Роль культуры общения в процессе развития ребенка
статья по логопедии

В статье представлены взгляды различных авторов на понятие "культура общения", производится анализ содержания данного интегрированного личностного качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kultura_obshcheniya.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Изучив и проанализировав литературные источники, мы выяснили, что культура поведения включает в себя несколько компонентов, среди которых выделяется культура общения. Культура общения предполагает владение ребенком такими качествами и умениями, как уважение к окружающим, использование правил вежливого общения с учетом мнений и желаний партнеров по общению, людьми разного возраста в семье и общественных местах.

Культура общения подразумевает не только знание норм и правил вежливого общения, но и умение соотнести и применить их в конкретной коммуникативной ситуации. Ребенок осваивает культурные нормы грамматически правильной монологической и диалогической речи, учитывая требования речевого этикета, учится распознавать внешние проявления различных эмоциональных состояний людей и выбирать соответствующую тактику поведения в процессе общения [Шевцова 2017: 78].

При анализе понятия культуры общения ряд авторов выделяет коммуникативные и личностные качества, составляющие его основу: доброжелательность, вежливость, общительность, деликатность и тактичность.

При рассмотрении различных подходов к пониманию феномена культуры речевого общения было выявлено, что такой термин в современных словарях отсутствует. На данный момент его определение дается лишь в некоторых учебных пособиях.

Например, в монографии «Русский язык и культура речи» можно обнаружить следующее определение: «Культура речевого общения — это такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм» [Максимова 2002: 275]. О. Б. Сиротинина определяет связи между понятиями следующим образом: «Культура речевого общения, или культура речи, является частью культуры общения» [Сиротинина 2002: 103].

Владение высоким уровнем культуры общения предполагает адекватный отклик на психологическое состояние другого человека и его поведение, выбор соответствующей формы общения, анализ своего поведения и поведения окружающих, а так же самоопределение в различных ситуациях.

Список литературы:

  1. Арнольдов А.И. Социальная культура: теория и жизнь. - М.: Политиздат, 1994. – 174 с.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005. – 368 с.
  3. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  4. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: Высшая школа, 1989. 156 с.
  5. Шевцова Д. В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 77-80.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в процессе развития ребенка

Материал адресован как воспитателям  ДОУ, так и родителям дошкольников;содержит информацию по истории возникновения игрушки, о требованиях,предъявляемых к современной детской игрушке, о видах игр...

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Роль эмоционального общения в психическом развитии ребенка

В статье раскрыта роль эмоционального общения в развитии ребенка раннего возраста. Описаны четыре типа родительских позиций : 1) принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требоваельность; 4)...

Роль эмоционального общения в психическом развитии детей раннего возраста

В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. Общение часто ребенку заменяют  современные технические средства, что приводит к эмоциональ...

«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Сообщение о роли русской културы на развитие личности ребенка. ....

Роль обучения, деятельности и общения в психическом развитии ребенка от рождения до трех лет

Общение, обучение и активная деятельность - одни из важнейших факторов общего психического развития ребенка раннего возраста. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение маленькими детьми ...

Консультация на тему: "Роль речевого общения в личностном развитии дошкольника"

В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расс...