Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "О чем рассказал телескоп"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Яницкая Оксана Петровна

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности о знакомстве детей старшего дошкольного возраста с Солнечной системой, с  помощью  инновационных технологий. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему  «О чём рассказал телескоп».

    Автор: Яницкая Оксана Петровна- воспитатель

    ГБ ДОУ № 75 комбинированного вида Приморского района.

    Интеграция детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая.

    Цель: Уточнить и систематизировать знания детей  о солнечной системе.

    Задачи:

    1. Социально – коммуникативные:
    • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
    • согласовывать свои действия с действиями сверстников;
    • воспитывать дружеские отношения к друг другу;
    1. Познавательные:
    • вызвать у детей интерес к ознакомлению с космосом;
    • уточнить и систематизировать представление детей  о планетах (их размерах,  их последовательность расположения от солнца, некоторых особенностях строения);
    • развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
    • формировать е мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
    • закреплять умение детей  переносить знания в практическую деятельность;
    1. Речевые:
    •  обогащать и активизировать словарь по данной теме;
    •  упражнять в умении давать полные обоснованные ответы;
    • упражнять в умении образовывать антонимы;

    1. Художественно – эстетические:

    развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания  мира природы;

    развитие самостоятельной творческой деятельности;

    1. Физические:
    • развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук;
    • развитие целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

    Материалы, оборудование:

    • костюм звездочета;
    • макет телескопа;
    • звезды звездочетов для детей;
    • подарок детям – книга о космосе;
    • 2 листа ватмана, раскрашенных в черный цвет, с нарисованными орбитами (карта солнечной системы);
    • заготовки планет;
    • рабочие листы для создания созвездий по точкам;
    • аудиозапись спокойной космической музыки;
    • ноутбук, экран, проектор, презентация «Солнечная система» на электронном носителе;

    Ход непосредственно-образовательной деятельности:

    Звучит спокойная музыка. Входят дети, их встречает воспитатель в   костюме Звездочета. У него в руках «телескоп».

    Воспитатель: 

    - Здравствуйте ребята. Поздоровайтесь с гостями. Я рада видеть вас  на  моей научной станции. Давайте знакомиться. Кто я вы узнаете, отгадав загадку: 

    Кто ночью смотрит в телескоп?

    Кто звездам и планетам

    Всегда ведет учет?

    Конечно это - …(звездочет)

    - Молодцы! Теперь ваша очередь представиться. Получив в руки звездочку, назовите  свое имя и передайте звездочку своему соседу.

    - Вот мы и познакомились! Ребята, я люблю изучать звезды, планеты и  космическое пространство. Я думаю, что вы тоже немало знаете о космических объектах и хотела попросить вас поделиться со мной своими знаниями.

    Расскажите, что вы знаете о космосе. Кто желает рассказать, поднимает руку, остальные внимательно слушают. (Высказывания детей)

    Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы:

    - Что такое космос?

    - Что находится в космическом пространстве?

    - Назовите, какие планеты солнечной системы вы знаете?

    - Расскажите, как планеты расположены и двигаются в космосе?

    - Почему Земля – самая необычная планета?

    - Как можно изучать, исследовать космос?                (Ответы детей)

    -Ребята, я  приглашаю вас на экскурсию по нашей солнечной системе,

     используя телескоп, мы познакомимся с различными космическими объектами и создадим свою карту солнечной системы. Но сначала давайте немного поиграем. Я хоть и ученый, но очень люблю играть.

    Дети вместе с воспитателем встают в круг и начинают движение со словами:               В небе звездочки мигают (дети идут по кругу)

    Звездам хочется играть

    Звездочет считает звезды - (считают звезды)

    1,2,3,4,5!

    Звездочет, Звездочет, (хлопают в ладоши)

    Поиграй-ка с нами! (дети идут в центр)

    Что покажешь ты нам (отходят назад)

    Отгадаем сами!

             Звездочет: Отгадает кто из вас

                                 Что я делаю сейчас?             (Ответы детей)                    

    Дети рассаживаются полукругом перед экраном и «смотрят» в телескоп.

    Воспитатель:

    1 слайд - Солнце.

    - Вот и первый объект нашей солнечной системы. Что вы можете о нем рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    Это Солнце. У нег есть своя семья – это планеты, спутники и другие космические тела. Солнце находится  в центре Солнечной системы. В солнечной семье девять планет. Планеты не излучают свет, а согреваются солнечным теплом и светом. Солнце во много раз больше планет.

    2 -3 слайд - Меркурий, его поверхность.

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это планета Меркурий. Что вы можете о нем рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    В Солнечной системе он считается первой планетой. Его поверхность – горная страна, сплошь покрытая кратерами. На нем нет ни воздуха, ни воды. Днем очень жарко, а ночью очень холодно. Сутки длятся полгода. Полгода – день, полгода – ночь. Одна сторона – горная каменная жаркая пустыня, другая – пустыня ледяная.

    - Давайте прикрепим Меркурий на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

    4 -5 слайд - Венера, её поверхность.

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это планета Венера.   Что вы можете о ней рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    Венера, вторая планета  в солнечной системе. На ней всегда пасмурно, она покрыта толстым слоем  облаков, там часто грохочут грозы и сверкают молнии, а из облаков выпадают кислотные дожди. Небо на Венере желто-зеленого цвета, не голубого как на Земле. Вокруг Венеры есть воздух, но он ядовитый.  На Венере очень жарко.

    - Давайте прикрепим Венеру на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

    6-8  слайд-Земля с Луной, поверхность Земли и Луны.

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это Земля. Что вы можете о ней рассказать?  (Ответы детей).

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    Земля – третья от Солнца планета. На Земле есть вода и воздух, она покрыта воздушной оболочкой – атмосферой, поэтому на ней  есть жизнь. На поверхности  Земли мы видим реки, леса, моря. Земля имеет свой спутник – Луну. Поверхность Луны каменистая, покрыта кратерами от столкновений с метеоритами.

    - Давайте прикрепим Землю с Луной  на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

    Воспитатель:

    - Ну вот, мы познакомились с вами  с тремя планетами и солнцем. Давайте немного отдохнем. Дружно все вокруг вставайте и  за мною повторяйте.

    Физминутка:

    Окрашен космос в чёрный цвет,

    Обводят руками над головой полукруг

    Поскольку атмосферы нет,

    Наклон туловища влево, вправо

    Ни ночи нет, ни дня.

    Поворот туловища влево, вправо

    Здесь нет земной голубизны,

    Разводят руками перед собой полукруг

    Здесь виды странны и чудны:

    Качают головой в разные стороны

    И звёзды сразу все видны,

    Руки вверху, «считаем» звезды

    И Солнце, и Луна.

    Рисуем в воздухе руками большой круг и маленький круг

    Воспитатель:

    - Отдохнули и давайте продолжим наше исследование.

    9-10  слайд- Марс, его поверхность.

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это Марс. Что вы можете о нем рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    Марс - четвертая планета солнечной системы. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка его поверхности. Марс чем-то похож на Землю, т.к. имеет четыре времени года, ледяные шапки и каналы, напоминающие высохшие реки. Раньше люди верили, что на Марсе живут загадочные существа - марсиане.

    - Давайте прикрепим Марс на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

    11 слайд – Юпитер.

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это Юпитер. Что вы можете о нем рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    - Юпитер – пятая планета солнечной системы. Это самая большая планета, она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа. У него очень много (больше 60) спутников.

    - Давайте прикрепим Юпитер на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

     12-13 слайд - Сатурн, его кольца.

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это Сатурн. Что вы можете о нем рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    - Сатурн - шестая планета солнечной системы. Сатурн известен своими красивыми кольцами, которые состоят изо льда, камней и песка. Сатурн, как и Юпитер, состоит из жидкости и газа, и имеет много спутников.

    - Давайте прикрепим Сатурн  на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

    14 слайд - Уран и Нептун.

    - Следующие объекты нашей солнечной системы - это Уран и Нептун. Что вы можете о них рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    - Уран – седьмая, а Нептун – восьмая планета солнечной системы. Эти планеты называю «ледяными гигантами», они состоит изо льда и горных пород.  Уран более светлый и является самой холодной  планетой солнечной системы. Нептун синий и на его поверхности дуют очень сильные ветры.

    - Давайте прикрепим Уран и Нептун  на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это)

    15 слайд – Плутон

    - Следующий объект нашей солнечной системы - это Плутон. Что вы можете о нем рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    -Плутон – девятая планета солнечной системы. Ее называют карликовой планетой, состоит в основном из горных пород и льда. 

    - Давайте прикрепим Плутон на нашу карту (Воспитатель делает это сам)

    Воспитатель:

    - Мы познакомились с вами со всеми планетами Солнечной системы, и  сейчас я предлагаю вам выучить про них считалку.

    Физминутка.

    По порядку все планеты

    Руки вперед

    Назовет любой из вас:

    Руки на плечи

    Меркурий — раз

    Руки вперед

    Венера - два        

    Руки вверх

    Три - Земля,

    Присесть

    Четыре - Марс.

    Встать

    Пять - Юпитер,

    Наклон вправо

    Шесть - Сатурн,

    Наклон влево

    Семь - Уран,

    Наклон вперед

    Восемь - Нептун.

    Наклон назад

    Девять - дальше всех -Плутон   

    Прыжок

    Кто не верит — выйди вон 

    Развести  руки в стороны

    -Вернемся на  нашу научную станцию и посмотрим, какие еще есть объекты в солнечной системе.

    16-17  слайд - Пояс астероидов.

    - Следующие объекты нашей солнечной системы - это астероиды. Что вы можете о них  рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    - Небольшое небесное тело, движущееся вокруг солнца. Астероиды, собравшись вместе образовали пояс Астероидов, он расположен между Марсом и Юпитером.

    - Давайте прикрепим астероиды на нашу карту (Воспитатель предлагает  детям  сделать это)

    18 слайд – Комета

     - Следующий объект нашей солнечной системы – это комета. Что вы можете о ней рассказать?  (Ответы детей)

    Воспитатель уточняет ответы детей:

    - Комета небольшое небесное тело, имеет туманный вид. Когда комета приближается к Солнцу у неё образуется хвост.

    - Давайте прикрепим комету на нашу карту (Воспитатель предлагает  одному из детей сделать это).

    Воспитатель:

    - У меня есть к вам вопрос - в нашей солнечной системе только одна звезда, почему же когда мы смотрим в небо, мы видим огромное множество звезд?

    19 слайд – звезды. (Ответы детей)

    Воспитатель:

    - Ученые издавна наблюдали за звездами и заметили, что

    одни звезды видно хорошо, а другие …

    одни звезды находятся близко, а другие …

    одни звезды большие, другие …

     одни звезды светят ярко, а другие …

    одни звезды молодые, а другие …

    одни звезды карлики, а другие …

    А еще ученые заметили, что звезды можно объединить в разные фигуры- созвездия.

    20 слайд –созвездия.

    Воспитатель:

    - Я предлагаю вам, как настоящим звездочетам, создать свои созвездия. Проходите к столам. Соедините точки по порядку и скажите, какое созвездие у вас получилось. (Ответы детей)

    Воспитатель:

    - Наше с вами изучение космоса на сегодня закончилась. Мы с вами познакомились с космическими объектами, составили карту нашей солнечной системы, создали свои созвездия.  Скажите, что нового вы узнали сегодня? 

    (Ответы детей)

    Воспитатель:

    - Мне было приятно с вами общаться и на память я хочу подарить вам книгу о Космосе. До свидания. До следующих встреч.



    Подписи к слайдам:

    ППП
    Поверхность Земли
    Сатурн
    Пояс астероидов
    Меркурий
    Созвездия
    Земля и Луна
    Юпитер
    Астероиды

    Плутон
    Звезды
    Поверхность Венеры
    Поверхность Марса
    Венера
    Уран
    Нептун
    Марс
    Комета
    Поверхность Меркурия
    Поверхность Луны
    Кольца Сатурна

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов детской йоги.

    Это типовое занятие с использованием основных видов движений на третью неделю февраля. Элементы детской йоги включены в О.Р.У. и  взята йога-игра, в качестве третьей задачи. Также, в заключительн...

    конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".

    Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...

    Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

    Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

    Конспект Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Удивительный мир космоса »

    Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Составление рассказа "Весна идёт"

    Составление рассказа "Весна идёт" (по мнемотаблицам).На основе интеграции образовательных областей речевого развития, познавательного развития, социально-коммуникативного развития.Используем...