Мастер –класс для педагогов « Игры и упражнения на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет» (старшая группа)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Шевлюга Оксана Григорьевна

«Речь- удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Г.Гегель)

Цели: помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия. Дать дидактические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Материалы: игры на развитие фонематического слуха и атрибуты к ним.

  1. Вступительная часть

Умение сосредоточится на звуке- очень важная особенность человека. Без нее нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения    звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого ( коЗа- коСа) . Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения.

 Особые трудности возникают у детей с нарушением фонематическим слухом на этапе обучения грамоте , а именно при овладении чтением и письмом.  Это ведет к клубку проблем ( снижение успеваемости, появление тревожности, неуверенности в своих силах, снижается  самооценка ребенка).

 Ребенок , поступающий в школу , должен уметь различать отдельные звуки в слове, соотносить звук и как он выглядит на бумаге.

 Ребенок в 4-6 лет должен уметь:

- выделять звук в звуковом ряду

-выделять слог и слово  в ряду слогов и слов

-подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного заданного  звука

-различать фонетически  сходные слова по их лексическому значению

- дифференцировать свистящие и шипящие звуки

-делить слово на слоги, определять количество слогов в слове

-определять количество слов в предложении.

Наша цель сформировать эти навыки в дошкольном возрасте. Я предлагаю несколько игр и упражнений для работы с детьми.

 

1.Игра «Клубочки-моточки»

Цель: формировать умение подбирать слова на заданный звук.

Оборудование :Клубок

Ход игры: играющие передают друг другу клубочек по кругу, произносят текст : « По дорожке ( имя) шла. Клубок ниточек нашла, вы слова на (заданный звук) скажите. Нашу нитку не порвите».

Тот у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

2. Игра «Попугайчики»

Цель: формировать слуховое внимание , умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование: попугайчики.

Ход игры:  Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов , ребенок повторяет.

Примерный речевой материал: Па-ба; та-да; та-та-да; ка-га; ка-ка-та; и т.д.

3.Игра: «Подушечка и кирпичик»

Цель: формирование  звукового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости- мягкости. Закрепление понятий «звук», «согласный», « твердый  согласный», «мягкий согласный».

Оборудование: подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками  в названии.

Ход игры: взрослый показывает картинки ребенку . Если вначале своего слова ребенок слышит твердый  согласный , то он подходит к «кирпичику», если мягкий –к « подушечке».

4.Игра « Умные мячики».

Цель: упражнять в дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Развивать глазомер, ловкость.

Оборудование: три мяча красного, синего, зеленого цвета.

Ход игры: Дети встают в линию , Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово на твердый согласный звук(полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с первым мягким звуком ( пила). А если красный мяч дети называют слова , начинающиеся на гласный звук : ананас, утка и т.д.

Итог мастер-класса.

Как вы думаете , для чего же надо развивать фонематический слух ребенку?

Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух?

Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активации функций( памяти, внимания, мышления, моторики)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей логопедической группе «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной язы...

Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР 5-6 лет.

Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализаи синтеза у детей с ОНР5-6 лет....

Мастер-класс для родителей «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...