Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

    Тихонюк Людмила Валерьевна

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperiment.docx16.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

    Цель: совершенствовать представления детей о земле не только как о планете, но и как о веществе.

    Задачи:

    • Познакомить детей с составом земли.
    • Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
    • Тренировать навык проведения простым экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
    • Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
    • Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
    • Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.

    Материал:

    • тарелочки с комочками земли.
    • лупы,
    • ложечки,
    • стаканчики с водой,
    • трубочки, наполненные землёй,
    • стаканы с песком и глиной,
    • салфетки.

    Ход:

    1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

    - Ребята, о чём говорится в это загадке?

                             Меня бьют, колотят,

                             Ворочают, режут.

                             Я всё терплю

                             И всем добром плачу.

                                                         (Земля).

    -Мы ходим по земле, играем с ней, сажаем в неё растения. Что такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.

    2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)

    Опыт 1: «Что это такое?»

    - У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.

    - Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки). Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, составу).

    Вывод: Земля из разных мест может отличаться по внешнему виду и составу.

    -Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей). Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.

    Опыт 2: «Воздушные пузырьки»

    -Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.

    -Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды).

    -А где воздух прячется в земле? (между мелкими частицами земли).

    Вывод: В земле содержится воздух.

    Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»

    -Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я положу почву и нагрею на пламени. Над почвой я держу стёклышко.

    -Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?

    Вывод: В земле содержится вода.

    -Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.

    -Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю).

    -Капните воду сверху в отверстие трубочки.

    -Что увидели? (земля пропускает воду вниз).

    Вывод: земля пропускает воду.

    Физкультминутка:

                              Мы к лесной лужайке вышли,

                              Поднимая ноги выше.

                              Через кустики и кочки,

                              Через ветви и пенёчки.

                              Кто высоко так шагал-

                              Не споткнулся, не упал.

    Опыт 4: «Растворимость земли»

    -Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.

    -Растворилась ли земля в воде?

    Вывод: Земля в воде не растворяется.

    Опыт 5: «Определение перегноя»

    -Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.

    -Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах).

    -А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, остатки древесины, хорошо подогрею.

    -Что наблюдаем?

    -Этот запах издаёт горящий перегной. Содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее растения растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

    Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»

    -Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?

    -В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество-глина.

    -Рассмотрите песок и глину в стаканчиках., потрогайте их на ощупь.

    -Какие они? (песок рыхлый, глина твёрдая).

    -Теперь капните в стаканчики немного воды.

    -Где вода впитывается быстрее? (в песке, а глина плохо пропускает воду).

    -Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?

    Вывод: Глина и песок разные по свойствам.

    Итог:

    Дети вспоминают все сделанные ранее выводы.

    - Что больше всего вам понравилось в нашем экспериментировании? Что нового вы узнали? Чем больше всего вам понравилось заниматься? А какое задание вам показалось самым трудным? (Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего шьют одежду?»

    Программное содержание:1) познакомить детей с разными видами тканей (шерсть, ситец, лен, синтетическая болонья) и материалами, из которых они изготовлены; активизировать деятельность детей по самостоя...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (вода)

    Конспект занятия  по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Секреты газированного напитка «Кока-кола»

    Занятие направлено на развитие у старших дошкольников познавательной активности и любознательности; расширение навыков исследовательской деятельности....

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (опыты и эксперименты) Тема: «Путешествие утёнка»

    Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.Дети: Здравствуйте!Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, проводит...

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».

    Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....

    КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

    Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.Развивать у детей умение с помощью во...