Открытое индивидуальное коррекционно-развивающие занятие для ребенка 6-7 лет или 7-8 лет с легкой умственной отсталостью
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Рябинина Анастасия Александровна

 «Путешествие в царство комнатных растений»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ Центр «Содействие»

                 Открытое индивидуальное коррекционно-развивающие занятие

для ребенка 6-7 лет или 7-8 лет с легкой умственной отсталостью

Тема:

 «Путешествие в царство комнатных растений»

Автор: учитель-дефектолог  М.А. Градова

2017

Ростов

Цели – коррекция познавательных процессов с использованием метода сенсорной интеграции.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Ознакомление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходу за нами.
  • Уточнение и активизация  словаря по теме:  «Комнатные растения» (растения, комнатный, гладкий, удлиненный, сочный, опушенный, мохнатый, ворсистый,  рыхление, полив, чистка, горшок, поддон, грабли, палочка для рыхления, лейка, пульверизатор, инвентарь для труда,  ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, зеленый, колючий,  рассыпчатая, вязкая).
  • Закреплять знания названий комнатных растений, об их особенностях внешнего строения, сансевиерия (щучий хвост), бегония, традесканция, кактус, фикус, фиалка, герань, алоэ ).

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховую и зрительную память;
  • Развивать тактильное и обонятельное восприятие, зрительное восприятие;
  • Учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству;
  • Закрепить и дополнить знания ребенка о правилах ухода за растениями;
  • Развивать речь, абстрактное мышление;
  • Упражнять в употреблении пространственных предлогов: под, над, за, напротив, между; наречий: вверху, внизу, сзади, впереди;
  • Развивать мелкую и общую  моторику;
  • Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис;
  • Вырабатывать самоконтроль за речью, умение концентрироваться на заданиях
  • Развивать выразительные движения;
  • Развитие пространственных представлений.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувства эмоциональности, отзывчивости, доброжелательности
  • Формировать навыки  взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, инициативности
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе
  • Воспитание навыков сотрудничества в трудовых поручениях, в игре

Предварительная работа: рассмотрение и сравнение листьев комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опушенный, мохнатый, мечевидный, удлиненный, круглый, овальный, ворсистый, толстый, сочный, гладкий, блестящий, рассмотрение комнатных растений  в книге «Живая природа».

Оборудование:

  1. Игрушка божия коровка, фигурка божий коровки.
  2. Комнатные растения бегония, традесканция, сансевиерия (щучий хвост), кактус, фикус, фиалка.
  3. Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли или палочки для рыхления, салфетки для рук, пульверизатор, таз с водой, кисточки для удаления пыли, клеенка, фартуки для ребенка, нарукавники и взрослого.
  4. Разрезная картинка «Кактус», модель «Строение растения».
  5. Музыкальное сопровождение:  запись кельтская арфа.
  6. Коробка с ароматами + картинки растений.
  7. Пособия:
  1. Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. М.:Логомаг, 2015.
  2. Узорова О., Нефедова Е.Загадки для развития речи, внимания, памяти. М.:АСТ: Астрель,2005

Возрастная группа: ребенок 6-7 лет или 7-8 лет с легкой умственной отсталостью

Конспект занятия

1. Организационный момент

Цель этапа: Обеспечение рабочей обстановки. Создание эмоционального положительного фона.

Ребенок входит в комнату.

Учитель-дефектолог: Ой-кто к нам стучится.

Залетает Божия коровка: - Здравствуй  Полина, здравствуйте гости! Вы меня узнали?  Да.

Божия коровка: правильно, это я божия коровка. Спасибо, что вы меня впустили. Ведь на улице совсем холодно, морозно, а у Вас тепло уютно, и красиво у вас здесь царство моих зеленых друзей!

Учитель-дефектолог: ты божия коровка вовремя к нам прилетела, мы как раз и отправимся с Полиной в путешествие по царству комнатных растений. И прежде чем мы начнем наш путь,  я хочу загадать Вам  загадки.

         

Отгадывание загадок

         1. Дышит, растет, а ходить не может.  (Растение)

         2. На окнах растут-людям радость несут (Комнатные растения)

Учитель-дефектолог: какие вы  молодцы, ответила на все мои загадки. Сколько у нас здесь много растений! Какие они красивые! А ты многое знаешь Полина о комнатных растениях?

2. Актуализация знаний

Цель этапа: Актуализировать умения и навыки обучающегося, подготовить к освоению новых умений и навыков. Обеспечить постепенный логический переход к введению новой информации.

Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.

Беседа о растениях

Учитель-дефектолог: Полина, давай расскажем божий коровке и гостям о строении растения.

Учитель-дефектолог:  из каких частей состоит растение?  (ствол, стебель, лист, цветок, корень) Демонстрация картинок- строение растения (Картинки на доске). Ребенок выставляет.

Учитель-дефектолог:

А) У каково здесь растения самый высокий ствол или стебель?

-У бегонии ствол или стебель?

-Их много или он один?

-А у фикуса ствол или стебель?

Б) Листья у растений тоже разные по форме, величине, окраске, поверхности.

-У какого растения лист самый большой, маленький?

-У какого растения листья овальные, удлиненные?

-Где листья с ворсистой поверхностью

Лист фиалки. Он круглый, опушенный, зеленый.

Лист бегонии. Он заостренный, пятнистый, опушенный.

Лист традесканции. Он овальный, гладкий, полосатый.

-Где листья гладкие?

В) Где находится корень? (в земле)

Г) Что есть у растения еще? (цветы)

-Как называется растение которое цветет? (цветущие)

Есть такие лекарственные растения, как АЛОЭ и ГЕРАНЬ, их можно понюхать (задание на обоняние).

Но ты должна запомнить, что многие растения ядовитые, а поэтому их нельзя пробовать, а КАКТУС нельзя трогать. Почему?

Божия коровка: вы многое знаете о растении, но я не могу понять, как растение двигается без ног, и дышит.

Дефектолог: двигается –это значит растет. Сначала   растение маленькое, а потом вырастает до больших размеров.

И я предлагаю тебе Полина представить, что ты маленькое растение.

 

Подвижное упражнение «Комнатные растения»

Дидактические задачи: развитие общей моторики, регуляция мышечного тонуса.

Педагог предлагает пройти на ковер и встать свободно.

Присядьте на корточки и представь, что ты маленькое растение. Ты растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуть в вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабиться и уронить руки, согнуться, опустить голову.

           Учитель-дефектолог: ну а теперь вернемся к нашим зеленым друзьям и продолжим нашу беседу о том, как же дышат наши растения? 

          Учитель-дефектолог: Полина знаешь, как дышат растения?

А дышит растение через листья и через почву корнями.

Как растения питается? Питается при помощи корней, мы поливаем растение, а они водичку пьет. 

Нужен ли растениям свет?  Нужен. С помощью света они растут.

3. Основной этап.

Цель этапа: закрепить ранее освоенные умения и навыки, освоить новые умения.

1. Игра «Где божия коровка?»

Дидактические задачи: Упражнять в употреблении предлогов: под, над, за, напротив, между; наречий: вверху, внизу, сзади, впереди.

Учитель-дефектолог: Полина, давай  с тобой поиграем в игру с божий коровкой.

Божья коровка, будет летать, прятаться, а мы будет отвечать куда ты села, куда спряталась?

Учитель-дефектолог:

-Над каким растением летает божия коровка? (над фиалкой)

-Куда полетела божия коровка? (она полетела вниз)

-Куда она спряталась? (за горшок)

-А теперь куда? (под лист бегонии)

-Она полетела к какому растениями? (к кактусу)

-Между какими растениями села божия коровка? (между бегонией и кактусом)

-Летала, летала и села напротив кого? (Полины)

-А потом где спряталась божия коровка? (сзади Полины)

Молодец! Правильно! Ты хорошо справилась с этой игрой.

2. Практическое задание «Собери картинку»  из 6 –х частей.

Дидактические задачи: развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса

Содержание: ребенку предлагается разрезная картинка, которую необходимо собрать. Что это за комнатное растение? Кактус.

3.Трудовая деятельность. «Уход за комнатными растениями»

Дидактические задачи: научить ребенка пользоваться инструментами по уходу за растениями.

  Учитель- дефектолог:   А сейчас мы покажем божий коровке и гостям как мы можем трудиться. У  меня на столе лежит разный инвентарь для труда.

- Для чего нам необходимы влажные губки? (для того чтобы протирать листья растений)

-Миска с водой для чего необходима? (Для того, чтобы намочить губки и очищать от загрязнений и пыли)

-Чем опрыскивают растения? (водой)

-Из чего опрыскивают? (опрыскиватель)

-Какое растение надо поливать лейкой? (вялое растение,  у которого почва сухая)

-Какие растения очищают кисточками от пыли? (у которого листья опушены)

-Для чего почву у растения необходимо рыхлить? (Чтобы корни растения дышали)

Как хорошо мы потрудились? Посмотрите какие растения стали красивые, чистые. Тебе нравиться, божия коровка!

4.Игровое упражнение «Одинаковые запахи»

Дидактические задачи: развитие обонятельного восприятия, произвольного внимания.

Содержание: ребенку необходимо подбирать по запаху парные пузырьки.

Беседа: «Понюхай здесь кофе. Закрой глаза. Нюхай. Такой же? Да? Нет?»

4. Заключительный этап.

Цель этапа: подведение итогов занятия.

Дефектолог:  Вот и подошло наше путешествие к концу. А путешествовали мы с тобой вместе с божий коровкой в царстве комнатных растений.  Что тебе понравился в этом царстве? Какие растения ты запомнила?   Что нового ты узнала по уходу за комнатными растениями?

  Божия коровка ты оставайся с нами, не улетай ведь на улице холодно и неуютно, ты можешь погибнуть.  Тебя мы не обидим, и комнатных растений здесь много ты можешь жить в этом царстве комнатных растений.  

   На этом наше занятие подошло к концу, до новых встреч, друзья.

Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, ребенок c может:

Закрепить: 

  • Правила ухода за комнатными растениями
  • Названия инструментов для ухода за комнатными растениями

Знать: 

  • название комнатных растений и  их строение

Уметь:  

  • использовать в речи предлоги (под, над, за, напротив, между) и наречия (вверху, внизу, сзади, впереди)

  • концентрироваться на заданиях
  • выполнять выразительные движения
  • собирать разрезную картинку из 6-ти частей без опоры на образец
  • сравнивать комнатные растения по окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога

Открытое индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия «Цветы» в средней группе с использованием игрового комплекта «Пертра»...

Конспект подгруппового занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с дошкольниками с легкой умственной отсталостью. Тема: «Домашние животные. Закрепление»

Конспект подгруппового занятия по познавательному развитию по теме "Домашние животные. Закрепление." М.б. использован для занятия с детьми дошкольного возраста....

Конспект открытого индивидуального коррекционно- развивающего занятия «Пальчики волшебные поиграйте с нами» (для детей 2– 3 лет с ОВЗ)

Коррекционно - развивающее занятие для детей раннего возраста с ОВЗВключающая в себя:Совместная творческая деятельность по рисованию, организованная игровая деятельность, направленная на развитие взаи...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, Цель:создание благоприя...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...