«Точим язычок – формируем речь»
статья по логопедии

Милютина Елена Петровна

Статья для сайта "Продленка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati_na_sayte_prodlenka.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Точим язычок – формируем речь»

«Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая её культура». [стр. 5, №1]    

Общение ребёнка со своими сверстниками и взрослыми   успешно, если  он внятно и чисто говорит.

 «Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки в устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит». [стр. 4, №2]

 Дошкольники  с нарушением звукопроизношения часто бывают робкими, стесняются  участвовать в инсценировках, читать стихи на утренниках, отвечать на занятиях. Над их неправильной речью иногда смеются товарищи. «В таких случаях ребёнок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это ещё больше задерживает  развитие его речи и отрицательно влияет на его характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость, а некоторые становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты чтением и рассказыванием» [стр.3, №2]

« В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум направления:  коррекционному и профилактическому.  Воспитателю необходимо знать, какие  бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы  способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но ещё в большей степени для педагога – практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам  и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания в детском саду».[стр.4, №3] Работа по  формированию у детей правильного звукопроизношения  подчинена главной задаче  - подготовке детей к успешному обучению в школе. Только при тесном сотрудничестве всех педагогов дошкольного учреждения и родителей эта задача может быть решена.

«Работа проводится с учетом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные.

При работе над  звуками важно формировать зрительное  восприятие. Ребёнок должен видеть артикуляцию звука (смотреть на лицо и губы взрослого, стараться по подражанию повторить артикуляционный уклад)» [стр.5, №4]

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению определенных   звуков. Упражнения   объединяют  в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения органов речи,  воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для чёткого,  правильного произношения звуков.

Первый комплекс проводим с детьми второй младшей группы, он   включает основные упражнения:

«Улыбка» - зубы и губы обнажены;

-«Слоник»- губы  вытянуты  вперед;

-Чередование положения «улыбка», «слоник»;

-«Окошечко» - спокойное открывание и закрывание рта;

 – «Лопатка» - широкий язык  спокойно лежит на губах;

-«Иголочка» - узкий язык спокойно лежит на губах;

-Чередование «лопатки» и «иголочки»;

-Чередование движений языка вверх, вниз – губы и зубы открыты, нижняя челюсть неподвижна.

Второй комплекс  проводится с детьми средней группы и включает упражнения, способствующие правильному произношению свистящих звуков.

-«Часики» - рот  приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Узким кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта;

-«Змейка» - рот открыт. Узкий язык сильно выдвинуть  вперёд и убрать вглубь рта;

-«Качели» - рот открыт. Напряженным языком  тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам;

-«Лошадка»  - щёлкать языком,  медленно, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть;

-«Гармошка» - рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка, сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, затем соединять челюсти – «играть на гармошке»;

-«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба;

-«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта;

-«Оближем губки» - рот приоткрыт. Облизать верхнюю и нижнюю губки по кругу.  

 Третий комплекс проводится с детьми старшей группы и   включает упражнения, способствующие правильному произношению шипящих звуков:

-«Лопатка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);

«Змейка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Лошадка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);

«Гармошка» - (смотреть комплекс  для постановки свистящих звуков);

-«Вкусное варенье» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Оближем губки» - (смотреть  комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Почистим  зубы» - рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между зубами и губами;

-«Трубочка» - рот открыт.  Боковые края языка загнуты вверх.

-«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.  

Четвёртый комплекс проводится с детьми старшей и подготовительной к школе группе и  включает упражнения, способствующие правильному произношению  сонорных звуков:

-«Часики» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Змейка» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Качели» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Почистим зубы) – (смотри комплекс для постановки шипящих звуков);

-«Вкусное варенье» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Вкусное варенье» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Футбол» - рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку;

-«Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта;

-«Лошадка» - для постановки звука «Р» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);

-«Накажем непослушный язычок» - рот открыт,  широкий язык лежит на нижней губе, произносим – «пя – пя – пя».

С детьми второй младшей  группы артикуляционную гимнастику мы проводим   в игровой форме, сопровождаем её  стихами, показом крупных   предметных  картинок.

На данном возрастном этапе мы ставим перед собой задачу – приобретение детьми простейших навыков  движения языка, губ и зубов.

В средней группе  тоже используем  игровые приёмы. На основе приобретённых детьми  простейших навыков развиваем и совершенствуем движения органов артикуляционного  аппарата.

В старшей и подготовительной группе следим  за плавностью, чёткостью выполнения движений, за умением  переключаться с одного движения на другое. Эти  движения  становятся лёгкими и  привычными.

Воспитатели проводят артикуляционную гимнастику ежедневно  перед завтраком в течении  3 – 5 минут.

Комплексы берём в соответствии с примерной физиологической  нормой постановки звуков:

 –  Во второй младшей группе отрабатываем наиболее простые по артикуляции звуки: А, О, И, Э,П, Б,М,Ф,В,  развиваем умение правильно,  длительно произносить изолированный звук. Также берём упражнения второго комлекса для подготовки к произношению свистящих звуков.

 -В средней группе после звуков Т, Д, Н,К,Г,Х,Ы отрабатываем более сложные звуки С,СЬ,З,ЗЬ,Ц , готовим  к произношению шипящих звуков. К четырём годам дети уже усваивают определённые навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове.

-В старшей группе отрабатываем звуки  Ш, Ж,Щ,Ч, готовим органы речи к произношению звуков Л, Ль, Р, РЬ.

 В подготовительной к школе  группе  отрабатываем  звуки Р, РЬ,Л,ЛЬ, обучаем детей дифференциации звуков.

Мы объединяем   детей  в группы по 5-6 человек по сходности дефекта и  предлагаем  им выполнить всего   2 -3 упражнения из комплекса по5 - 6 раз. Дети   выполняют зарядку сидя перед воспитателем при достаточном  освещении.

Одновременно с решением задач по формированию правильного  произношения проводим  работу по всем разделам произносительной стороны речи: развитию речевого дыхания, силы выдоха, фонематического слуха.

Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука, слов и предложений  на одном выдохе, задувание на лёгкие предметы (вату, шарики, карандаши…)

Развитие фонематического слуха осуществляем во время последовательной отработке и дифференциации звуков, когда  звук выделяем голосом в словах, хлопаем, топаем  на определённый звук, называем позицию звука в слове (начало, середина, конец), делим слова на слоги, придумываем слова на заданный звук, восприятие, воспроизводим  различные ритмы…

Воспитание красивой, выразительной, чёткой речи невозможно без помощи художественной литературы - это ежедневное чтение детям,  использование народного творчества в  непосредственной образовательной деятельности, в воспитательной работе, в  играх, труде,  режимных моментах…  Заучивание стихов, потешек… Сопровождение деятельности в детском саду художественным словом.

Для поддержания интереса детей   для каждого упражнения используем стихи  (написаны автором статьи)

 -Губки шире растяни,

Свои зубки покажи.

«Улыбка»

-Язычок наш непослушный

Обнимали  губками.

-Пя – пя – пя – громко сказали -

Язычок наш наказали.

«Накажем непослушный язычок»

-Наши губы приоткрылись

 И в окошко превратились.

«Окошечко»

-Влево – вправо язычок

Бегает, старается,

Моет, моет наши зубки,

Не сидит он ни минутки.

«Помоем зубки»

-Ох, и вкусное варенье!

Ты, варенье, объеденье!

«Вкусное варенье»

-Не боимся мы метели,

С горки санки полетели!

Полетели санки вниз.

Крепче, крепче ты держись!

«Катушка»

-Не стоим мы ни минутки,

Всё спешим куда – то.

Тик – так, тик – так.

Слышите, ребята?

«Часики»

-Поиграем мы в футбол

И забьём в ворота гол!

«Футбол»

-Ротик  широко открыли,

Язык в змейку превратили.

«Змейка»

-Постучишь копытцем

И помчишься быстро.

Не угнаться за тобой,

Буду я дружить с тобой!

«Лошадка»

-Мы не ели, мы не пили

Потолок мы побелили!

«Маляр»

-На качелях мы качались,

Вверх поднимались,

 Вниз опускались.

«Качели»

-Превратим  наш язычок

В тонкую иголочку.

И сошьём иголкой той

И штаны, и кофточку.

«Иголка»

 -Поиграем на гармошке

И похлопаем в ладошки.

«Гармошка»

-Язык в « лопатку»  преврати

И немножко отдохни!

«Лопатка»

-Вкусный чай  из чашки пьём

И нисколько не прольём.

«Чашечка»

-Всё бежит, бежит, бежит

Язычок  по губкам.

Всё бежит и не сидит

 Ни одной минутки!

«Болтушка»

-«Слоник» в гости к нам пришёл,

Тянем губы «хоботком»

«Слоник»

Стихи читаем перед выполнением упражнения.

Разговаривайте с ребёнком  заботливым, ободряющим тоном! Будьте терпеливы! Не скупитесь на похвалу!

   Литература:

 1 М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - Издательство «Просвещение», 1980г.

2 Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева «Речь дошкольника и её исправление» - Издательство «Просвещение» Москва, 1967г.

 3 М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - Москва «Просвещение», 1989г.

4 Н.В.Кучмезова,И.А.Лигостаева «По ступенькам к звуку» - Т.Ц. Сфера,2015.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как формируется речь.

В статье рассматриваются признаки благополучного развития речи у ребёнка на разных этапах онтогенеза, а так же отклонения, на которые родителям стоит обратить внимание....

Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они  способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"...

Как формируется речь дошкольника. Консультация логопеда родителям.

В материале рассматриваются предпосылки и условия нормативного речевого развития дошкольника....

"Развиваем мелкую моторику рук, формируем речь у детей"

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ...

Консультация «Как формируется речь под влиянием речи взрослых»

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окруже...