«Животные жарких стран. Образование притяжательных прилагательных».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: обучать умению образовывать притяжательные прилагательные по лексической теме «Животные жарких стран».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyati_po_zhiv._zhar.stran_.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема занятия: «Животные жарких стран. Образование притяжательных прилагательных».

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

Тип занятия: подгрупповое

Цель: обучать умению образовывать притяжательные прилагательные по лексической теме «Животные жарких стран».

Задачи:

Обучающие:

- учить детей правильно образовывать и употреблять притяжательные прилагательные, отвечая на вопросы: Чей? Чья? Чьи?

Развивающие:

 -активизировать и обогащать словарный запас по лексической теме,

- упражнять в умении правильно согласовывать прилагательные с существительными по лексической теме в роде и числе,

-упражнять в умении согласовывать словосочетания притяжательного прилагательного и существительного с числительным 4,

-закреплять навык использования в речи сложносочиненных предложений;

-развивать зрительное восприятие, слуховую и зрительную память, воображение;

-развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы;

-развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к содержанию занятия,

-воспитывать любознательность, доброту и любовь к окружающей природе;

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

-воспитывать адекватную самооценку.

Коррекционные:

-преодоление речевого негативизма.

Материалы и оборудование: ноутбук, слайд-шоу к дидактической игре «Чья голова?», индивидуальные мини-карты мира, карточки – схемы для определения задач занятия, магнитные картинки для игры «Чей голос?», пазлы для игры в команде «Необычное животное», индивидуальные задания на карточках, карандаши, билеты, муляжи животных, настольная игра «Прятки в джунглях», изображения следов животных, схема сложносочиненного предложения, магнитные доски.

Предварительная работа: занятие воспитателя по развитию речи, фронтальное лексико-грамматическое занятие логопеда, просмотр презентации «Легенды Африки», беседа «Как животные приспосабливаются», чтение сказки К. Чуковского «Айболит», рисование на тему «Наши любимые животные», дидактические игры: «Кто что ест?», «Отгадай животное».

Ход НОД

1.Орг. момент. Эмоционально-положительный настрой.

Дети в группе играют с муляжами животных жарких стран, используя настольную игру «Прятки в Джунглях». Логопед приветствует детей и общается с ними:

 -Л: Доброе утро, ребята! Как у вас весело и интересно! В какую настольную игру вы играете?

-Д: Мы играем в игру «Прятки в джунглях»

 -Л: Что вы делаете?

 –Д: Помогаем травоядным животным прятаться от хищников.

-Л: Значит, вы их спасаете? (Да) Ребята, вы рассмотрели схемы предлогов на финише? Подумайте и скажите, куда вам удастся их спрятать? (примерные ответы детей: обезьяну на пальму, бегемота в воду, жирафа за пальму, слона под водопад.)

-Л: Молодцы, ребята! Я вижу, что маленькие слова-предлоги, которые вчера закреплялись на занятии, вы сегодня удачно использовали в игре. Это замечательно!

2.Введение в тему.  Мотивация.

– А сегодня вы готовы быть настоящими спасателями, если это потребуется?

Тогда для вас есть одно письмо! Давайте откроем его и узнаем, от кого оно. (письмо от доктора Айболита)

«Дорогие, ребята! У меня плохая новость. В Африке заболели все животные и им нужно помочь. А так как я сейчас нахожусь на Северном полюсе и лечу северных оленей, я попрошу помощи у вас. Поезжайте скорее в Африку и вылечите животных. С этим письмом я отправляю вам билеты на самолет до Африки и витамины для животных. Возьмите их и помогите всем животным. Но есть одно условие! Эти витамины подействуют тогда, когда вы выполните правильно все задания! С уважением, ваш доктор Айболит

-Вы готовы отправиться в путь, ребята? (Да) Возьмите билеты (дети прикрепляют их на липучки) Нам пора в путь! Послушайте сообщение о нашем рейсе.

 Звучит запись приглашения группы на посадку самолета: «Пассажиры авиакомпании «Аэрофлот» группа № 10 детского сада №400 приглашается на посадку рейса, следующего по маршруту из города Омск до Африки. Приятного полета» (дети проходят за столы)

3. Сообщение темы, цели и задач занятия.

-Л: Занимайте свои места. Мальчики помогите девочкам. Во время полёта я буду вашим бортпроводником. Посмотрите на карты мира и найдите место, куда мы с вами сейчас полетим (общение детей друг с другом и логопедом). -Чтобы нам в полёте не скучать и все прошло успешно, давайте подготовимся и поговорим о предстоящем занятии.  Кто догадался и назовет тему нашего занятия?

-Д: Тема нашего занятия: «Животные Африки».

-Правильно. А точнее она будет звучать так: «Животные жарких стран. Образование новых слов».  Исходя из названия темы, кто скажет, чему вы должны сегодня научиться? (какую цель мы можем поставить?)

-Д: Мы должны научиться правильно называть новые слова.

-Л: Верно. Это цель нашего занятия: учиться правильно называть, образовывать новые слова от названий животных жарких стран.

 А что для этого мы будет делать, вам подскажут схемы с обратной стороны ваших карт, которые лежат на столах.  Посмотрите и расскажите, а я дополню задачи нашего занятия:

Примерные ответы:

- Мы будем учиться отвечать на вопросы (да, правильно отвечать на вопросы чей? чья? чьи?)

- Мы будем учиться правильно проговаривать «хвостики» в словах (да, выделять четко окончания в новых словах)

- Мы будем составлять предложения с новыми словами (да, сложные предложения из двух частей).

- Мы будем считать с новыми словами (да, согласовывать числа и новые слова при счете, изменяя при этом верно их окончания).

-Л: Чтобы успешно выполнить все задания, какие правила мы всегда повторяем?

-Д: Смотреть внимательно, слушать обязательно; сначала думать, потом отвечать, ошибки стараться исправлять

-Л: Да, тогда результат будет отличным. Выполнять задания мы будем все вместе, парами и по одному. А все, что находится на столах, вокруг нас в группе и ноутбук - только нам в помощь.  

А как же мы будем оценивать выполнение всех заданий, ведь у нас с собой только пакет с большими и маленькими витаминами?

-Д: Кто правильно сам выполнит задание и назовет новые слова, тот возьмет большую по размеру витамину, а кто сделает ошибку или ему понадобиться помощь, возьмет маленькую витаминку.

-Л: В конце занятия после прилета из Африки мы посмотрим, кто собрал одни большие витамины, тот получит золотую медаль спасателя.  А кто собрал большие и маленькие по размеру витамины, тот получит серебряную медаль спасателя. Приготовьтесь, наш самолет совершает посадку!

Звучит запись: «Уважаемые пассажиры группы №10, наш самолет совершил посадку. Желаем вам приятного дня!»

-Л: Мы прилетели! Нам пора в путь!

4. Основная часть.

1)упр. «Чей голос?» -  обучающая игра. Дети проходят к муляжу пальмы.    

а)- Дети, мы уже в жаркой Африке.  А животные, кажется, притаились. Прислушайтесь, может быть услышите их голоса.

Звучит аудиозапись «Голоса животных жарких стран».

-Чей голос? (льва).  Да, узнали, но правильно ответить на этот вопрос – ЛЬВИНЫЙ голос. Повтори, Коля. Договори, Лена – Льви… (Аналогично разбираются другие слова: дети договаривают окончания, либо педагог дает образец правильного ответа, а дети повторяют)

 (Львиный, слоновий, обезьяний, тигриный).

 -Л: Молодцы, вы не только голоса угадали, но и новые слова вместе назвали!  На какой вопрос мы отвечали? (Чей голос?)

б ) упр .«Вспомни и назови» 

-А теперь, чтобы получить витамины и спасти животных, попробуйте назвать новые слова без ошибок самостоятельно. Готовы?  Вспомните, чей голос звучал сначала, а чей потом- по порядку? Кто слово назовет, тот картинку перевернет, а мы проверим и оценим. (дети поочередно называют слова и переворачивают предметные картинки- изображение рупора и силуэта животного). Оценивание (Дети выбирают витамины.)

-Л: Каждый из вас справился с этим заданием?  -Почему вам это удалось?   (Мы внимательно слушали и запоминали!)

 Слышен звук электронной почты.

2) Упр. «Чья голова?»

-Л: Ребята, нам пришло электронное сообщение на ноутбук. Хотите посмотреть от кого? (Дети видят грустного доктора Айболита на экране ноутбука). Айболит, находясь на крайнем Севере, переживает, что животные спрятались в джунглях, а мы их не сможем найти. Поэтому он предлагает нам узнать, кто спрятался в джунглях, ответив правильно на вопрос «Чья голова?»  Готовы, ребята?

-Л: Каждый из вас левой кнопкой мыши будет нажимать на верхнюю часть картинки. Если ответ будет правильным, появиться полное изображение животного. Отвечать будет тот, кто нажимает. На какой вопрос будем отвечать? («Чья голова?») Кто догадался, какое окончание будет в конце слов? Правильно- «я». Справится тот, кто выделит правильно «окончание-хвостик –Я» в словах.

-чья голова? (крокодилья голова);

- чья голова? (жирафья голова);

-чья голова? (носорожья голова); - направить ребенка: носорожь…Я)

-чья голова? (обезьянья голова)

-Л: Вам понравилось находить животных в джунглях? Какой был хвостик во всех словах? Правильно- «я». Молодцы, вы все справились? Как вам это удалось? (Мы внимательно смотрели.) А теперь пусть животные пнаблюдают за нами и послушают наши веселые голоса.

 Музыкальная физкультминутка.

 У жирафов-пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

 (похлопывают себя)

На лбу, на ушах, на шеях, на локтях.

На носах, на животах, на коленях и носках.

(показывают части тела)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(пощипывают себя)

На лбу на ушах, на коленях, на локтях.

На носах, на животах, на коленях и носках.

(показывают части тела)

A у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(«чертят» полоски на себе)

На лбу, на ушах, на шеях, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(показывают части тела).

3) Упр. «Чьи следы на песке?»

-Л: Пока мы веселились, животные наблюдали за нами и оставили свои следы на песке.  Посмотрите! (дети проходят к данному месту и садится на коврик) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы получить еще витамины для животных?

-Д: Узнать и правильно назвать, чьи следы на песке?

Л: Правильно. ЧьИ следы? Какой «хвостик» будет в конце слов? (хвостик-И)

-чьи следы в правом верхнем углу? (жирафьи следы); Согласны? Молодец! Узнал и правильно назвал! Оцени свою работу. Берите пример с Саши.

-чьи следы в левом верхнем углу? (обезьяньи следы);

-чьи следы ...? (слоновьи следы);

-чьи следы…? (крокодильи следы).

Справились с этим заданием? Вы довольны?

4) Упр. «Считай – ка»

-Л: Ребята, а как мы можем определить, сколько животных наблюдали за нами?

-Д: Посчитать их следы.

-Л: Верно, посчитайте количество следов животных, которые вы называли. (ответы у всех детей:4)

Послушайте следующее задание, справиться с ним тот, кто правильно назовет и согласует новое слово с числом 4, ответив на вопрос: 4 чьих следа?

Каждый считает следы, которые называл ранее.

-4 жирафьих следа. 

Аналогично: 4 слоновьих следа, 4 обезьяних следа, 4 крокодильих следа.

 Правильно посчитали и назвали. Молодцы! Как вам это удалось? (Мы внимательно слушали и смотрели.)

-Л: Сколько всего животных оставили свои следы на песке? (4)  Как догадались? (У каждого животного по 4 лапы.) Вы не только лучшие спасатели, но и умники!

 Итак, по одному вы справились.  А парами в командах справитесь? Тогда я предлагаю вам отправиться на поиски необычного животного. Хотите?

 Посмотрите на свои билеты и найдите вторую половинку себе в пару (дети соединяются в пары по соответствующим изображениям на билетах –«косточки», «трава»). У нас две команды: «Хищников» и «Травоядных». Подойдите парами к магнитным доскам.

5) Игра в паре «Собери, не ошибись!»

-Л: Когда играем в команде, то побеждает один или вся команда? (Нет, побеждает вся команда).  Победит и получит большие витамины та команда, которая быстро и правильно сложит из пазлов картинку «Необычного животного», определив при этом, хищное оно или травоядное. Готовы?

-1-2-3! – к заданию приступи! (оценивание работы, одна команда получает большие витамины, другая маленькие)

6) Упр. «Назови, не ошибись!»

-Л: Ребята, а теперь расскажите о своем необычном животном: чей у него хвост? чья голова? чьи лапы? Справиться тот, кто составит про него что…?  предложение (показывает схему предложения на магнитной доске) Да, верно. Но предложение из двух частей с маленьким словом…(каким?) –(а) …посередине (добавляет букву).  

 Команда «Хищников»: (педагог показывает части тела животных, дети рассказывают и оценивают ответ)

-У животного голова львиная, а хвост крокодилий.

-У животного туловище тигриное, а лапы крокодильи.

Команда «Травоядных»:

-У животного голова слоновья, а хвост зебриный.

-У животного туловище жирафье, а ноги зебриные.

-Л: Справились с трудным заданием? Молодцы! Как вам это удалось?

Д: Мы думали, а потом отвечали.

-Л: Нам пора домой!

Звучит запись приглашения группы на посадку самолета: «Пассажиры авиакомпании «Аэрофлот» группы № 10 детского сада №400 приглашаются

на посадку рейса 9187 следующего по маршруту из Африки до города Омска. Желаем вам приятного полета»

-Л: Ребята, нам уже пора возвращаться! Посчитайте и запомните количество собранных вами витамин. Не забудьте оставить их на песке для животных и пусть они принесут им пользу.  Проходите на борт нашего самолета. (дети проходят за столы) Чтобы время в пути домой пролетело незаметно, я предлагаю выполнить интересное задание на листочках. Но перед этим нам нужно подготовить пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

В жарких странах

(легкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу)

Носороги

(руки поставить на согнутые растопыренные пальцы, средний прямо)

Просто ходят по дороге.

(руками производить передвижения вперед)

Мокнут в речке бегемоты.

(перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы)

Крокодилы,

(раскрывать соединенные у запястий руки)

Обезьяны,

(руки приставить к голове, показать «уши»)

Зебры - жители саванны.

(пальцами обеих рук выполнить скачущие движения по столу вперед).

7.Индивидуальная работа на листах.

-Л: Рассмотрите задание и скажите, что надо сделать?

Д: Найти, где чей хвост.  

Л: Илья будет соединять линиями соответствующие картинки. Остальные ребята будут вписывать в пустые клетки цифры, которые соответствуют цифрам изображенных животных. Всем понятно? Будьте внимательны, так как на картинках есть лишние изображения! Кто выполнит первым и проверит задание, может сделать дополнительное упражнение.

(Дети выполняют задания на листах, а логопед подходит к ребенку, которому нужна помощь).

-Л: Поменяйтесь листочками и оцените правильность выполнения заданий своего товарища. Как мы оцениваем друг друга? (рисуем смайлик)

Смайлик улыбается - нет ни одной ошибки, очень постарался.

Смайлик без улыбки – есть ошибки, не смог выполнить одно задание.

(Дети рисуют смайлики друг другу, а логопед спрашивает у детей, почему нарисовали смайлики с улыбкой?)

-Л: Чей хвост лишний? (крокодилий)

-Наш самолет идет на посадку!

 Звучит запись: «Уважаемые пассажиры группы №10, наш самолет совершил посадку. Желаем вам приятного дня!»

-Л: Мы прилетели и снова находимся в своей группе!

5. Рефлексия. Итог.

 –Л: Вам понравилась быть спасателями? Почему? (мы старались выполнять задания, чтобы получить витамины для животных, которые их спасут и принесут им пользу, мы выполняли доброе дело)

- Л: Как вы считаете, мы достигли нашей цели? Чему вы научились?

-Д: Мы научились отвечать на вопросы - чей? чья? чьи?

- научились правильно выделять хвостики-окончания в новых словах ...

-Л: Мне тоже понравилось, что вы справились со всеми заданиями, потому что старались и внимательно слушали, дополняли друг друга, быстро исправляли ошибки.

Ребята, а зачем мы учимся по каждой теме образовывать новые слова? (чтобы правильно и красиво говорить, чтобы быть грамотными)

-Л: Это умение, где вам может пригодиться? (в школе)

-Л: Почему? (потому что, если будешь правильно говорить, то будешь правильно писать)

-Л: Также умение правильно образовывать новые слова от названий животных жарких стран поможет вам на следующем занятии, где мы будем пересказывать рассказ по картинкам «Как животные хвостами поменялись». Ребята, где еще вы можете узнать о животных Жарких стран? (в книгах, в энциклопедии, в интернете с помощью мамы и папы).

-Л: Тогда послушайте домашнее задание. Возьмите свои работы на листочках, обязательно повторите новые слова и найдите ответ на вопрос: Как крокодилий хвост крокодилу помогает?

-Л: Подведем итоги вашей работы на занятии (оценивание).

Кто собрал только большие витамины, тот награждается золотой медалью спасателя. Кто собрал большие и маленькие, награждается серебряной медалью спасателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние животные. Согласование существительных с притяжательными прилагательными МОЙ, МОЯ.

согласование существительных с притяжательными прилагательными МОЙ, МОЯ....

Консультация для родителей «Образование притяжательных прилагательных» Тема «Дикие животные»

Консультация для родителей "Образование  притяжательных прилагательных" Тема "Дикие животные"...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.

Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных:  актуальность и научное обоснование, картотека игр....

«Образование притяжательных прилагательных в речи детей с ОНР»

учитель-логопед: Давыдова А.В., научный руководитель: Круглякова Т.А.«Образование прилагательных в речи детей с ОНР».Опубликована статья в Вестнике студенческого научного общества РГПУ им....

Игра «Чья мордочка, чей хвост?» на образование притяжательных прилагательных от существительных.

Игра «Чья мордочка, чей хвост?»Цель игры: образование притяжательных прилагательных от существительных.Инструкция: «Посмотрите на картинку. Художник все перепутал. Давайте разбе...