Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Котелова Ксения Александровна

Структура НОД.

1.      Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.

2.      Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эмоций».

3.     Сообщение темы занятия.

4.     Физминутка «Улыбнитесь».

5.     Упражнение « Линейка эмоций» с использованием карт «Anibi».

6.     Игра на обучение социальным навыкам с картами «Монстрики чувств»

7.     Релаксация. Рисунок эмоции.

8.     Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_emots_sfery_s_pom_metaf._kart.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Автор: педагог-психолог Котелова Ксения Александровна МАДОУ № 55 г. Казани

Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания об эмоциях, чувствах и настроении.
  2. Активизировать толерантное отношение к чувствам и эмоциям окружающих.
  3. Содействовать в формировании оценки собственных чувств и эмоциональных переживаний.

Развивающие:

  1. Развивать эмпатию по отношению к чувствам других людей.
  2. Развивать способность к самоконтролю.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение оказывать поддержку в трудной ситуации.
  2. Воспитывать вежливость.
  3. Воспитывать терпимое отношение к чужим недостаткам.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Целевая аудитория: дети старших и подготовительных групп.

Количество участников в группе: 6-10 чел.

Продолжительность: 25-30 минут.

Материалы и оборудование: 5 мешочков из ткани со шнурками, смайлики из бумаги, колода метафорических ассоциативных карт «Anibi» Ицик Шмулевич, колода метафорических ассоциативных карт «Монстрики чувств» Ю. Гох-Корона, К.Корона, линейка эмоций, цветные карандаши, бумага формата А4.

Структура НОД:

  1.  Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.
  2.  Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эмоций».
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Физминутка «Улыбнитесь».
  5. Упражнение « Линейка эмоций» с использованием карт «Anibi».
  6. Игра на обучение социальным навыкам с картами «Монстрики чувств»
  7. Релаксация. Рисунок эмоции.
  8. Рефлексия.

Ход НОД:

  1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.

Психолог: Здравствуйте, дети! Предлагаю вам встать в большой круг, улыбнуться и пожелать друг другу доброго утра.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эмоций».

Психолог: Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. У меня есть с собой 5 волшебных мешочков с секретами.  Как вы думаете, что нам с ними делать? (Варианты ответов детей. Если дети ответили правильно, педагог хвалит детей и продолжает НОД. Если ответили неправильно, то педагог продолжает НОД) Предлагаю, открыть первый и посмотреть что же там.  Итак, открываю мешочек и что же вижу  там…(Предлагает детям заглянуть в мешочек или потрогать руками)…Ничего нет. Ребята, этот мешочек не должен пустовать, а давайте его наполним. Чем же будем наполнять?

Дети: предлагают, чем заполнить мешочек.

Психолог: Давайте, мы будем (или предлагаю) наполнять мешочек нашими отрицательными эмоциями, чтобы поднять настроение. Обязательно надо напомнить, что такое отрицательные эмоции

Психолог  предлагает сложить в мешочек все отрицательные эмоции, злость и обиду, грусть и печаль.

Этот мешочек со всеми плохими эмоциями завязывается и выбрасывается в мусорную корзину.

Психолог: Вот мы и избавились от отрицательных эмоций.  Ребята, предлагаю вам заменить отрицательные эмоции на положительные. Какие положительные эмоции вы знаете?

Дети  называют им известные эмоции.

Психолог: Для того, чтобы  поднять настроение у меня есть ещё один мешочек. Ребятки, открываю мешочек и делюсь с вами положительными эмоциями.

Психолог достает из мешочка веселые смайлики и раздает всем участникам.

  1. Сообщение темы занятия.

Психолог: Отлично! Умнички! Все зарядились хорошими эмоциями и можем двигаться дальше! Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня разговаривать?

Дети предполагают, что об эмоциях и чувствах.

Психолог: Молодцы! Правильно! Чтобы лучше узнать о мире эмоций и чувств у меня осталось еще 3 мешочка с сюрпризами. Открываем следующий…  Почему то не развязывается.. А я поняла, чтобы развязать следующий мешочек нужно шире улыбаться и активнее двигаться. Готовы!?

Дети: Да.

  1. Физминутка «Улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Выполняется 2 раза.

Психолог: Отлично! С этим заданием мы справились. Наши улыбки помогли развязать следующий мешочек. Что же там? Посмотрим? Что это? Карты? Интересно. О! Я как раз знаю одну интересную игру с такими картами.

  1. Упражнение « Линейка эмоций» с использованием карт «Anibi».

Предлагается ребенку выбрать  3-4 карты из набора Anibi и проранжировать их по линейке эмоционального состояния:

  грустно – весело,

  приятно – неприятно,

  чувство обиды – чувство удовольствия,

  доброта-злость,

  страх-смелость,

  стыд-гордость,

  любовь-ненависть.

Далее предлагается ребенку определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (с какой картой он себя ассоциирует):

- как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства

- что хочется изменить

- в какую сторону линейки хочется переместиться, и какие эмоции пережить (что почувствовать)

- кто может помочь пережить новые эмоции (к кому можно обратиться за помощью).

Психолог: Вот и помог нам волшебный мешочек узнать главные человеческие эмоции. Давайте откроем следующий и узнаем, что же спрятано там.

Открывают мешочек.

Психолог: Посмотрите. Еще карты. Что же на них нарисовано…?

Дети: Монстрики.

Психолог: Правильно, но это не простые монстрики, а монстрики чувств и эмоций! Они хотят с нами поиграть и помочь нам узнать эмоции на лицах других людей. Поиграем с ними.

Дети: Да!

  1. Игра на обучение социальным навыкам с картами «Монстрики чувств»

Психолог раскладывает карточки рисунком вниз.

Психолог: Вытяните карточку, не показывая группе, и опишите монстрика, изображенного на ней.

Участники должны угадать, о каком чувстве идет речь. В конце ребенок вытянувший карточку, показывает её всем.

Каждый участник выполняет задание.

Психолог: Вот и помог нам волшебный мешочек узнавать эмоции на лицах других людей.

  1. Релаксация. Рисунок эмоции.

Психолог: Остался последний мешочек с секретом. Открываем?

Дети: Да!

Психолог: О, это же цветные карандаши! Ребята, раз у нас теперь есть цветные карандаши, попробуем каждый нарисовать свою эмоцию.

Дети рисуют эмоции.

  1. Рефлексия.

Психолог:

- Что вы сегодня узнали нового?

- Какие эмоции вы узнали?

- А что вам больше всего понравилось делать?

- Хотелось бы узнать какое у вас сейчас настроение?

Выберите из карт монстрика эмоций, который больше всего сейчас соответствует вашему настроению!

Я рада, что мы с вами сегодня так хорошо поиграли и подняли друг другу настроение. Желаю вам, чтобы ваше настроение и эмоции были всегда хорошими!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"

Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...

электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия:   - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник».

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников:  «Весёлый праздник»....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....