Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Латухина Вера Вячеславовна

Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детям

представление о способах выражения собственных  эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsiiword_7.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 172

г. о. Самара

КРУЖОК

«СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»

по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника

        

Актуальность.  Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения побудили направить внимание педагогов на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптивной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость нынешней социокультурной ситуации. Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и национально-политические конфликты приводят к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности уже в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период формируется мир эмоций и чувств человека, обозначаются его устремления, закладывается базис личной культуры, включающей ценности переживания.                

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которые выступают наиболее сильными эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации его духовной сферы. Это определяет необходимость разработки системы педагогической деятельности, создающей условия для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.

Роль эмоций в жизни человека, их влияние на поведение и формирования личности ребенка представляли интерес для ученых различных областей знаний - философии, физиологии, психологии, педагогики и других. В психологической науке такие ученые, как В.Н. Вилюнас, В.Вундт, Л.С.Выготский, И.Гербарт, Р.Джеймс, Б.И.Додонов, А.В. Запорожец, П.Ланге, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин и др.  рассматривали эмоции в деятельностном, поведенческом, личностном аспектах, выделяли динамику их становления, раскрывали механизм эмоциональных проявлений детей.

В исследованиях эмоциональной сферы детей дошкольного возраста А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович, Л.П.Стрелкова и др. указывают на интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания, в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов.

Известные философы, педагоги, психологи, музыканты Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, М.С.Каган, Б.М.Неменский, Н.А.Ветлугина и др. подчеркивают значительную роль искусства в формировании психики ребенка и развитии его эмоций и чувств.

Положения специальной педагогики и дошкольной дидактики, в которых отмечается ведущая роль воспитания и обучения в формировании художественно-творческих способностей ребенка, легли в основу теории художественного развития детей Л.С.Выготского, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца.

В условиях дошкольного учреждения развитием эмоциональной сферы детей занимаются различные специалисты – психолог, физинструктор, музыкальный руководитель, преподаватель изобразительного искусства, хореограф. Но нередко их деятельность носит достаточно изолированный характер. Объединить усилия различных специалистов по решению данной проблемы способен педагог, поскольку педагогическая деятельность носит комплексной характер и обладает собственными эффективными формами, методами, средствами развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

Цель:

Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детям

представление о способах выражения собственных  эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

Задачи:

1.        Развивать у детей способность адекватно выражать       свое эмоциональное состояние.

  1. Обучить элементарным приемам регулирования   поведения.
  2. Снизить у дошкольников эмоциональное напряжение.
  3. Развить способность понимать эмоциональные состояния, чувства, настроения других людей.
  4. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЧЕБУРАШКА»

Основные направления работы

Задачи

Сроки

Содержание работы

Форма работы

Научное обеспечение

Участники педагогического процесса

Предполагаемый результат

воспитанники

воспитатели

родители

другие

Сказочные персонажи

1.Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям.

2.Закреплять образ «доброго» и «злого» героя.

3.Закреплять умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях

Сентябрь

«Русские народные сказки»

КВН

Авторская разработка

+

+

Муз.работник

1.Умение детей определять эмоции.

2. Закрепление образа «доброго» и «злого».

3.Умение детей находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.

«Что за прелесть эти сказки»

Литературное лото

Авторская разработка

+

+

Методист.

Снежная королева

Игра-сказка

Нравственные беседы с детьми 4-7 лет

+

+

Лесная школа

Беседа

Дошкольное воспитание № 4, 1998г.

+

+

Красная шапочка

Игра-сказка

Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1995

+

+

Муз. работн.

Избушка и Баба-Яга

Игра-драматизация

Нравственные беседы с детьми 4-7 лет

+

+

Муз. работн.

Знай и люби родную природу

  1. Формирование моральных идеалов и принципов поведения в природе.
  2. Развития эмоционально-позитивного отношения к природе.
  3. Развитие ответственного отношения к природе.

Октябрь

«Путешествие на цветочную поляну»

Развлекательно-познавательная беседа

Авторская разработка

+

+

1.Сформированность эмоционально-позитивного отношения дошкольников к природе.

2. Навык ответственного отношения детей к природе

Октябрь

«Путешествие по лесной тропе»

Развлекательно-познавательная беседа

Авторская разработка

+

+

Ноябрь

«День леса»

Игра

И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. Приходите в гости к нам на праздник. Сборник сценариев для детей

+

+

Методист

Ноябрь

«В защиту природы»

Беседа

Дошкольное воспитание, №6 1996

+

+

Методист

Ноябрь

«Бал цветов»

Игра-конкурс

Авторская разработка

+

+

Методист

Ноябрь

«Цветочная почемучка»

Игра- путешествие

Авторская разработка

+

+

Методист

Ноябрь

Лесная сказка

Праздник

И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. Приходите в гости к нам на праздник. Сборник сценариев для детей



+

+

Муз. работник

Осень, осень в гости просим!

  1. Включение детей в систему эмоционально-нравственных ценностей русского народа.


Октябрь

Осенние встречи

Праздник


Авторская разработка

+

+

+

Уровни включенности эмоционально-нравственного отношения дошкольников к природе

Ноябрь

Золотая осень

Праздник

+

+

Ноябрь

Осенний калейдоскоп

Конкурс рисунков и плакатов

+

+

+

Ноябрь

Стихи об осени

Конкурс

Авторская разработка

+

+

Ноябрь

Осенняя фантазия

Конкурс поделок из природного материала

Авторская разработка

+

+

+

К нам приходит Новый год!

  1. Развитие навыков социального взаимодействия между детьми

Декабрь

«Новогодний праздник»

Праздник

С.В. Романова. Сб. сценариев детских развлекательных программ

+

+

+

+

Навыки социального взаимодействия со сверстниками

Январь

«Мастерская Деда Мороза

Конкурс новогодних игрушек

Дошкольное воспитание №3, 1993

+

+

+

+

Январь

«Поздравления»

Конкурс новогодних стихов

Дошкольное воспитание №3, 1993

+

+

+

+

Пусть всегда будет мама!

1.Развитие способности совершать нравственные поступки.

  1. Развитие бережного отношения к человеку.
  2. Формирование чувства доверия, благодарности, отзывчивости , стыда.

4.  Развитие гендерных установок.

Март

«Самая, самая, самая…»

Конкурс красавиц

С.В. Романова. Сб. сценариев детских развлекательных программ

+

+

Муз. работн.

1.Навык бережного отношения к природе

2.Сформированность чувства доверия, благодарности, отзывчивости, стыда.

3. Навык гендерных установок.





Март

Мамы и дочки

Игра-беседа

Авторская разработка

+

+

7 марта

«Загляните в мамины глаза

Праздник

Авторская разработка

+

+

Март

Наша красавица»

Концерт

+

+

+

муз работн.

Март

«Вот такие наши мамы»

Конкурс рисунков

Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев.

+

+

методист

Мир волшебный, мир чудесный

Приобщение детей к нравственным идеалам, принципам и нормам поведения русского народа.


Февраль

Путешествие к Незнайке

Брейн-ринг

Авторская разработка

+

+

методист

Сформированность восприятия детей нравственных идеалов, принципов и норм поведения русского народа.

Февраль

«Сказочный денек»

КВН

Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев.

+

+

методист

Сказочные персонажи

Игра

Авторская разработка

Путешествие на Луну

Игра-путешествие

Авторская разработка

Лесная школа

Игра-драматизация

Авторская разработка

Шаловливые игры

Игра

Авторская разработка

Болезнь куклы

Беседа

Авторская разработка

Наши «братья меньшие»

  1. Прививать чувство сострадания, милосердия к живым существам.
  2. Учить бережному отношению и заботе о животных

Апрель

«Наши пернатые друзья»

КВН

Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев.

+

+

Муз. работн

Сформированность чувства сострадания и жалости к животным у дошкольников.

2. Навык бережного отношения к животным

Апрель

«Рыбы, птицы, звери»

Познавательная игра

Авторская разработка

+

+

Апрель

«Эти забавные животные»

Конкурс

Авторская разработка

+

+

методист

Май

«Знаешь ли ты животных?»

Брейн-гинг

Авторская разработка

+

+

+

Май

«Мисс Кис-кис и мистер Мяу»

Театрализованное  игровое представление

Л.А. Лебединская. Праздник для друзей. Сборник сценариев.

+

+

Муз. работн

«В гости к тигру»

Праздник

Авторская разработка

Муз.

работн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия:   - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....

Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

В методической разработке рассказывается об особенностях эмоциональной сферы старших дошкольников,о ее развитии....

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Структура НОД.1.      Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2.      Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...

«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатления. Вот почему специально организованное общение в процессе театрализованной деятел...