КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Михайловна
  1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
  2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
  3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека. Учить фиксировать результаты своих опытов и умозаключений.
  4. Развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_-_zhivaya_zemlya.docx39.26 КБ
PDF icon pochva.pdf1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

№ 22 г. Аша Челябинская область

КАРТА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА:  «ПОЧВА  - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ»

(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

             

                                                                       

               Составитель: воспитатель

               Алексеева Наталья Михайловна

КАРТА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ПОЧВА  - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Тема: «ПОЧВА  - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ

Возрастная группа: дети 5-7 лет

Форма: Познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Средства:

Наглядные:  демонстрационный материал.

мультимедийные: компьютерная презентация

Оборудование:

- различные виды почв: песчаная, глинистая, перегной, чернозем.

- вода.

- стаканчики пластмассовые,

- оборудование для проведения опытнической исследовательской деятельности.

- семена: овёс, пшеница для посадки.

- картинки с изображением насекомых, животных, червей.

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

Задачи:

Познавательно – исследовательские.

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
  2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
  3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека. Учить фиксировать результаты своих опытов и умозаключений.
  4. Развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности

Коммуникативные:

  1. Развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
  2. Развивать любознательность, активность, умение работать в группе.
  3. Развивать активный словарь, связную речь.

 Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к почве, понимание того, что почва является домом для многих живых существ.
  2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективной работы, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Этапы

 деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый  результат

 I. Обсуждение темы.

- Ребята, сегодня мы с вами снова в нашей лаборатории. Старик – Лесовик передал нам мешочек, предлагает угадать, что в нем спрятано.

Рассказ – подсказка.

Это верхний плодородный слой земли. В нем в достаточном количестве содержатся воздух, соли, перегной, вода. Все эти компоненты нужны для всего живого, поэтому ее называют кормилицей. У нее есть важная миссия. Это дом для некоторых живых существ, семян, растений. Она кормит людей, дает жизнь всему на земле.

Педагог приглашает детей в лабораторию,  

ведет диалог с ними.

Показывает детям мешочек.

С помощью рассказа – подсказки подводит их к разгадыванию темы исследования.

Дети свободно располагаются за столами.

Отвечают на вопросы педагога.

Размышляя, находят ответ на вопрос: «Что лежит в мешочке?»

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

II. Постановка целей исследования.

 - Верно, почва – это верхний плодородный слой земли.  А какую почву вы знаете?

( ответы детей)

- Как вы думаете, из чего  состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть  вода, воздух.

Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями и узнаем, как появилась почва, из каких слоёв она состоит, какие свойства имеет почва.

Педагог создает проблемную ситуацию.

Дети озвучивают свои предположения, обобщают знания из личного опыта, выстраивают полный ответ.

Пополнение активного словаря детей новыми словами,

проявление готовности к предстоящей и совместной деятельности.

III. Просмотр демонстрационного материала.

(мультимедийная презентация)

Презентация « Почва – живая земля»

Вовлекает в просмотр мультимедийной презентации, стимулирует интерес детей; рассказывает.

Слушают; узнают об условиях образования почвы, ее разновидностях.

Обогащение знания и жизненного

 опыта;

проявление интереса к новым знаниям.

 

IV. Непосредственно опытническая деятельность.

Работа в подгруппах.

ОПЫТ 1: В почве есть  воздух. Многие обитатели подземного мира дышат воздухом. В Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод  можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3.  Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает  вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Наливаем в стаканчик с почвой воду. Вода, проходя через слои почвы, задерживается в почве, а излишки вытекает через отверстия в стакане.

ОПЫТ 4. Посадка семян овса.

Дети самостоятельно насыпают почву в стаканчики, сеют овес, прикрывают небольшим слоем земли и поливают.

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Приобретают опыт проведения несложных экспериментов, самостоятельно подбирают материалы для их проведения, делятся собственными суждениями.

Умение подбирать инструментарий для проведения опытов, делать логические выводы; следовать правилам техники безопасности.

V. Итог. Рефлексия.

- Ребята понравилось вам наше исследование?

- Что нового интересного вы узнали?

- Как появилась почва?

- Какую почву считают плодородной?

- Почва – это дом для кого?

-Ребята, я предлагаю вам взять домой ваш мини – огород, и вырастить овес. Не забывайте про условия его роста.

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу).

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную), деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

выражать чувства;

делать выводы;

планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VI. Использование полученного опыта в разных видах деятельности.

 - Я предлагаю вам прийти  в группу и нарисовать  кого-то из «подземных жителей», который живет в почве.

- Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. 

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно закрепляли и воспроизводили полученные знания.

Выражают эмоции посредством рисунка.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Коллаж "живой образ Летнего сада"

Развитие созидательного творчества у детей в составлении коллажа, в использовании различных художественных приёмов.Формирование активного взаимодействия, направленного на успешное совместное творчеств...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Беседа на тему: «Береги живое»

Собственная методическая разработка с целью приобщить детей к природе  различных регионов России, закрепить представления о животных наших лесов: кто обитает в наших лесах, повадки и поведение, п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)

КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...

Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу»

Данный конспект позволяет: расширить представление детей о родном городе, о достопримечательностях и  главных природных богатствах родного края; закрепить знания детей об историческом прошлом и н...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Почему взрослые работают?»

Открытое занятие по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста, часть информации заимствована с сети интернет...

"Живая радуга. Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Мы знаем, как пьют воду люди и животные. Но как пьют растения? Если дети хотят получить ответ на этот вопрос, необходимо провести один красивый эксперимент....