: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Рыскина Виктория Александровна

Пояснительная записка.

 

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию организма ребенка, а также повышает эмоциональный уровень и работоспособность.

    Применение этой гимнастики помогает улучшить здоровье при заболеваниях дыхательных путей, в частности, при астме, а также и многих других бронхолегочных заболеваниях. Сейчас, в условиях сложившейся пандемии, она особенно актуальна.

          Благодаря этой гимнастике, можно поддерживать хороший тонус,   излечиться от многих болезней, научиться   правильно дышать, укрепить   иммунитет.

         Еще эту гимнастику называют парадоксальной, потому что движение приходится на вдох. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, пропитывает ткани, заставляет кровь быстрее циркулировать по организму, разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

         И самое главное - эту методику для детей в детском саду применяют для развития певческих навыков, развития речи и профилактики многих заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой системы, а также для исправления нарушений осанки, развития пластичности и гибкости.  Есть специальные упражнения, которые укрепляют позвоночник. 

     Движения и упражнения подбираются соответственно возрастным категориям детей и поставленным задачам.

              В общем, дыхательная гимнастика улучшает самочувствие и повышает общий тонус как физический, так и эмоциональный!   А также, помогает развить природные вокальные способности, которыми щедро одарены многие дети.

Актуальным является поиск новых форм, средств и методов во внедрении новых форм развития голоса, развития речи и певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Чем раньше мы научим детей понимать значимость дыхательной гимнастики в пении, тем легче будет решаться задача по приобщению одаренных детей к развитию их природных певческих талантов, развитию речи и здоровому образу жизни.

      Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым. Развитие устной речи будет протекать гармоничнее, быстрее.

 

Цель:

Развитие осознанного интереса у детей к дыхательной гимнастике и стремление научиться ею пользоваться в дальнейшей жизни.

Задачи:

  1. Формирование навыков правильного «полезного» дыхания.
  2. Развитие певческих навыков.
  3. Развитие речевого аппарата, посредством дыхательных и вокальных упражнений.
  4. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью
  5. Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного дыхания»;
  6. Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя особую работу головного мозга и иммунные силы организма.
  7. Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения;

Тип методики: оздоровительно – развивающий

Объект методики: певческий голос

Предмет методики: дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, как основа правильного пения, развития речи и способ укрепления здоровья.

Методы и приёмы методики: наблюдение, интервью, работа с источниками информации, анализ,  синтез,  анкетирование,  обработка результатов.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам ещё лучше видеть, слышать, чувствовать свой голос. Но уникальность данной методики состоит в том, что видимый результат заметен уже с первого применения данной методики.

Ожидаемый результат:

  1. расширение певческого диапазона и развитие голосовых данных;
  2. развитие дыхания, развитие речи;
  3. привлечение родителей к освоению данной методики;
  4. снижение общей заболеваемости ОРВИ  детей в детском саду.

 

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

1. ВДОХ – «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату «шмыгайте» носом, как бы вдыхая запах).

2. ВЫДОХ – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот. Лучше выдох делать через рот. О выдохе думать не надо, так как можно сбиться с ритма движения гимнастики. Выдох – это уходящий вдох.

3. В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями («вдох – движения»): хватаем – вдыхаем, кланяемся –вдыхаем, приседаем –вдыхаем, поворачиваемся – вдыхаем.

Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Правило первое: чем естественнее вдох, тем он эффективнее;

Правило второе: не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом;

Правило третье: выполняйте синхронные с вдохами различные упражнения для тела.

Как метод профилактики ЗОЖ: ее нужно делать по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Методика проведения дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях

Занятия следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке или проветренном помещении, через час-полтора после еды. В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч.

Дыхательная гимнастика начинается с разминочного упражнения «Ладошки». Далее выполняется основной комплекс, состоящий из 6 упражнений. Постепенно прибавляются следующие. Всего 11 упражнений.

  1. «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» , «Большой маятник».
  2. «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги».

 Вдохи и движения в гимнастике делаются строго одновременно!

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

 

Описание упражнений А.Н.Стрельниковой

Исходное положение - стоя прямо, руки вдоль туловища, нога чуть уже плеч.

Повороты головы

В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох . Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.

"Ушки"

В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох.

"Малый маятник"

В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка. Думайте: "Откуда пахнет гарью: с пола? с потолка?"

"Обними плечи"

Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее.

"Насос"

Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шину велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох.

"Большой маятник"

Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.

"Кошка"

Вспомните, как кошка крадется за воробьем с тыла и оглядывается, чтобы сцапать его и съесть. Попробуйте повторять ее движения. Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично 8 раз поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько сзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева.

"Перекаты"

Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.

пей. При этом вторая нога стоит спереди па носке, поддерживая равновесие тела.

Шаги

В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох. Данное упражнение можно делать и на ходу. Учитывая его простоту, начинать осваивать дыхательную гимнастику можно с "шагов". К тому же, оно позволяет исключить движение плеч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:
Выполняя дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой, - происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, - и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов и головного мозга в том числе). Вот почему диапазон воздействия Стрельниковской гимнастики огромен: она способствует физиологическому развитию тела, развитию головного мозга, развитию дыхания и певческого в том числе, и развитию речи детей, за счет активации определенных отделов головного мозга. Формирует правильное звукоизвлечение и повышает качество звука.

     Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для дошкольников.

      Воспитателям, чтобы повысить работоспособность в середине дня, рекомендуется сделать эту гимнастику с детьми в течение 5-6 минут.

      Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, что является одним из главных факторов правильного формирования певческого звука.

Для тех, кого заинтересовала методика Стрельниковой, есть сайт «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Электронный источник: http://folk-med.ru/

2. Г.Дмитриевский «Хороведение и управление хором». М. 1948г.

3. П.Г.Чесноков «Хор и Управление им». М. 1952г.

4.В. Соколов «Работа с хором»  Москва. Музыка 1983г

5.Электронный источник:http://www.myshared.ru/slide/996936

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_doshkolnogo_obrazovaniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детски сад №21»

г. Кириши

Направление: развитие дошкольного образования.

Тема: «Методика использования дыхательной гимнастики

А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».

Автор: музыкальный руководитель Рыскина Виктория Александровна

                                                                     

                                                                     

     

2021г.

Пояснительная записка.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию организма ребенка, а также повышает эмоциональный уровень и работоспособность.

    Применение этой гимнастики помогает улучшить здоровье при заболеваниях дыхательных путей, в частности, при астме, а также и многих других бронхолегочных заболеваниях. Сейчас, в условиях сложившейся пандемии, она особенно актуальна.

          Благодаря этой гимнастике, можно поддерживать хороший тонус,   излечиться от многих болезней, научиться   правильно дышать, укрепить   иммунитет.

         Еще эту гимнастику называют парадоксальной, потому что движение приходится на вдох. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, пропитывает ткани, заставляет кровь быстрее циркулировать по организму, разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

         И самое главное - эту методику для детей в детском саду применяют для развития певческих навыков, развития речи и профилактики многих заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой системы, а также для исправления нарушений осанки, развития пластичности и гибкости.  Есть специальные упражнения, которые укрепляют позвоночник.  

     Движения и упражнения подбираются соответственно возрастным категориям детей и поставленным задачам.

              В общем, дыхательная гимнастика улучшает самочувствие и повышает общий тонус как физический, так и эмоциональный!   А также, помогает развить природные вокальные способности, которыми щедро одарены многие дети.

Актуальным является поиск новых форм, средств и методов во внедрении новых форм развития голоса, развития речи и певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Чем раньше мы научим детей понимать значимость дыхательной гимнастики в пении, тем легче будет решаться задача по приобщению одаренных детей к развитию их природных певческих талантов, развитию речи и здоровому образу жизни.

      Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым. Развитие устной речи будет протекать гармоничнее, быстрее.

Цель:

Развитие осознанного интереса у детей к дыхательной гимнастике и стремление научиться ею пользоваться в дальнейшей жизни.

Задачи:

  1. Формирование навыков правильного «полезного» дыхания.
  2. Развитие певческих навыков.
  3. Развитие речевого аппарата, посредством дыхательных и вокальных упражнений.
  4. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью
  5. Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного дыхания»;
  6. Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя особую работу головного мозга и иммунные силы организма.
  7. Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения;

Тип методики: оздоровительно – развивающий

Объект методики: певческий голос

Предмет методики: дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, как основа правильного пения, развития речи и способ укрепления здоровья.

Методы и приёмы методики: наблюдение, интервью, работа с источниками информации, анализ,  синтез,  анкетирование,  обработка результатов.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам ещё лучше видеть, слышать, чувствовать свой голос. Но уникальность данной методики состоит в том, что видимый результат заметен уже с первого применения данной методики.

Ожидаемый результат:

  1. расширение певческого диапазона и развитие голосовых данных;
  2. развитие дыхания, развитие речи;
  3. привлечение родителей к освоению данной методики;
  4. снижение общей заболеваемости ОРВИ  детей в детском саду.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

1. ВДОХ – «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату «шмыгайте» носом, как бы вдыхая запах).

2. ВЫДОХ – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот. Лучше выдох делать через рот. О выдохе думать не надо, так как можно сбиться с ритма движения гимнастики. Выдох – это уходящий вдох.

3. В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями («вдох – движения»): хватаем – вдыхаем, кланяемся –вдыхаем, приседаем –вдыхаем, поворачиваемся – вдыхаем.

Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Правило первое: чем естественнее вдох, тем он эффективнее;

Правило второе: не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом;

Правило третье: выполняйте синхронные с вдохами различные упражнения для тела.

Как метод профилактики ЗОЖ: ее нужно делать по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Методика проведения дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях

Занятия следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке или проветренном помещении, через час-полтора после еды. В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч.

Дыхательная гимнастика начинается с разминочного упражнения «Ладошки». Далее выполняется основной комплекс, состоящий из 6 упражнений. Постепенно прибавляются следующие. Всего 11 упражнений.

  • «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» , «Большой маятник».
  • «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги».

 Вдохи и движения в гимнастике делаются строго одновременно!

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Описание упражнений А.Н.Стрельниковой

Исходное положение - стоя прямо, руки вдоль туловища, нога чуть уже плеч.

Повороты головы

В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох . Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.

"Ушки"

В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох.

"Малый маятник"

В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка. Думайте: "Откуда пахнет гарью: с пола? с потолка?"

"Обними плечи"

Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее.

"Насос"

Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шину велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох.

"Большой маятник"

Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.

"Кошка"

Вспомните, как кошка крадется за воробьем с тыла и оглядывается, чтобы сцапать его и съесть. Попробуйте повторять ее движения. Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично 8 раз поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько сзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева.

"Перекаты"

Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.

пей. При этом вторая нога стоит спереди па носке, поддерживая равновесие тела.

Шаги

В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох. Данное упражнение можно делать и на ходу. Учитывая его простоту, начинать осваивать дыхательную гимнастику можно с "шагов". К тому же, оно позволяет исключить движение плеч.

Вывод:
Выполняя дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой, - происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, - и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов и головного мозга в том числе). Вот почему диапазон воздействия Стрельниковской гимнастики огромен: она способствует физиологическому развитию тела, развитию головного мозга, развитию дыхания и певческого в том числе, и развитию речи детей, за счет активации определенных отделов головного мозга. Формирует правильное звукоизвлечение и повышает качество звука.

     Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для дошкольников.

      Воспитателям, чтобы повысить работоспособность в середине дня, рекомендуется сделать эту гимнастику с детьми в течение 5-6 минут.

      Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, что является одним из главных факторов правильного формирования певческого звука.

Для тех, кого заинтересовала методика Стрельниковой, есть сайт «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».

Список литературы

1.Электронный источник: http://folk-med.ru/ 

2. Г.Дмитриевский «Хороведение и управление хором». М. 1948г.

3. П.Г.Чесноков «Хор и Управление им». М. 1952г.

4.В. Соколов «Работа с хором»  Москва. Музыка 1983г

5.Электронный источник:http://www.myshared.ru/slide/996936


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ваше Величество, Игра, Скорей на помощь малышу!- Уже пора?- Давно пора.- Тогда спешу, спешу, спешу…...

Проект по использованию метода Су Джок терапии в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Метод Су Джок терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих боле...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...