Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Красная книга Челябинской области»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Воскодав Олеся Анатольевна

Познакомить дошкольников с растениями Южного Урала, произрастающих в окрестностях города Кыштыма, занесенных в Красную книгу Челябинской области. Прививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krasnaya_knigayu.u.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Красная книга Челябинской области»

Цель: Познакомить дошкольников с растениями Южного Урала, произрастающих в окрестностях города Кыштыма, занесенных в Красную книгу Челябинской области. Прививать любовь к природе.

Методическое обеспечение: фотографии растений, книга - Абрахина Н.О, Соколовская С.М. Заповедники России. Учебное пособие для учащихся 5-9 кл.- Челябинск: Взгляд, 2003; стихи Б. Дубровина, А. Фадеева, Г. Астаховой.

Ход:

- Ребята! Вы слышали название «Красная книга»?

- Что это за книга?

- Почему она называется «красной»?

«Красной книгой» называется книга о животных и растениях, которым грозит исчезновение. Почему красная? «Красная книга» как красный сигнал светофора предупреждает: «Не трогай! Не уничтожай! Остановись!».

«Красная книга» - это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга - сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи

В красной книге есть разные страницы: «черные и красные». На «черных» страницах рассказывается о животных и растениях, которых уже больше никогда не будет на Земле - люди полностью истребили их.

Например, с территории Челябинской области исчезли азиатский речной бобр, северный и благородный олени, растения - камнеломка поникшая и катран татарский.

Поэтому было решено вести «Красную книгу Челябинской области» (Постановление Правительства Челябинской области от 22 мая 2003 г. N 63 "О ведении Красной книги Челябинской области"). В «Красную книгу» Челябинской области попали растения и животные, которые стали редкими на Южном Урале, или совсем исчезли с территории нашего края.

Всего в опубликованной Красной книге Челябинской области содержатся сведения о 376 видах животных и растений. Среди них:

  • млекопитающих - 17,
  • птиц - 50,
  • пресмыкающихся - 5,
  • земноводных - 3,
  • рыб - 5,
  • насекомых - 9 и т.д.

Охраняется Красною Книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы. (Б. Дубровин)

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о некоторых растениях и животных, которые занесены в «Красную книгу Челябинской области», и которых можно встретить в окрестностях нашего города.

Лесная саранка

У этого растения красивые цветы на высоких стеблях. Саранка раньше часто встречалась в наших хвойных лесах. Но красота цветка сослужила ему плохую службу - каждому хотелось нарвать букет саранок...

Во время Великой Отечественной войны ребятишки ходили в лес, выкапывали луковицы саранки и ели, чтобы не умереть с голоду:

Саранка - цветок многолетний, ей нужно расти 4-5 лет, прежде чем она начнет цвести. В природе саранки живут до 22 лет (если, конечно не рвать их). Это растение можно встретить в окрестностях гор Сугомак и Егоза.

Кувшинка белая

Прекрасна лилия на водной глади,

Изящен лепестков ее изгиб.

Зелено-белое нарядно платье,

И запах голову кружит. (Г. Астахова)

Произрастает по всей территории Челябинской области, но в последнее время наблюдается резкое сокращение численности, а также полное исчезновение вида из многих водоемов. Это красивое растение мы можем увидеть на озерах Плесо, Сугомак, Казгалы и т.д. Не стоит рвать цветы: красивые белые шапки лилии не удержатся на тоненьких стебельках в вазе, пусть лучше радуют глаз на озере!

Венерин башмачок

В Челябинской области отмечен в окрестностях городов Кыштым, Нязепетровск, Златоуст, Сатка, Миасс, Чебаркуль.

Почему такое название? Взгляните: он похож на маленький башмачок! Этот цветок покоряет нас красотой, изысканным обликом. Чтобы выжить, эта северная орхидея наделена едким соком. И животные давно проведали - несъедобен! Но венерин башмачок стал большой редкостью из-за неразумного вмешательства людей. Именно под тяжелой рукой рубщика, или туриста он быстро исчез из многих мест исконного обитания.

Это растение еще можно встретить в окрестностях гор Сугомак и Егоза.

Гриб Паутинник фиолетовый. Редкий вид. Внесен в Красную книгу РСФСР. Шляпки темно-фиолетовые, войлочные, мелкочешуйчатые. Мякоть фиолетовая или бледно-голубоватая, с запахом кедровой древесины или кожи. В Челябинской области известно одно местонахождение в Ильменском заповеднике. Произрастает в хвойных и лиственных лесах, в августе — сентябре.Охраняется в Ильменском заповеднике. Необходимы выявление местообитаний вида, их охрана и мониторинг.

Норка европейская. Этот представитель рода ласок и хорьков.

Исчезновение европейской норки во многих частях ее исконного ареала во многом загадочно. Существование европейской норки тесно связано с водной средой. Норка любит селиться по берегам сильно захламленных, медленно текущих лесных речек и ручьев с пологими берегами, заросшими ольховыми деревьями и густой травой. На таких небольших речках и в их луговых поймах зверек находит себе и пищу, и надежные укрытия.

Летом зверьки селятся в водоемах. Зимой они держатся подле незамерзающих “продухов” и полыней, через которые уходит в воду в поисках пищи и от врагов, и избегают водоемов со сплошным ледовым покровом. Европейская норка — ценный пушной зверь.

Меры охраны.

Охраняется в национальном парке "Зюраткуль" (на р. Березяк). Необходим запрет добычи, обследование местообитаний, где предположительно сохранился этот вид.

Филин (Bubo bubo) — одна из самых крупных сов нашей фауны — занимает различные местообитания, но чаще всего его можно встретить в густых, мало посещаемых человеком лесах Голос филина — это громкий резкий крик и характерное «уханье», похожее на звук, который издают другие совиные. Филин — разбойник, быстро ловит зайцев, белок, глухарей, тетеревов и рябчиков, промышляет в местах ночевок ворон и грачей.

Ночью филин замирает на дереве, терпеливо подкарауливая добычу. Его глаза светятся, как у кошки, и так же хорошо видят в темноте, а уши улавливают малейший шорох. Полет филина совершенно бесшумен благодаря очень мягкому оперению на крыльях.

В лесу филины выводят птенцов прямо на земле, устраиваясь под густой развесистой елью или среди нагромождений сломанных ветром стволов.

Филин — очень полезная птица, уничтожающая множество грызунов. Но люди этого не понимали. Они истребляли филинов так же, как и других сов, всюду, где могли.

В результате птица во многих странах стала редкой. 

Мера охраны. Одно из условий благополучия филина - наличие укрытий, способных надежно спрятать ночного хищника в дневное время, запрет добычи, пропаганда охраны вида среди населения.

Итог:

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Какая книга называется "Красной"?
  3. Какие растения вы запомнили?
  4. Почему нужно беречь растения?

Ребята! Берегите природу!

Охраняйте богатство родного края!

Не рвите цветы, не рвите –

Пусть будет красива Земля.

А вместо букетов дарите

васильковые, незабудковые и ромашковые поля! (А. Фадеев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Мой удивительный нос».

С помощью этой деятельности у детей происходит систематизация знаний о носе - как о важном органе обаняния....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»

Формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать с...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "О чем рассказал телескоп"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности о знакомстве детей старшего дошкольного возраста с Солнечной системой, с  помощью  инновационных технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Белый снег пушистый..."»

Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к окружающему миру и развитию любознательности у старших дошкольников....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «70-летию Победы посвящается»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».Цели и задачи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...