своим воспитанникам я советую делать специальные дыхательные упражнения не только, в саду, но и как самостоятельные упражнения – дома, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, насморка, бронхиальной астмы.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ваше Величество, Игра, Скорей на помощь малышу!- Уже пора?- Давно пора.- Тогда спешу, спешу, спешу…...

Проект по использованию метода Су Джок терапии в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Метод Су Джок терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих боле...

Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Авторские пособия «Логопедические игры на липучках»....

Методическая разработка «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."
Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

