"Путешествие в страну Лапландию"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Первушина Жанна Вячеславовна

"Путешествие в  страну Лапландию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_laplandiyu.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной группе
«Путешествие в страну Лапландию»

Цель: закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Уточнять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках;
  • Упражнять в определении наличия звука [Л] в словах; позицию звука в слове;
  • Расширять глагольный словарь;

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать интонационную выразительность;
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику;
  • Развивать коммуникативные навыки.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям, стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: проектор, презентация, буквы, браслеты с изображением буквы Л, большая картинка с изображением буквы Л, символы для характеристики звука и чтения слогов, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки,  иллюстрации и мнемодорожки к скороговоркам, карточки к игре «Четвертый лишний» 

Ход занятия

1. Организационный момент.

1СЛАЙД  -  картинка- Зима

Логопед:

-Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем всем: «Доброе утро!»

Беседа о зиме.

Логопед: - ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

- Что происходит в природе зимой? (ответы детей)

- Кто мне скажет, какой бывает снег (ответы детей)

- Какие стоят деревья?

-Я ЗНАЮ, ЧТО ЗИМОЙ БЫВАЮТ ЧУДЕСА,

ДА, ВПРОЧЕМ, КАК В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА

НЕ ВОЛШЕБСТВО ЛИ НЕБА ВЫСОТА,

НЕ ЧУДО ЛИ САМА ПРИРОДА.

НО Я ОТКРОЮ ВАМ ОДИН СЕКРЕТ

ВОЛШЕБНИК ТОТ, КТО В СКАЗКУ ВЕРИТ,

И В ЭТОТ РАДОСТНЫЙ ВОЛШЕБНЫЙ ДЕНЬ

НАМ СКАЗКА ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТКРОЕТ ДВЕРИ.

-А вы любите путешествовать? А хотите попутешествовать в сказку или волшебную страну. Интересно куда мы сегодня попадем?  

Давайте скажем волшебные слова:

2 СЛАЙД   (волшебная музыка)

                   Раз, два – потянись,

                  Вокруг себя ты обернись,

                  В стране волшебной очутись.

2 СЛАЙД   звучит волшебная музыка (кладутся снежинки дорожкой к проектору)

Логопед.   Вот уже и чудеса начинаются! А тут какая-то  дорожка из снежинок необычных, пойдем по ней , соберем и посчитаем снежинки. ( Идем, считаем 1-снежинка, 2-снежинки, и т.д.)

 Это они приглашают нас на прогулку в зимний лес. 

  • СЛАЙД    (Б.Я. песня)

Логопед.   Вот проказница Б.Я. Ой, ребята , смотрите здесь какое-то письмо.

  • СЛАЙД    ПИСЬМО

« Жители страны Лапландии просят о помощи .

 Баба-Яга украла звук Л и теперь все слова у нас  звучат неправильно. Не лампа – а ампа,  не ложка – а ошка.  А как же нам под Новый год оставаться без нашего любимого звука Л  и страна теперь называется Апандия.

Выручайте , ребята, одна надежда на вас.»

- Ну что , ребята, поможем? Тогда нам надо отправиться в страну Лапландию.

  • СЛАЙД   Б.Я.     говорит : Ишь чего захотели, Лапландию им подавай.....

Логопед. Что же делать?  Надо нам отправляться в Лапландию, выручать жителей страны.

  • СЛАЙД    Б.Я : ладно-ладно, какие вы сердобольные нашлись....

«Шарики с вопросами»

Баба-Яга очень любит играть с шариками и спрятала в них задания.

В каждом шарике находятся замысловатые задания, ребята выполняют задания.

Логопед.  Нам придется пройти все испытания Бабы-Яги и найти ключик. Вы согласны? Ну что же, тогда приступим.

  • 1 задание- испытание  Синий шарик.

Чтобы попасть в страну Лапландию , вам нужны специальные браслеты. Получить его сможет тот, кто среди букв найдет букву Л. (на магнитной доске буквы, дети находят нужную букву, логопед одевает браслеты). 

СЛАЙД   (волшебная музыка)

                   Раз, два – потянись,

                  Вокруг себя ты обернись,

                  В стране Лапландии очутись. (Загорается световой шар)

Логопед: - Вот мы и попали в волшебную страну Лапландию. Какая красота, все сверкает вокруг.

II. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед:- Давайте расскажем Бабе-Яге, что мы знаем о звуке Л.

(Дети по символам рассказывают).

Это согласный звук, звонкий, бывает твердый и мягкий.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопедический тренинг СКАЗКА про БАБУ ЯГУ. 

Логопед:- Чтобы научиться говорить этот звук наш язычок много тренировался. А   Б.Я. тоже времени зря не теряет послушайте, что она делает.

Захотела бабка Ёжка 
Помоложе стать «немножко»

СЛАЙД 

САМОМАССАЖ ЛИЦА (движения по тексту). 

Бабка Ёжка натирала 
Щеки, лоб и губы салом. 
Чистила лицо песком, 
Умывалась кипятком… 

Жалила лицо крапивой, 
Стать хотелось ей красивой! 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. 
Стала ведьма колдовать, 
Чтобы голос поменять: (Упр. «Надо же!») 
Изогнув язык, старуха 
Засвистела тихо, глухо. (Упр. «Горка», «Глухой свист») 
Выгнула язык свой «чашкой», 
Завздыхала тяжко – тяжко. (Упр. «Чашечка») 
Как змея она шипела, (Упр. «Шипение») 
Сонно, как сурок, сопела (Упр. «Глухой свист») 
То шипела, то сопела, 
То сопела, то шипела, (Чередование Ш - С) 
То вдруг песенку запела. (Упр. «Песенка») 
Долго фыркала, ворчала, (Упр. «Фырканье») 
Почему-то зачихала (упр. "Чихаем")
Зарычала, а потом (Упр. «Проторный звук Р») 
Стала цокать языком (Упр. «Лошадка») 
Три часа она трудилась, 
На четвертый – получилось! (Упр. «Надо же!») 
ПРОСОДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА 
Был у ведьмы голосок 
Груб и низок, стал высок. (слоговая цепочка низким и высоким голосом) 
Голос был глухим, стал звонким. (шепотом и звонким голосом) 
Тихим был, теперь стал громким. (тихо и громко) 
Был сердитым, добрым стал (сердито и добрым голосом) 
И по-детски зазвучал. 
Так Баба Яга превратилась в девочку Ягашу.

Логопед: Вот как, так бывает  Баба Яга превратилась в девочку Ягашу. А нам пора продолжать путь дальше.

СЛАЙД   (БУКВЫ без звука)

 2 задание Красный шарик

  • Игра «Звуковые песенки»   (Чтение слогов)

V. Закрепление произношения звука Л в слогах.

- Отгадайте, какие любимые песни жителей страны Лапландии. Для этого надо прочитать слоги. Под музыку на полянке погуляй как музыка остановится  возьми любой цветок  и слог прочитай.

Ла, ло, лу, лы, лэ, ал, ол, ул, ыл, эл.

СЛАЙД   (БУКВЫ со  звуком - мелодия для игры)

Логопед: Справились с заданием. А нам пора продолжать путь дальше. 

СЛАЙД 

  • 3 задание Розовый шарик

VI. Закрепление произношения звука Л в словах.

 - Посмотрите, сколько всего интересного и удивительного можно увидеть вокруг на звук Л.

- Попробуйте догадаться, какой предмет я загадала.

 Игра «Угадай-ка». 

Назвать слово и определить , где в этом слове находится звук (начало, седина, конец)

- Посмотрите, сколько всего интересного и удивительного можно увидеть вокруг на звук Л.

- Попробуйте догадаться, какой предмет я загадала.

 Игра «А ну-ка , Угадай-ка» 

Задание - Назвать слово и определить , где в этом слове находится звук (начало, седина, конец)

1) Дикое животное (ЛОСЬ)

2) Стеклянная посуда (БОКАЛ).

3) Инструмент для забивания гвоздей (МОЛОТОК).

4) Овощ, от которого все плачут (ЛУК).

5) Предмет мебели (СТОЛ). 

6) Не снег, а белое всегда. Хоть и течет, а не вода.    (МОЛОКО)

7) Скручена, связана, На кол насажена, А по улице пляшет.

     Любимый инструмент Б.Я. (МЕТЛА)

8)  Похожа чуть-чуть на лопатку, на весло я похожа немножко, помогает есть кашу ребятам (ЛОЖКА)

9)В черном поле заяц белый прыгал, петли делал, след за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?   (МЕЛ)

На магнитной доске предметные картинки. Дети называют картинки, определяют место звука в слове.

Логопед: А нам пора продолжать путь дальше.

СЛАЙД 

  • 4 задание Зеленый шарик

Игра «Угадай что лишнее».

Задание – угадай что лишнее , рассмотри картинки и ответь какая картинка лишняя и почему.

Логопед: Справились с заданием. Идем дальше. 

СЛАЙД 

  • 6 задание Золотистый шарик

VIII. Закрепление произношения звука Л в скороговорках.

- А еще в Лапландии очень любят скороговорки. Эти картинки помогут вам произнести скороговорки со звуком Л. Каждому из вас будет своя скороговорка.

(Дети произносят скороговорки по мнемодорожкам.)

Лампа упала и сразу разбилась.

Мышь испугалась и в угол забилась.

Кот убежал и забыл про дела.

Лара осколки метлой подмела.

Подошел к лотку Лука,

Лук Лука купил с лотка.

 

Молоко пролили Антошка.

Молоко лакала кошка.

Все лакала и лакала,

Пока лужа не пропала.

 

Кот на кресле полежал,

Уронил на пол журнал,

Съел колбаски полкило

И лакает молоко.

Логопед: Справились с заданием. А нам пора продолжать путь дальше.

СЛАЙД 

  • 7 задание Фиолетовый шарик

IX. Игра «Собери цветок».

- Задание.  Соберите цветок, но он необычный. Все лепестки должны быть разного цвета. В названиях оттенков лепестков должен быть звук Л.

На столе разложены листы цветной бумаги. Дети выбирают только те, в названиях оттенков которых есть звук [л]. (Желтый, салатовый, голубой, белый, золотистый).

Дети изготавливают цветок. А из букв соберите слово,  как называется страна, в которую вы попали с помощью браслетов? Соберите это слово из букв.

Из букв выкладывают название страны ЛАПЛАДИЯ.  

Выполнили мы , ребята, все задания.

 СЛАЙД     Ягаша отдает ключик.

Логопед: Где же ключик Ягаша  спрятала? Находят. Вот и получили мы с вами ключик, теперь мы сможем освободить  заточенный в сундучке звук Л.

СЛАЙД   КЛЮЧИК  

Логопед: Давайте открывать скорее, освобождать звук Л

СЛАЙД    ШКАТУЛКА

Открывают сундучок.  А вот и наша буква Л.

Жители страны Лапландии благодарят вас!

Буква Л вернулась на свое место.

СЛАЙД    ЛАПЛАНДИЯ

X. Итог.

-Что ребята вам понравилось наше путешествие, где мы с вами побывали, кому помогали , что больше всего запомнилось?

- А вам на память о нашем путешествии вам остаются браслеты, чтобы вы всегда могли вернуться в страну Лапландию и никогда не забывали про звук Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие встрану Вообразилию»

1. Организационный момент:Ритуал начала занятия «Доброе животное» 2.Упражнение «Нелепая картинка»Цель: развивать наблюдательность, воображение, логическое мышление.3.   Элементы п...

Речевое развлечение "Лапландия"

Путешествие в страну Лапландию....

Конспект НОД "Число 10. Цифра 10. "Помощь Снеговику из далекой Лапландии"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы....

Развлечение "Путешествие в встрану безопасности"

Представляю развлечение для детей старшнго дошкольного возраста "Путешествие  в странубезопасности"...

Сценарий культурно_досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)по ПДД "Путешествие встрану дорожных знаков"

Цель:данный сценарий будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений для закрепления знаний детей 5-6 лет о правилах безопасного поведения на дороге.Сценарий может быть использован как...

Конспект ООД по ФЭМП на тему "Путешествие по островам Лапландии" (старшая группа)

Цель:1) Образовательные задачи:-упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10; - продолжить учить правильно отвечать на вопросы: Сколько?», «На котором месте?»...