«Точим язычок – формируем речь»
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
«Точим язычок – формируем речь»
«Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая её культура». [стр. 5, №1]
Общение ребёнка со своими сверстниками и взрослыми успешно, если он внятно и чисто говорит.
«Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки в устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит». [стр. 4, №2]
Дошкольники с нарушением звукопроизношения часто бывают робкими, стесняются участвовать в инсценировках, читать стихи на утренниках, отвечать на занятиях. Над их неправильной речью иногда смеются товарищи. «В таких случаях ребёнок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это ещё больше задерживает развитие его речи и отрицательно влияет на его характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость, а некоторые становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты чтением и рассказыванием» [стр.3, №2]
« В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум направления: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но ещё в большей степени для педагога – практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания в детском саду».[стр.4, №3] Работа по формированию у детей правильного звукопроизношения подчинена главной задаче - подготовке детей к успешному обучению в школе. Только при тесном сотрудничестве всех педагогов дошкольного учреждения и родителей эта задача может быть решена.
«Работа проводится с учетом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные.
При работе над звуками важно формировать зрительное восприятие. Ребёнок должен видеть артикуляцию звука (смотреть на лицо и губы взрослого, стараться по подражанию повторить артикуляционный уклад)» [стр.5, №4]
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению определенных звуков. Упражнения объединяют в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения органов речи, воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для чёткого, правильного произношения звуков.
Первый комплекс проводим с детьми второй младшей группы, он включает основные упражнения:
«Улыбка» - зубы и губы обнажены;
-«Слоник»- губы вытянуты вперед;
-Чередование положения «улыбка», «слоник»;
-«Окошечко» - спокойное открывание и закрывание рта;
– «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на губах;
-«Иголочка» - узкий язык спокойно лежит на губах;
-Чередование «лопатки» и «иголочки»;
-Чередование движений языка вверх, вниз – губы и зубы открыты, нижняя челюсть неподвижна.
Второй комплекс проводится с детьми средней группы и включает упражнения, способствующие правильному произношению свистящих звуков.
-«Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Узким кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта;
-«Змейка» - рот открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта;
-«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам;
-«Лошадка» - щёлкать языком, медленно, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть;
-«Гармошка» - рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка, сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, затем соединять челюсти – «играть на гармошке»;
-«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба;
-«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта;
-«Оближем губки» - рот приоткрыт. Облизать верхнюю и нижнюю губки по кругу.
Третий комплекс проводится с детьми старшей группы и включает упражнения, способствующие правильному произношению шипящих звуков:
-«Лопатка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
«Змейка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Лошадка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
«Гармошка» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Вкусное варенье» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Оближем губки» - (смотреть комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Почистим зубы» - рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между зубами и губами;
-«Трубочка» - рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
-«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.
Четвёртый комплекс проводится с детьми старшей и подготовительной к школе группе и включает упражнения, способствующие правильному произношению сонорных звуков:
-«Часики» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Змейка» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Качели» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Почистим зубы) – (смотри комплекс для постановки шипящих звуков);
-«Вкусное варенье» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Вкусное варенье» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Футбол» - рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку;
-«Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта;
-«Лошадка» - для постановки звука «Р» - (смотри комплекс для постановки свистящих звуков);
-«Накажем непослушный язычок» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, произносим – «пя – пя – пя».
С детьми второй младшей группы артикуляционную гимнастику мы проводим в игровой форме, сопровождаем её стихами, показом крупных предметных картинок.
На данном возрастном этапе мы ставим перед собой задачу – приобретение детьми простейших навыков движения языка, губ и зубов.
В средней группе тоже используем игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков развиваем и совершенствуем движения органов артикуляционного аппарата.
В старшей и подготовительной группе следим за плавностью, чёткостью выполнения движений, за умением переключаться с одного движения на другое. Эти движения становятся лёгкими и привычными.
Воспитатели проводят артикуляционную гимнастику ежедневно перед завтраком в течении 3 – 5 минут.
Комплексы берём в соответствии с примерной физиологической нормой постановки звуков:
– Во второй младшей группе отрабатываем наиболее простые по артикуляции звуки: А, О, И, Э,П, Б,М,Ф,В, развиваем умение правильно, длительно произносить изолированный звук. Также берём упражнения второго комлекса для подготовки к произношению свистящих звуков.
-В средней группе после звуков Т, Д, Н,К,Г,Х,Ы отрабатываем более сложные звуки С,СЬ,З,ЗЬ,Ц , готовим к произношению шипящих звуков. К четырём годам дети уже усваивают определённые навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове.
-В старшей группе отрабатываем звуки Ш, Ж,Щ,Ч, готовим органы речи к произношению звуков Л, Ль, Р, РЬ.
В подготовительной к школе группе отрабатываем звуки Р, РЬ,Л,ЛЬ, обучаем детей дифференциации звуков.
Мы объединяем детей в группы по 5-6 человек по сходности дефекта и предлагаем им выполнить всего 2 -3 упражнения из комплекса по5 - 6 раз. Дети выполняют зарядку сидя перед воспитателем при достаточном освещении.
Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения проводим работу по всем разделам произносительной стороны речи: развитию речевого дыхания, силы выдоха, фонематического слуха.
Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука, слов и предложений на одном выдохе, задувание на лёгкие предметы (вату, шарики, карандаши…)
Развитие фонематического слуха осуществляем во время последовательной отработке и дифференциации звуков, когда звук выделяем голосом в словах, хлопаем, топаем на определённый звук, называем позицию звука в слове (начало, середина, конец), делим слова на слоги, придумываем слова на заданный звук, восприятие, воспроизводим различные ритмы…
Воспитание красивой, выразительной, чёткой речи невозможно без помощи художественной литературы - это ежедневное чтение детям, использование народного творчества в непосредственной образовательной деятельности, в воспитательной работе, в играх, труде, режимных моментах… Заучивание стихов, потешек… Сопровождение деятельности в детском саду художественным словом.
Для поддержания интереса детей для каждого упражнения используем стихи (написаны автором статьи)
-Губки шире растяни,
Свои зубки покажи.
«Улыбка»
-Язычок наш непослушный
Обнимали губками.
-Пя – пя – пя – громко сказали -
Язычок наш наказали.
«Накажем непослушный язычок»
-Наши губы приоткрылись
И в окошко превратились.
«Окошечко»
-Влево – вправо язычок
Бегает, старается,
Моет, моет наши зубки,
Не сидит он ни минутки.
«Помоем зубки»
-Ох, и вкусное варенье!
Ты, варенье, объеденье!
«Вкусное варенье»
-Не боимся мы метели,
С горки санки полетели!
Полетели санки вниз.
Крепче, крепче ты держись!
«Катушка»
-Не стоим мы ни минутки,
Всё спешим куда – то.
Тик – так, тик – так.
Слышите, ребята?
«Часики»
-Поиграем мы в футбол
И забьём в ворота гол!
«Футбол»
-Ротик широко открыли,
Язык в змейку превратили.
«Змейка»
-Постучишь копытцем
И помчишься быстро.
Не угнаться за тобой,
Буду я дружить с тобой!
«Лошадка»
-Мы не ели, мы не пили
Потолок мы побелили!
«Маляр»
-На качелях мы качались,
Вверх поднимались,
Вниз опускались.
«Качели»
-Превратим наш язычок
В тонкую иголочку.
И сошьём иголкой той
И штаны, и кофточку.
«Иголка»
-Поиграем на гармошке
И похлопаем в ладошки.
«Гармошка»
-Язык в « лопатку» преврати
И немножко отдохни!
«Лопатка»
-Вкусный чай из чашки пьём
И нисколько не прольём.
«Чашечка»
-Всё бежит, бежит, бежит
Язычок по губкам.
Всё бежит и не сидит
Ни одной минутки!
«Болтушка»
-«Слоник» в гости к нам пришёл,
Тянем губы «хоботком»
«Слоник»
Стихи читаем перед выполнением упражнения.
Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном! Будьте терпеливы! Не скупитесь на похвалу!
Литература:
1 М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - Издательство «Просвещение», 1980г.
2 Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева «Речь дошкольника и её исправление» - Издательство «Просвещение» Москва, 1967г.
3 М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - Москва «Просвещение», 1989г.
4 Н.В.Кучмезова,И.А.Лигостаева «По ступенькам к звуку» - Т.Ц. Сфера,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как формируется речь.
В статье рассматриваются признаки благополучного развития речи у ребёнка на разных этапах онтогенеза, а так же отклонения, на которые родителям стоит обратить внимание....

Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.
Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...

Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"
Печатная консультация для родителей "Развиваем пальчики-формируем речь"...
Как формируется речь дошкольника. Консультация логопеда родителям.
В материале рассматриваются предпосылки и условия нормативного речевого развития дошкольника....

Консультация «Как формируется речь под влиянием речи взрослых»
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окруже...

Консультация для родителей "как формируется речь детей под влиянием речи взрослых"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются...

