"Формирование слоговой структуры слова у детей с общи недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Материал из опыта работы учителя -логопеда. Занимательность предложенных игр и упражнений способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любопытство, а значит, процесс обучения носит творческий, а не механический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sss_iz_opyta_raboty.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

(Материал из опыта работы)

Игровой интерес способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова ребенком дошкольного возраста.

1. За основу в работе над формированием слоговой структуры слова берутся наборы сюжетных картин с подобранными к ним предметными картинами, вырезанными по контуру. Ребёнок двигает предметные картины по сюжетной картине столько раз, сколько слогов в слове. Сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно.

Пример: Сюжетная картина “Девочка кормит домашних птиц”.

Набор предметных картин: курица, петух, гусь, утка, индюк, цыплёнок, утёнок, гусёнок.

Логопед задаёт вопрос: кто идёт? Ребёнок двигает предметную картинку и проговаривает слоги: пе-тух, ку-ри-ца, ут-ка, ин-дюк, цып-лёнок, у-тё-нок, гу-сё-нок.

Логопед задаёт вопрос: что делает? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: и-дёт, бе-жит, клю-ёт.

Логопед предлагает ласково позвать птиц. Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: ку-роч-ка, у-точ-ка, пе-ту-шок.

Пример: Сюжетная картина “Коза несёт корзину”.

Набор предметных картин: горох, капуста, огурец, помидор, картошка, перец, кабачок.

Логопед задаёт вопрос: что положим в корзину козе? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: го-рох, ка-пус-ту, о-гу-рец, по-ми-дор, кар-тош-ку, ка-ба-чок, пе-рец.

Логопед задаёт вопрос: какой помидор? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: боль-шой, крас-ный, соч-ный, спе-лый.

Логопед задаёт вопрос: какая капуста? Ребёнок двигает картину и проговаривает слоги: боль-ша-я, зе-лё-на-я, слад-ка-я, соч-на-я.

2. Когда дети познакомятся в старшей группе со схемой слога, в работе над формированием слоговой структуры глагольной лексики положительные результаты показывают игры, как с игрушками, так и с картинами.

Ребёнку задаётся устно сюжетная ситуация и предлагается положить столько полосок между двумя игрушками или двумя картинами, сколько слогов в слове. Сначала взрослый даёт образец, а затем ребёнок самостоятельно говорит слова.

Пример: игрушки (картины) машина, дом.

Логопед предлагает ребёнку правильно сказать слова и выложить столько полосок между игрушками, сколько слогов в словах .Ребёнок выкладывает полоски и проговаривает слоги.

Что делает машина? Подъ-ез-жа-ет, при-ез-жа-ет, отъ-ез-жа-ет, объ-ез-жа-ет.

Пример: игрушки (картины) собака, дом.

Что делает собака? При-бе-га-ет, под-бе-га-ет, вы-бе-га-ет.

Пример: игрушки(картины)кукла, дом.

Что делает кукла? Под-хо-дит, вы-хо-дит, за-хо-дит.

Пример: картины птица, дерево.

Что делает птица? При-ле-та-ет, у-ле-та-ет, под-ле-та-ет, пере-ле-та-ет.

3.Для активизации слухового внимания к составу слова детям можно предложить игры с картинами-символами, обозначающими слоги. Как правило, в таких играх у детей наблюдается очень высокая мотивация.

Пример: Игра “Звёздное небо”. Картина с месяцем. Ребёнок выкладывает столько звёзд, сколько слогов в слове, которое произносит логопед.

Как падают снежинки? Кру-жат-ся(3 звезды), свер-ка-ют(3 звезды), блес-тят (2 звезды).

Пример: Игра “Хорошая погода”. Картина с солнцем. Ребёнок выкладывает столько облаков, сколько слогов в слове, которое произносит логопед.

Какие облака? Воз-душ-ны-е(4 облака), бе-лы-е(3 облака), неж-ны-е(3 облака), пу-шис-ты-е(4 облака).

Пример: Игра “Лес”. Картина с деревьями. Ребёнок выкладывает столько ёлок, сколько слогов в слове, которое говорит логопед.

Какие деревья растут в лесу? Ря-би-на(3 ёлки), сос-на(2 ёлки), ка-ли-на(3 ёлки), дуб(1 ёлка), лист-вен-ни-ца(4 ёлки).

Занимательность предложенных игр и упражнений способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любопытство, а значит, процесс обучения носит творческий, а не механический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

žСлог – это  фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом žСлоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...