Звуковая культура речи - как условие для обучения дошкольника грамоте
статья по логопедии

Иванова Светлана Львовна

В раннем возрасте воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи, так как именно ранний дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи - как условие для обучения дошкольника грамоте

Как происходит речевое развитие ребенка? На этот вопрос многие авторы единогласно отвечают: только в процессе познания ребенком окружающего мира за счет включения как можно большего количества анализаторов.

В раннем возрасте воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи, так как именно ранний дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонематический слух. Для выделения различных этапов в формировании фонетического компонента языковой способности целесообразным может быть использование наряду с понятием «фонематический слух» понятия «фонетический слух». Л.А. Пиотровская предложила использовать понятие «фонематический слух» для характеристики процесса восприятия речи, тогда как понятие «фонетический слух» – для характеристики процесса порождения речи.

Таким образом, фонематический слух – это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. Как указывает Л.В. Бондарко, если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых. Узнать слово – значит узнать, из каких фонем оно состоит и в какой последовательности они в нем звучат.

Как пишет Л.А. Пиотровская, фонетический слух – это «способность ребенка дифференцировать в собственной речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка, основой для формирования фонетического слуха является сравнение своего собственного произношения с эталонным произношением взрослых и неосознанная коррекция своего собственного произношения в направлении максимального приближения к эталонному».

Как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов (А.И. Воскресенская, А.Н. Гвоздев, В.Е. Гмурман, Т.Г. Егоров, Л.Е. Журова, А.В. Запорожец, Е.Г. Карлсен, Ф.А. Сохин, Г.А. Туманова), того уровня сформированности фонематического слуха, который воспитан в раннем возрасте, недостаточно для овладения действием звукового анализа, и потому встает вопрос о воспитании фонематического слуха до обучения грамоте.

Наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, но его недостаточно для овладения чтением и письмом.

Д.Б. Эльконин назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Итак, фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Звуковой анализ – это разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). То есть звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Существуют определенные различия между понятиями фонематическое восприятие и звуковой анализ. Если речевое развитие ребенка в норме, то фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический фактор) специального обучения. Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая (порядковый фактор). Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте (возрастной фактор). Под фонематическим восприятием понимается определение количества слогов в слове, количество звуков, наличие гласного или согласного в начале и в конце слова. А под звуковым анализом подразумевается определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение основных качественных характеристик звука. То есть фонематическое восприятие – это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, а звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проигрывании.

По данным Н.Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.

Итак, фонематическое восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается. Узнавание слов происходит в зависимости от условий восприятия либо с опорой на отдельные элементы, либо на признаки всего слова в целом. Это дает основание относить процесс фонематического восприятия к более простым функциям, в формировании которых основную роль играют речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а также такие психические процессы, как внимание и память.

Звуковой (фонематический) анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. В.К. Орфинская выделяет следующие формы оперирования фонемами: узнавание звука на фоне слова; выделение первого и последнего звуков из слова; определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Формирование звукового анализа связано не только с состоянием гностико-практических функций, но и эволюцией высших форм познавательной деятельности, на что указывает Д.Б. Эльконин. Он отмечает, что фонематический (звуковой) анализ является сукцессивным процессом, который представляет собой легкоуязвимую предпосылку интеллекта и страдает даже при лёгких резидуально-органических поражениях центральной нервной системы.

В.К. Орфинская не выделяет в качестве функции фонематической системы процесс фонематического синтеза. Однако мы считаем необходимым рассматривать этот процесс как функцию фонематической системы, тесно связанную со звуковым анализом.

Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Как считает Т.Г. Егоров, процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового анализа протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух.

Итак, речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. А это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Таким образом, хорошо сформированный фонематический и фонетический слух, фонематическое восприятие, наличие элементарных навыков звукового анализа, правильное произношение всех звуков родного языка являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте.

Библиографическая ссылка

Тебенова К.С., Ахметова Н.Ш., Туганбекова К.М., Карнаухова О.М. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста

Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Развитие речиТема: Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте....

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте

Развитие речиТема: Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.(подготовительная группа)...

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Развивающая игра по речевому развитию, подготовительная группа...

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.Развивающая игра дляподготовительной  группы....