Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Шалыгина Екатерина Михайловна

    Конспект непосредственно образовательной

    деятельности с детьми старшего дошкольного

    возраста на тему: Звуковая культура речи, как

    подготовка к обучению элементам грамоты в

    ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_razmeshcheniya.docx30.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: создание условий для автоматизации и дифференциации звуков ц-ч.

    Задачи: закрепить лексику по теме «Народные промыслы»; уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч», имеющих акустико-артикуляционное сходство; формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных; развивать звуковую культуру речи; развивать внимание при решении игровых и творческих заданий; развивать воображение; развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат; развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость; воспитывать умение внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

    Активация словаря: городец, гжель, жостово, уральская роспись, павлопосадские платки.

    Предварительная работа: Д.И. «Звук спрятался», Д.И. «Назови ласково», артикуляционная гимнастика.

    Оборудование и материалы: письмо, иллюстрации с изображением изделий народных мастеров;  изделия народных мастеров с изображением цветов;  мяч;  чашка с цветками (или картинка);  дидактическое задание «Обведи по контуру» - чашка с цветком;  картинки (колодец, кольцо, курица, цыплёнок, цепочка, сердце, пицца, принцесса, огурец, яйцо, булочка, качели, кирпич, бочка, чайник, ключ, чебурашка, черепаха, туча, чеснок); 3 обруча; 6 вырезанных из картона цветов.

    Используемые технологии:

    Здоровьесберегающие

    Игровые

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    Дети входят в группу, здороваются с гостями.

    Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики! Давайте подравняем спинки, ножки поставим красиво.

    Психогимнастика

    Мы умеем улыбаться (улыбнуться),

    мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым),

    Еще мы умеем сердиться (нахмуриться),

    Мы  умеем огорчаться (выразить огорчение)

    Но лучше будем улыбаться (улыбаемся)

    С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.

    2. Основная часть.

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем?! (Воспитатель разворачивает письмо и читает: «Дорогие ребята, пишет Вам Фея из страны звуков! У меня случилось несчастье: в моей стране пропали два звука, помогите мне их отыскать!»).  Ну, что поможем Фее? А для этого нам надо выполнить задания!

     Ребята, давайте оглядимся! Как красиво в нашей группе!

    Что мы здесь видим?

    (изделия народных мастеров: городец, гжель, жостово, уральская роспись, павлопосадские платки и т.д.)

    Это всё изделия наших народных мастеров. Они все разные, но что их объединяет? (на всех изображены цветы)

    Правильно, все изделия украшены  цветами, давайте вдохнем их аромат.

    «Дыхательная гимнастика  «Цветок».

    (Дети представляют перед собой цветок и медленно вдыхают носом его запах, затем медленно выдыхают) 2 раза

    ИЛИ

    «Дыхательная гимнастика  «Цветок распускается».

    Встать ноги вместе, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок распускается). Вернуться в и.п.).2 раза

    Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать одну прекрасную вещь! Посмотрите, какая красота! (показывает чашку гжель)

    Что это, ребята? (чашка) 

    Ребята, а ваши язычки умеют показывать чашечку? (да)

    Артикуляционная гимнастика «Чашечка»:

    Улыбаюсь, рот открыт:

    Там язык уже стоит.

    К зубкам подняты края —

    Вот и «чашечка» моя.

    (Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки).

     Ребята, что изображено на чашечке? (цветы)

    К какому народному промыслу она относится? (гжель)

    Ребята, давайте проговорим все вместе - «чашечка с цветами».

    Какой первый звук  в слове чашечка мы слышим, ребята? А в слове цветы? (ч и ц)

    Правильно!

    Посмотрим на меня  и произнесем звуки ц и ч.

     Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть.

    Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук Ц-ц-ц-ц (горлышко «спит», значит звук глухой). А  как произносится звук «Ц»,  твёрдо или мягко? Ц – ц – ц произносится твёрдо, значит звук твердый. Обозначается твёрдый согласный -  синим цветом.

    Значит звук «Ц»  – согласный, глухой, твёрдый.  Произносим, сложив  губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами.

    Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? Что мешает ему? Мы можем пропеть его? Нет, значит какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

    Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук Ч-ч-ч-ч (горлышко «спит», значит звук глухой). А  как произносится звук «Ч»,  твёрдо или мягко? Ч – ч – ч произносится мягко, значит звук мягкий. Обозначается согласный, мягкий звук - зелёным  цветом.

    Значит звук «Ч», – согласный, глухой, мягкий.  Произносим, сложив губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами.

     Пальчиковая игра «Звуковые кнопочки» (по очереди, сначала правой рукой, потом левой рукой и одновременно).

    Давайте понажимаем звуковые кнопочки на волшебном компьютере. Для этого по очереди соединим с большим пальцем все остальные пальцы. Одновременно с этим будем произносить слоги:

    Ца-цо-цу-цы

    Ча-чо-чу-чи

    Д. и. «Скажи наоборот» (с мячом) Ребята, давайте встанем в круг.

    А теперь я буду кидать мяч и называть слог, а вы мне возвращаете мячик, меняя звук ч на ц, вот так:

    Ча – ца

    Чо – цо

    Чу – цу

    Че – це

    Чи - ци

    Д. и. «Прятки со звуками»

    Молодцы, ребята! Вы знаете, наши звуки очень любят играть в прятки! Давайте поиграем с ними? Если вы нашли в словах, которые я произнесу звук ц - нужно хлопнуть, а если нашли звук ч – топнуть). Попробуем?

    Цель, червяк, чемодан, цепь, кирпич, цепочка, царапина, почтальон, Чебурашка, часть, заяц, часы, чаща, Чипполино, чистота, цветок, яйцо, цыплёнок, человек, цапля, челюсть, купец, чеснок.

    Ребята, звуки ц – ч любят менять друг друга в одних и тех же словах. Звук Ч более ласковый, послушайте сами «Лицо – личико».

    Д. и. «Назови ласково»  (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных):

     Водица – водичка

    Заяц - зайчик

    Птенец - птенчик

    Огурец - огурчик

    Птица – птичка

    Синица – синичка

    Курица – курочка

    Блюдце – блюдечко

    Молодцы, ребята!

     А сейчас давайте немного отдохнём, отойдите от стульчиков, встаньте свободно и присядьте на корточки.

    Физкультминутка «Цветы»

    Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
    К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
    Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
    Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
    Влево качнулись  -  низко прогнулись. (наклоняются влево)
    Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
    Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
    Ты цветочки не сломай! (приседают)
    Пусть они растут, растут,
    Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

    Хорошо, ребята. Садитесь на стульчики. Сейчас мы будем определять сколько слогов в словах (разложить три обруча с одним, двумя и тремя цветами).

    Д.и. «Сколько слогов».        

    Ребята посмотрите, у нас три  полянки с цветами (раздаю картинки с одними, двумя и тремя слогами).

    Надо посмотреть на картинку, определить сколько слогов в слове и  положить в обруч картинку, соответствующую количеству  цветов  в обруче. То есть если на картинке мяч, определяем, что в слове один слог и кладём эту картинку в обруч с одним цветком.

    Молодцы, справились с заданием.

    Ребята, а сейчас мы будем искать, где стоит звук Ц, в начале слова, в середине или в конце.

    Д.И. «Звук спрятался».

    Я раздам вам картинки. Вы на них посмотрите, определите,  где стоит звук Ц, и в зависимости от этого положите свои картинки на столы с соответствующей схемой.

    Молодцы, ребята! А сейчас присаживайтесь за столы.

    Д\у «Обведи по контуру»

    А теперь я предлагаю обвести по контуру вот такие замечательные чашечки с цветами и раскрасить их, но для начала разомнем наши ручки

    Гимнастика «Ладонь – кулак»

     Руки, как глазки,

    Закрылись – открылись,

    Словно из сказки

    Они появились!

     (Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.)

     Один кулак – одна ладошка,

    И поменяй их быстро, крошка!

    Теперь – ладошка и кулак,

    И всё быстрее делай так!

    (Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется. Потом наоборот).

    Дети выполняют задание.

    Итог.

    Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?

    Удалось нам найти пропавшие звуки? А что это за звуки?

    Что вы запомнили про звук «Ч»?

    А про звук «Ц»?

    Молодцы, ребята, Фея говорит Вам спасибо и передает  вам угощение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Мой удивительный нос».

    С помощью этой деятельности у детей происходит систематизация знаний о носе - как о важном органе обаняния....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»

    Формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать с...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "О чем рассказал телескоп"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности о знакомстве детей старшего дошкольного возраста с Солнечной системой, с  помощью  инновационных технологий....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Белый снег пушистый..."»

    Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к окружающему миру и развитию любознательности у старших дошкольников....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Красная книга Челябинской области»

    Познакомить дошкольников с растениями Южного Урала, произрастающих в окрестностях города Кыштыма, занесенных в Красную книгу Челябинской области. Прививать любовь к природе....

    Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

    Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....