Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Левчук Юлия Викторовна

Особенностью представленного индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в связной речи является:

- использование приемов литотерапии (лечение камнями). Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера. Камень – это лекарство, которое ощущают и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются;

- применение метафорических ассоциативных карт (МАК). Метафорические ассоциативные карты (МАК) - это инновационная проективная технология с использованием специальных карт, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе учителя-логопеда, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей. Работа с МАК обладает терапевтическим эффектом, помогает решать ряд поведенческих и психоэмоциональных проблем. Да, оказывается, что можно придумывать и рассказывать истории и сказки, которые лечат!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx978.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия

«Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».

Автор: Левчук Юлия Викторовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории.

Место работы: МАДОУ № 46 «Полянка» г. Сысерть

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях, связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- способствовать обогащению словарного запаса;

- закреплять верное произношение звука [Л];

- формировать навык связного рассказа по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать двигательные возможности артикуляционного аппарата;

- развивать внимание, память, мышление, творческое воображение; 

- развивать речевое дыхание, голос, мелкую моторику, фонетико-фонематические процессы посредством специальных упражнений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самоконтроль при произношении слов со звуком [Л];

- воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование:  предметные картинки, карточки с облаками, кусочки ваты, набор фишек для составления схем, метафорические карты (Хабитат), камни-самоцветы, артикуляционная гимнастика в картинках, загадки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

— Здравствуй, Соня. Сегодня у нас необычное занятие. А чтобы понять, в чем его новизна, отгадай загадку:

«Она ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

В ней злодей наденет маску,

Есть герой, и есть развязка.

Дам последнюю подсказку:

Все ребята любят …». (сказку)

— Конечно! Это сказка! А ты знаешь, чего желает сказка больше всего на свете? Она желает, чтобы ее рассказывали… Вот и ты сегодня будешь в роли настоящего сказочника и расскажешь нам свою удивительную сказку. А помогут в этом тебе вот эти волшебные карты (МАК).

— Ну и конечно, не забудем мы про нашего друга – звук Л, мы будем продолжать учиться правильно произносить его в своей речи. ( Уточнение артикуляции звука [Л], его характеристик).

  1. Артикуляционная гимнастика

- Знаешь, стать настоящим сказочником не так-то просто! И мы не будем торопиться – выполним подготовительные упражнения.

- Нам нужно, чтобы язычок нас слушался, красиво произносил звуки,  поэтому начнем с артикуляционной гимнастики. (Ребенок выполняет артикуляционные упражнения по картинкам).

«Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Поцелуйчик», «Часики», «Качели», «Блинчик»,  «Колышек», «Маляр», «Чашечка», «Мышеловка».

3.Дыхательная гимнастика.

Перед ребёнком лежит картинка с изображением облачного неба. На каждом облаке лежит кусочек ваты.

-Давай разгоним облака (ребёнок дует на вату, направляя воздушную струю по языку, лежащему на нижней губе).

4. Автоматизация звука в чистоговорках.

Ла-ла-ла – прилетела к нам пчела.

Ло-ло-ло – у пчелы есть жало.

Лу-лу-лу – не боимся мы пчелу.

Лы- лы-лы – есть подружки у пчелы.

5. Развитие фонетического слуха и произвольного внимания.

- А вот и пчела со своими подружками прилетела. Ой, сколько шуму от них. Найди 2 пчелы, которые издают одинаковый звук.

6. Голосовые упражнения.

- Сказочнику необходимо хорошо владеть своим голосом, поэтому произнесем фразу: «Я люблю сказки»: тихо - громко, низким - высоким голосом, весело – грустно.

7.Развитие фонематического слуха

- Когда ты будешь рассказывать свою сказку, тебе необходимо следить за звуком Л. Игра «Поймай звук» поможет тебе не сделать ошибок. Если поймаешь звук – получишь драгоценный камушек из сказочного сундука сокровищ.

(Ребенок хлопает, когда слышит звук Л в словах. За верный ответ получает «драгоценный» камушек).

8. Соотношение звука с буквой.

- Выложи букву Л из этих камней.

9. Автоматизация звука в словах.

- Сказочники обычно очень умны, они многое знают, им все интересно. Давай и мы потренируемся.

Логопед загадывает загадки о животных, перед ребенком выкладывает картинки отгаданных слов.

- Соня, отгадай загадки о животных:

«Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный?» (волк)

«По веткам скачет, да не птица. Рыжая, а не лисица». (белка)

«Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога!» (лось)

«Травку на лугу стрижёт, гривой машет, громко ржёт.
Воду пьёт, даёт навоз. Пашет поле, возит воз». (лошадь)

«Большой, носатый, мышей боится. Из хобота его — фонтан струится». (слон).

10.Звуко – слоговой анализ слова.

- Здесь одна картинка лишняя. Какая? Почему? (лошадь, потому что это домашнее животное). Выполни анализ слова.

11.Автоматизация звука в предложении.

- Составь предложение со словом ЛОШАДЬ. Выполни его схему.

12.Автоматизация звука в связной речи.

Ребенку предлагается колода МАК карт (лучше универсальные, со сказочным сюжетом). При составлении сказочного сюжета стараемся придерживаться плана: герой - его трудности – испытания – ресурсы – победа). Чтобы добиться терапевтического эффекта от использования МАК, помогаем ребенку через ответы на вопросы выйти на ресурсное состояние, осознание того, что любые трудности преодолимы, что из любой сложной ситуации всегда есть выход. В конце – помогаем уловить главную мысль сказки, делаем вывод.

Просим вытянуть одну карту и положить ее перед собой (эта карта о герое и его трудностях).

- Соня, мы сделали все необходимое, и теперь ты готова стать настоящим сказочником. Твоя сказка ждет, когда ты ее расскажешь! А поможет тебе в этом вот эта волшебная колода карт. Пока ты держишь ее в руках, задай ей мысленно вопрос: Какой он, герой твоей сказки? А затем вытяни любую карту и положи перед собой…

- Расскажи о своем герое (Кто он? Как его зовут? С кем он живет? Что любит? Какие у него трудности?)

Далее ребенок вытягивает вторую карту и кладет ее рядом с первой (эта карта об испытаниях героя). (Что произошло однажды с нашим героем?)

Следующая карта о ресурсах героя. (Но у нашего героя есть что-то особенное, что поможет ему победить все неприятности. Что это? (друзья, помощники, волшебные предметы, черты характера). Ребенок вытягивает ее и продолжает ряд.

Последняя карта о победе героя. (Расскажи, как наш герой одержал победу?). Делаем общий вывод о том, что поможет герою преодолеть его трудности.

 13. Итог занятия:

— Отличная сказка у тебя получилась! Молодец!

А теперь оцени свою работу:

Если тебе было интересно – пальчик вверх,

Если было трудно – пальчик в бок,

Если было скучно – пальчик вниз.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Структура НОД.1.      Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2.      Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...

Конспект индивидуального коррекционно - логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах" .

Конспект индивидуального коррекционно - логопедического занятия по автоматизация звука С в слогах, словах у детей с ТНР....