ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ
статья по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

в данной статье говориться о проблеме выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая стала одним из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установить причины задержки речевого развития детей как можно раньше, это даст возможность предупредить дальнейшие речевые нарушения и вторичные отклонения у ребенка. По мнению Леонтьева А.А. пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте. А термин «задержка речевого развития» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tv.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

Суханова Т.В

Аннотация: в данной статье говориться о проблеме выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая стала одним из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установить причины задержки речевого развития детей как можно раньше, это даст возможность предупредить дальнейшие речевые нарушения и вторичные отклонения у ребенка. По мнению Леонтьева А.А. пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте. А термин «задержка речевого развития» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей.

Чаще всего, ЗРР сопровождается нарушением моторного, а иногда и психомоторного развития. Изначально термин «задержка» применяли по отношению к определенной группе детей, не готовых к поступлению в школу. Однако на сегодня данный термин употребляется для описания высших психических функций у детей с различного рода органической, генетической и психологической патологиями развития [2].

От успешного сотрудничества и взаимопонимания специалистов этих направлений зависит качество жизни ребенка в будущем. Данная статья посвящена классификации и терминологии задержек речи, а так же описанию симптомов и методов коррекции необходимых для того, чтобы родители своевременно обращались к специалистам для решения данной проблемы.

Ключевые слова: задержка речевого развития, признаки ЗРР, коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.

Целью данной статьи является систематизация накопленного педагогического опыта и структурирование методов коррекции и преодоления Задержки речевого развития для детей в возрасте 2-3 лет.

Данное понятие «задержка речевого развития», не является диагнозом, а служит фактором для необходимости медицинского и педагогического вмешательства в развитие ребенка.

В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития сопровождается нарушением зрительно- пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. В большинстве случаев бывают улучшения речевого развития по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность развития часто остается на всю жизнь. У мальчиков задержка в речевом развитии отмечается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития".

Таблица 1. Признаки задержки речевого развития.

Возраст

Признаки

В первый год жизни

  • отсутствует лепет однообразное звучание;

и

гуление,

их

малая

активность

или

До года

  • у ребенка отсутствует реакция на звуки;

До 1,5 лет

  • ребенок неправильно повторяет чужие слова, или даже не делает попыток.

В возрасте 1,5-2 лет

  • не может выполнить простое действие со слов взрослых;

В 2,5 – 3 года

  • не умеет составлять простые предложения (фразы);

В 3 года

  • отсутствует собственная речь (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова), предпочтение других способов общения (мимика, жесты).

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, то его нужно показать специалистам, для своевременного выявления проблемы и подбора методов ее решения.

Изначально, стоит обратиться к педиатру. После проведения осмотра, педиатр может дать направление к другому специалисту: психологу, неврологу, психиатру или оториноларингологу. Так же порекомендует пойти к логопеду.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Выбор метода коррекции, зависит от причины, вызвавшей задержку речевого развития. Для ребенка с задержкой речевого развития необходима коррекционно-развивающая работа, которая подразумевает комплексный подход, включающий и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы.

При провоцирующем факторе, таким как психолого-социальная обстановка, ребенку необходимо обеспечить гармоничную окружающую среду. Это могут быть посещение ребенком детского сада или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.

Здесь же необходимо осуществлять стимуляцию речи ребенка, расширять его словарный запас, проводить различные игры и развивающие занятия, где «педагог» (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно общаться с ребенком.

При выявлении патологии головного мозга необходимо медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога. Медицинская коррекция: логопедический массаж, физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия) и прием ноотропных средств – являются эффективными методами. [5]

Логопеды используют следующие методы:

  • Профилактика дидактическими играми (упражнениями);
  • Упражнения для улучшения слуховой и зрительной внимательности;
  • Расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • Улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей);
  • Творческую работу (рисование, лепка, создание аппликаций).

С учетом причин, вызвавших задержку речевого развития ребенка, подбираются индивидуальные методы лечения.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Быстрое и эффективное лечение /коррекция в первую очередь зависят от возраста ребенка. Чаще всего, при первом обращении к логопеду в возрасте до 2 лет, то удается достичь хороших результатов к 5-6 годам и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.

Комплексный подход (медикаментозное лечение, коррекционные упражнения, физиотерапия), являются самым эффективным методом.

Профилактическими мерами, является создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.

Важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности.

Регулярное посещение логопеда, это не только контроль речевого развития, но еще профилактика и анализ текущего уровня развития ребенка.

ЗРР — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.

Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.

Список литературы

  1. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леон-гард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. 143 с.
  2. Журба Л.Н., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития у детей первого года жизни. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами.
  4. Петрухин А.С. Детская неврология. В 2 т. Т. 2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 560 с.
  5. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. М.: Генезис, 2012. 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Система занятий по профилатике задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. основная задача речевого развития детей овладение...

Задержка речевого развития у детей

Консультация для родителей...

МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.

МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТей. Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать п...

МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать предвестником дальнейших серьезных проблем, в чис...

Рекомендации "Причины и признаки задержки речевого развития у детей"

Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавлива...