Семинар для учителей – логопедов «Оформление заключений учителя – логопеда ДОУ»
презентация по логопедии

Е.В.Пономарева

Раскрываются основные параметры протокола обследования речи ребенка дошкольного возраста и их примерные формулировки. Формулировки логопедических заключений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для учителей – логопедов «Оформление заключений учителя – логопеда ДОУ» Учитель – логопед Пономарева Елена Валерьевна 2019 год

Слайд 2

Заключение учителя - логопеда Ф.И.О. ребёнка Дата рождения: Место жительства: Сведения о родителях: Образовательное учреждение: Краткий анамнез раннего речевого развития со слов матери: Речевая среда и социальные условия: Характерные особенности деятельности: Связная речь: Активный словарь: Грамматический строй речи: Понимание речи: Общее звучание речи: Моторика (общая, мелкая, мимическая, артикуляционная): Артикуляционный аппарат: Звукопроизношение: Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез: Слоговая структура: Чтение: Письмо: Заключение учителя – логопеда: Рекомендации: Дата обследования: Подпись специалиста______/_______/

Слайд 3

Краткий анамнез раннего речевого развития (со слов матери) Речь развивалась в соответствии с возрастом/ с задержкой/ первые слова (фразы) появились…/ о раннем речевом развитии данных нет

Слайд 4

Речевая среда и социальные условия Социальные условия благоприятные/ не благоприятные/удовлетворительные. Наблюдаются/ не наблюдаются недостатки речи у членов семьи/ Билингвизм

Слайд 5

Характерные особенности деятельности Коммуникативное поведение (легко ли вступает в контакт/ может ли инициировать общение/ умеет ли поддержать разговор/ говорит много или молчалив/ отвечает развернутой фразой или одним словом/ использует ли интонационные средства выразительности/ речевой негативизм/ неустойчивое общение/ в ситуации неуспеха может заплакать) Работоспособность (высокая/ с интересом берется за выполнение заданий, но не достаточно усидчив/ быстро истощается, отвлекается) Адекватность (адекватно реагирует на предлагаемые задания/ спокоен/ тревожен/ боязлив/ стеснителен/ полевое поведение)

Слайд 6

Связная речь Соответствует возрастной норме/ составляет развернутые предложения, рассказы/ при ответах пользуется развернутой фразой/ простыми предложениями/ отдельными словами. При составлении рассказа по наглядной ситуации наблюдается стереотипность оформления/ поиск слов/ словесные и смысловые неточности/ перечисление действий, объектов. При пересказе сохранена/ нарушена последовательность передачи сюжета/ выпуск смысловых звеньев/ пересказ полный, близко к тексту.

Слайд 7

Активный словарь Объем соответствует возрастной норме/ ниже возрастной нормы/ ограничен лепетными словами/ ограничен бытовой лексикой/ преимущественно использует глагольную лексику или существительные/ незначительный объем прилагательных, наречий/ резко ограничен/ беден/ присутствуют словесные, смысловые неточности/ смешение понятий/ трудности актуализации редко употребляемых слов

Слайд 8

Грамматический строй речи Сформирован/ недостаточно сформирован/ не сформирован/ редкие единичные аграмматизмы/ аграмматизмы проявляются в словообразовании и словоизменении/ выраженные аграмматизмы в свободной речи/ неустойчивые ошибки/ нарушение порядка слов в предложении/ пропуски, замены, смешение предлогов

Слайд 9

Понимание обращенной речи Понимает в полном объеме, необходимо повторение инструкции, направляющая помощь/полное непонимание

Слайд 10

Общее звучание речи Голос (норма, тихий, громкий, затухающий, слабый, сиплый, хриплый, назализованный) Просодика (норма, монотонность, малая модуляция, речь (не) паузирована) Темпо – ритмическая сторона (без особенностей, темп замедлен, ускорен, скандированная; запинки: сильные, слабые, тонические, клонические, в начале (конце) слова) Разборчивость (норма, смазанная, нарушенная невнятная, малопонятная)

Слайд 11

Моторика Общая (координация в норме/ моторно неловок/ объем движений полный/ неполный/ сопутствующие движения/ в пробах темпо-ритмического характера наблюдается вялость движений/ паретичность/ имеет трудности в выполнении движений по словесной инструкции/ в воспроизведении серии движений: нарушается последовательность/ опускается составная часть серии, отсутствует самоконтроль; наблюдается моторная неловкость при ходьбе, беге, танце/ повышенная двигательная истощаемость) (Бабина, волосовец) Мелкая (имеется отставание в развитии мелкой моторики рук/затруднена координация движений/движения неточные/ объем движений неполный, медленный темп с появлением сопутствующих движений/ведущая рука/захват 2,3,4 пальцами/кулаком)

Слайд 12

Моторика Мимическая (Л.А.Квинт в модификации Г.Гельнитца) отмечается качество и объем движений мышц лба, глаз, щек (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика) Артикуляционная (Бабина Г.В.) отмечается плавность, быстрота, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек (смазанность, нечеткость артикуляции, неполный объем движений, медленный переход от одного движения к другому, быстрая утомляемость)

Слайд 13

Артикуляционный аппарат губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные; зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий; челюсти — прогения, прогнатия нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое; язык — массивный, маленький, укороченная подъязычная связка.

Слайд 14

Звукопроизношение Мономорфное/ полиморфное 2 и более групп звуков/ Сигматизм свистящих, шипящих/ ламбдацизм/ ротацизм/ каппацизм/ йотацизм/ гаммацизм/ хитизм/ пара-… Отсутствие звука Искажения звука Замены звука (устойчивые или неустойчивые)

Слайд 15

Фонематическое восприятие Отраженное воспроизведение оппозиционных слогов и слов (сформировано/слабо дифференцирует оппозиционные фонемы, слова) Звуковой анализ и синтез (сформирован/ недостаточно сформирован/ не сформирован/ выделяет 1й, последний звук в слове/ звук из ряда звуков/ слогов/ слов определяет количество звуков в слове/определяет количество слогов)

Слайд 16

Слоговая структура Слова каких структур освоил Если не освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стечением, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит. Пропускает/ уподобляет/ переставляет/ добавляет звуки, слоги/ упрощает стечения/ преобразует стечения в дополнительный слог/ переставляет согласные/ очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводи конур слова/ при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой или без опоры на образец.

Слайд 17

Чтение Сформировано/ в стадии формирования/ недостаточно сформировано/ не сформировано/ побуквенное/ отрывистое/ слоговое/ плавное/ с переходом на целые слова/ целыми словами/ ошибки в ударении/ пропуски, добавления, перестановки, искажение окончаний/ недочитывание слов/ смысловая догадка/ Понимание текста: полное/ недостаточное понимание прочитанного/ полное непонимание/ искажение, добавление фактов

Слайд 18

Письмо Сформировано/не достаточно сформировано/ в стадии формирования/ не сформировано/ единичные ошибки/ множественные ошибки различного характера/ замены, пропуски, добавления букв/ пропуски предлогов/слитное написание предлогов, слов/ замедленный темп письма/ не удерживает полную структуру предложения

Слайд 19

Заключение Ранний возраст (до 3 лет): • Задержка речевого развития. Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста: В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе: 1. Психолого-педагогической классификации: • фонетическое нарушение, • фонетико-фонематическое недоразвитие, • общее недоразвитие речи I, II, III, уровня, • нерезко выраженное общее недоразвитие речи, • лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Слайд 20

2. Клинико-педагогической классификации: • дислалия, • дизартрия или стертая дизартрия, • ринолалия, • расстройства голоса, • моторная или сенсорная алалия, • детская афазия, • заикание (указать степень выраженности), • тахилалия, • брадилалия, • полтерн (спотыкание).

Слайд 21

Логопедические заключения при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом Фонетическое нарушение (ФН) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Дислалия/ Дизартрия или МДР. Ринолалия Рекомендации: коррекция ЗВПР, развитие звуко – слоговой структуры слова, просодики. ФФН. Дислалия/ Дизартрия или МДР. Ринолалия Рекомендации: коррекция ЗВПР, формирование фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте/развитие и коррекция фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Слайд 22

ОНР I , II , III уровня. Моторная алалия/сенсорная алалия/сенсомоторная алалия/дизартрия или минимальные дизартрические расстройства/ по типу ЗРР/ при ЗПР/ невыясненного патогенеза. Рекомендации: 1-й уровень: формирование умений вслушиваться в речь, пронимать ее содержание, развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов, развитие ум ения пользоваться речевыми средствами в общении// 2 -й уровень: развитие понимания речи, связанное с различением форм слова, уточнение и расширение словаря, формирование простых грамматических категорий, коррекция звукопроизношения, обучение составлению рассказа, работа над структурой предложения// 3-й уровень: совершенствование связной речи, обогащение и уточнение словаря, усвоение грамматических средств языка, формирование правильного произношения, воспитание артикуляторных навыков, фонетико – фонематической стороны речи, слоговой структуры, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты// Развитие и коррекция всех компонентов речи.

Слайд 23

ОНР IV уровня (НОНР). Моторная алалия/сенсорная алалия/сенсомоторная алалия/ дизартрия или МДР/ по типу задержки речевого развития/ при ЗПР/ невыясненного патогенеза. Рекомендации: развитие лексико – грамматических и фонетико – фонематических компонентов языковой системы. ЛГНР (недоразвитие грамматического строя речи). Выход из моторной (сенсорной) алалии/ по типу задержки речевого развития/ обусловленное ЗПР/ невыясненного патогенеза. Рекомендации: развитие и коррекция лексико – грамматического строя речи.

Слайд 24

Литература Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и др. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» Буковцова Н.И., Горчакова А.М., Демина Т.В., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В., Федосова О.Ю., Чаладзе Е.А «Обоснование логопедических заключений при различных нарушениях речи. Методические рекомендации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

РМО. 16 декабря 2023г. Тема: Участие учителей-логопедов ДОУ в муниципальном этапе краевого конкурса «Учитель-дефектолог-2023» в номинации «Логопед года»

Обсуждение положения конкурса «Учитель-дефектолог-2023». Выдвижение кандидатур для участия в муниципальном этапе конкурса. Создание инициативной творческой группы для оказания помощи и сод...

Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.

Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...