ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с интеллектуальной недостаточностью ( обучающегося с УО(ИН), РАС)
методическая разработка по логопедии

Висмантнек Софья Юрьевна
Карта составлена в соответствии с методиками обследования речи детей дошкольного возраста: 1. И.Д.Коненковой Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. 2. Екжанова, Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. 3.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

(обучающегося с  интеллектуальной недостаточностью ( обучающегося с УО(ИН), РАС)

Детский сад _________________                 Группа________________________

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Данные о матери____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Данные об отце_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Состав семьи_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Речевая среда (двуязычие, нарушения речи и др. особенности)_____________________

__________________________________________________________________________

Решение ТПМПК от                                              №протокола ______________________                                          АОП ДО для обучающихся  __________________________________________________

ЗаключениеТМППК___________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные сведения____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные из анамнеза (анкета родителей /законных представителей):

АНКЕТА

Фамилия имя ребёнка (год рождения, возраст на данный период времени)

____________________________________________________________________________

Адрес проживания:1- по прописке (2- по месту жительства, если разные)

____________________________________________________________________________

Мать _____________________________________ Возраст __________________________

Место работы ________________________________________________________________

Контактный номер телефона ___________________________________________________

Отец ______________________________________Возраст___________________________

Контактный номер телефона ___________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Жалобы родителей ____________________________________________________________

Речь родителей и др. членов семьи_______________________________________________

Наличие других детей в семье___________________________________________________

АНАМНЕЗ (выписка от педиатра/ со слов родителей)

Наследственные и хронические заболевания родителей_____________________________

____________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка___________________________________________

От какой беременности ребенок_________________________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикации, заболевания__________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные__________________

____________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция________________________

____________________________________________________________________________

Крик: был, нет _____________________Наблюдалась ли асфиксация: белая, синяя______

____________________________________________________________________________

Резус – фактор: отрицательный, положительный, совместимость _____________________

Вес и рост ребенка при рождении________________________________________________

Первое кормление на _______сутки. Как взял грудь________________________________

Вскармливание _______________________________________________________________

Из роддома выписан на ________день, дополнительное пребывание в роддоме, причины

____________________________________________________________________________

Отклонения в поведении в первые три месяца жизни_______________________________

____________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания: до 1 месяца__________________________________________

До года_____________________________________________________________________

После года___________________________________________________________________

До трех лет___________________________________________________________________

После трех лет________________________________________________________________

РАННЕЕ ПСИХО – МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Удержание головы______________________________

Ползает _______________________________________

Сидит_________________________________________

Ходит_________________________________________

Первые зубы___________________________________

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление (указать возраст ребёнка)____________________________________

Лепет(указать возраст ребёнка)_______________________________________

Первые слова(указать возраст ребёнка)_________________________________

Первая фраза(указать возраст ребёнка) _________________________________

Наличия двуязычия в семье ___________________________________________

Диагностическое обследование

Слух______________________________________________________________________________
Зрение____________________________________________________________________________
Интеллект_________________________________________________________________________

Психоневрологический статус________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата

Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)

Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, мелкие, крупные, вне челюстной дуги, отсутствуют.

Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)

Нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины неба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое

Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка

Особенности подвижности органов артикуляционного аппарата

Объём движений: полный, неполный.

Точность движений: сохранна, нарушена.

Тонус движений: сохранён, повышенный, пониженный.

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый.

Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений.

Тремор языка:__________________________________________________________

Гиперкинезы (наличие, отсутствие): _________________________________________________

Синкинезии (наличие, отсутствие): ___________________________________________________

Саливация: наличие, отсутствие _____________________________________________________

Обследование просодической стороны речи

Голос: сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма

Темп речи: замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма

Мелодико-интонационная сторона речи: выразительная речь, маловыразительная, монотонная. Дыхание: свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма

Первый год обучения ________________

Поведение в группе

Навыки самообслуживания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Игра_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Общение с детьми и взрослыми __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй год обучения ________________

Поведение в группе

Навыки самообслуживания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Игра_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Общение с детьми и взрослыми __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Входная диагностика ____________________________________________________________________________

Промежуточная диагностика ___________________________________________________________________

Итоговая диагностика _________________________________________________________________________

Навыки

Подчеркнуть нарушенную функцию

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

1.  Обследование  строения  и  моторики  артикуляционного  аппарата

Инструкция:  «Посмотри  и  сделай  как  я,  подержи  язычок/губы  в  таком  положении,  пока  я  буду  считать». Ребёнок  выполняет  каждое  упражнение  под  счёт  экспериментатора  от  1  до  10.

«Улыбка»  (оскал)

«Хоботок»  (губы  вытянуты  в  трубочку)

«Лопатка»  (широкий  передний  край  языка  положить  на  нижнюю  губу)

«Иголка»  (узкий  язык  высунуть  далеко  вперёд)

«Улыбка» - «хоботок»  (чередование  движений)

«Качели»  (рот  открыт,  попеременно  поднимать  кончик  языка  к  верхним  зубам  и  опускать  к  нижним  зубам)

«Маятник»  (кончик  языка  переводить  от  одного  уголка  рта  к  другому)

«Лошадка»  (щёлкать  языком  медленно  и  сильно)

«Орешек»  (оттопырить  правую,  затем  левую  щеку  языком,  рот  закрыт)

Инструкция:  «Посмотри  и  сделай  как  я,  подержи  язычок/губы  в  таком  положении,  пока  я  буду  считать». Ребёнок  выполняет  каждое  упражнение  под  счёт  экспериментатора  от  1  до  10.

«Улыбка»  (оскал)

«Хоботок»  (губы  вытянуты  в  трубочку)

«Лопатка»  (широкий  передний  край  языка  положить  на  нижнюю  губу)

«Иголка»  (узкий  язык  высунуть  далеко  вперёд)

«Улыбка» - «хоботок»  (чередование  движений)

«Качели»  (рот  открыт,  попеременно  поднимать  кончик  языка  к  верхним  зубам  и  опускать  к  нижним  зубам)

«Маятник»  (кончик  языка  переводить  от  одного  уголка  рта  к  другому)

«Лошадка»  (щёлкать  языком  медленно  и  сильно)

«Орешек»  (оттопырить  правую,  затем  левую  щеку  языком,  рот  закрыт)

Инструкция:  «Посмотри  и  сделай  как  я,  подержи  язычок/губы  в  таком  положении,  пока  я  буду  считать». Ребёнок  выполняет  каждое  упражнение  под  счёт  экспериментатора  от  1  до  10.

«Улыбка»  (оскал)

«Хоботок»  (губы  вытянуты  в  трубочку)

«Лопатка»  (широкий  передний  край  языка  положить  на  нижнюю  губу)

«Иголка»  (узкий  язык  высунуть  далеко  вперёд)

«Улыбка» - «хоботок»  (чередование  движений)

«Качели»  (рот  открыт,  попеременно  поднимать  кончик  языка  к  верхним  зубам  и  опускать  к  нижним  зубам)

«Маятник»  (кончик  языка  переводить  от  одного  уголка  рта  к  другому)

«Лошадка»  (щёлкать  языком  медленно  и  сильно)

«Орешек»  (оттопырить  правую,  затем  левую  щеку  языком,  рот  закрыт)

Оценка:

5  баллов – все  движения  доступны,  выполнение  точное,  объём  полный,  тонус  нормальный,  темп  хороший,  удержание  позы  свободное,  переключаемость  не нарушена;

4 – все  движения  доступны,  объём  полный,  тонус  нормальный,  темп выполнения  и  переключаемость  несколько  замедлены.  1-2  движения  выполняются  со  второй  попытки;

3 – движения  выполняются,  темп  выполнения  и  переключаемость  снижены,  объём  движения  неполный,  отмечается  длительный  поиск  позы  во  многих  заданиях,  истощаемость,  напряжённое  удерживание  позы,  требуются  повторные  показы  движений;

2 – для  выполнения  большинства  движений  требуется  подробная  инструкция,  наблюдается  быстрая  истощаемость,  вялость  или  чрезмерное  напряжение,  тремор  кончика  языка,  сопутствующие  движения,  гиперсаливация,  некоторые  движения  не  удаются;

1 – невыполнение,  отказ  от  деятельности.

2.

Мелкая моторика

Умение брать и манипулировать предметами маленького размера, умение удерживать их в руке, умение застёгивать - расстегивать пуговицы, завязывать шнурки,  застёгивать - расстегивать молнию, вырезать, приклеивать, удерживать ручку в правильном положении.

Умение брать и манипулировать предметами маленького размера, умение удерживать их в руке, умение застёгивать - расстегивать пуговицы, завязывать шнурки,  застёгивать - расстегивать молнию, вырезать, приклеивать, удерживать ручку в правильном положении.

Умение брать и манипулировать предметами маленького размера, умение удерживать их в руке, умение застёгивать - расстегивать пуговицы, завязывать шнурки,  застёгивать - расстегивать молнию, вырезать, приклеивать, удерживать ручку в правильном положении.

3.

Импрессивная речь

Понимание ситуативной речи

Предметный словарь:

- времена года, явления природы, части тела, одежда, мебель, посуда, игрушки, еда, цвета, транспорт,  формы, животные жарких стран, домашние, дикие животные, животные севера, насекомые, птицы рыбы.

Предикативный словарь:

бежит, едет, стоит, ест, играет, пьёт, спит, сидит, читает.

Словарь прилагательных:

большой-маленький, высокий-низкий, тонкий – толстый, длинный, короткий, какой по цвету.

Понимание предлогов

Сформированность обобщающих понятий

Восприятие логико-грамматического содержания текста

Понимание ситуативной речи

Предметный словарь:

- времена года, явления природы, части тела, одежда, мебель, посуда, игрушки, еда, цвета, транспорт,  формы, животные жарких стран, домашние, дикие животные, животные севера, насекомые, птицы рыбы.

Предикативный словарь:

бежит, едет, стоит, ест, играет, пьёт, спит, сидит, читает.

Словарь прилагательных:

большой-маленький, высокий-низкий, тонкий – толстый, длинный, короткий, какой по цвету.

Понимание предлогов

Сформированность обобщающих понятий

Восприятие логико-грамматического содержания текста

Понимание ситуативной речи

Предметный словарь:

- времена года, явления природы, части тела, одежда, мебель, посуда, игрушки, еда, цвета, транспорт,  формы, животные жарких стран, домашние, дикие животные, животные севера, насекомые, птицы рыбы.

Предикативный словарь:

бежит, едет, стоит, ест, играет, пьёт, спит, сидит, читает.

Словарь прилагательных:

большой-маленький, высокий-низкий, тонкий – толстый, длинный, короткий, какой по цвету.

Понимание предлогов

Сформированность обобщающих понятий

Восприятие логико-грамматического содержания текста

4.

Экспрессивная речь

Для неговорящих детей:

Возможность звуковоспроизведения (По Травкиной), перечислить имеющиеся контролируемо произносимые звуки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукоподражания: перечислить имеющиеся звукоподражания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный запас, уровень: средний, низкий.

Фразовая речь: да, нет.

Предложения: да, нет

Коммуникативные навыки,  показатель: (низкий, средний, высокий).

Для неговорящих детей:

Возможность звуковоспроизведения (По Травкиной), перечислить имеющиеся контролируемо произносимые звуки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукоподражания: перечислить имеющиеся звукоподражания _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный запас, уровень: средний, низкий.

Фразовая речь: да, нет.

Предложения: да, нет

Коммуникативные навыки,  показатель: (низкий, средний, высокий).

Для неговорящих детей:

Возможность звуковоспроизведения (По Травкиной), перечислить имеющиеся контролируемо произносимые звуки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукоподражания: перечислить имеющиеся звукоподражания ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный запас, уровень: средний, низкий.

Фразовая речь: да, нет.

Предложения: да, нет

Коммуникативные навыки,  показатель: (низкий, средний, высокий).

5.Графомоторные навыки

Подчеркните, что умеет ребёнок:

Умение обводить, штриховать, раскрашивать, рисовать, писать элементы букв, писать печатные буквы, писать прописные буквы, списывать слова, фразы, предложения

Подчеркните, что умеет ребёнок:

Умение обводить, штриховать, раскрашивать, рисовать, писать элементы букв, писать печатные буквы, писать прописные буквы, списывать слова, фразы, предложения

Подчеркните, что умеет ребёнок:

Умение обводить, штриховать, раскрашивать, рисовать, писать элементы букв, писать печатные буквы, писать прописные буквы, списывать слова, фразы, предложения

6.

Навык чтения

Знание букв.

Умение читать слоги.

Умение читать слова

Знание букв.

Умение читать слоги.

Умение читать слова

Знание букв.

Умение читать слоги.

Умение читать слова

Если ребёнок говорящий

Навыки

подчеркнуть нарушенную функцию

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

7.Изучение  звукопроизносительной  стороны  речи

Проводится  обследование  произношения  согласных  (если  есть  необходимость,  то  и  гласных)  звуков  изолированно  и  на  материале  слогов,  слов,  фразовой  речи.  Ребёнку  предлагают  назвать  картинки,  повторить  за  экспериментатором  слова  и  фразы,  используют  и  результаты  наблюдения  за  инициативными  высказываниями (+ таблица звукопроизношения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Проводится  обследование  произношения  согласных  (если  есть  необходимость,  то  и  гласных)  звуков  изолированно  и  на  материале  слогов,  слов,  фразовой  речи.  Ребёнку  предлагают  назвать  картинки,  повторить  за  экспериментатором  слова  и  фразы,  используют  и  результаты  наблюдения  за  инициативными  высказываниями (+ таблица звукопроизношения)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Проводится  обследование  произношения  согласных  (если  есть  необходимость,  то  и  гласных)  звуков  изолированно  и  на  материале  слогов,  слов,  фразовой  речи.  Ребёнку  предлагают  назвать  картинки,  повторить  за  экспериментатором  слова  и  фразы,  используют  и  результаты  наблюдения  за  инициативными  высказываниями (+ таблица звукопроизношения)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:

5  баллов – все  звуки  произносятся   правильно;

4 – один-два  звука  недостаточно автоматизированы,  т.е.  в  самостоятельной  речи  ребёнок  произносит  эти  звуки  неправильно,  но  при  указании  на  ошибку  исправляет  их;

3 – нарушено   произношение  группы  звуков,  но  не  более  пяти;

2 – нарушено  произношение  двух-трёх  групп  звуков,  но  не  более десяти  звуков;

1 – нарушено  произношение  более  10  звуков.

8.

Слоговая структура

Подчеркните тип (по А.К. Марковой), ребенок может проговорить/ повторить: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14.

Подчеркните тип (по А.К. Марковой): 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14.

Подчеркните тип (по А.К. Марковой): 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14.

Типы слоговой структуры слова (по А.К. Марковой)

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

9.Обследование  фонематического  слуха

1. Отражённое  воспроизведение  слоговых  рядов  (пар)

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».  Экспериментатор  предлагает  повторить  серии  из  трёх  слогов  с  оппозиционными  звуками.  Если  ребёнок  дефектно  произносит  звуки  в  предлагаемых  пробах,  обследуется  различение  фонем  на  невербальном  уровне.

да-та-да       

та-да-та              

са-ша-са              

ша-са-ша                      

га-ка-ка  

ка-га-ка                    

жа-ша-жа              

ша-жа-ша

ба-па-ба                    

па-ба-па                    

ча-тя-ча                  

тя-ча-тя   

ка-ха-ка                  

ха-ка-ха                    

ся-ща-ся                  

ща-ся-ща

са-за-са                  

за-са-за                      

ра-ла-ра                  

ла-ра-ла

ва-фа-ва                  

фа-ва-фа

2.  Отражённое  воспроизведение   рядов  (пар)  слов

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».

кот-год              

дом-том

день-тень-         

бочка-почка

1. Отражённое  воспроизведение  слоговых  рядов  (пар)

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».  Экспериментатор  предлагает  повторить  серии  из  трёх  слогов  с  оппозиционными  звуками.  Если  ребёнок  дефектно  произносит  звуки  в  предлагаемых  пробах,  обследуется  различение  фонем  на  невербальном  уровне.

да-та-да       

та-да-та              

са-ша-са              

ша-са-ша                      

га-ка-ка  

ка-га-ка                    

жа-ша-жа              

ша-жа-ша

ба-па-ба                    

па-ба-па                    

ча-тя-ча                  

тя-ча-тя   

ка-ха-ка                  

ха-ка-ха                    

ся-ща-ся                  

ща-ся-ща

са-за-са                  

за-са-за                      

ра-ла-ра                  

ла-ра-ла

ва-фа-ва                  

фа-ва-фа

2.  Отражённое  воспроизведение   рядов  (пар)  слов

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».

кот-год              

дом-том

день-тень-         

бочка-почка

1. Отражённое  воспроизведение  слоговых  рядов  (пар)

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».  Экспериментатор  предлагает  повторить  серии  из  трёх  слогов  с  оппозиционными  звуками.  Если  ребёнок  дефектно  произносит  звуки  в  предлагаемых  пробах,  обследуется  различение  фонем  на  невербальном  уровне.

да-та-да       

та-да-та              

са-ша-са              

ша-са-ша                      

га-ка-ка  

ка-га-ка                    

жа-ша-жа              

ша-жа-ша

ба-па-ба                    

па-ба-па                    

ча-тя-ча                  

тя-ча-тя   

ка-ха-ка                  

ха-ка-ха                    

ся-ща-ся                  

ща-ся-ща

са-за-са                  

за-са-за                      

ра-ла-ра                  

ла-ра-ла

ва-фа-ва                  

фа-ва-фа

2.  Отражённое  воспроизведение   рядов  (пар)  слов

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».

кот-год              

дом-том

день-тень-         

бочка-почка

Оценка:

5.        баллов – все  задания  точно воспроизводятся;

4 – имеются  единичные    случаи  ошибочного  воспроизведения  рядов  слогов  или  слов,  но  при  этом  слоговая  пара  воспроизводится  точно;

3 – задание  выполняется  в  замедленном  темпе,  в  большинстве  заданий  ряды  воспроизводятся  неточно,  но  пары – точно;

2 – большинство  заданий  выполняется  только  после  повторных  проговариваний,  при  этом  чаще  всего  ряды  воспроизводятся  неверно,  иногда  ошибочно  воспроизводятся  и  слоговые  (словесные)  пары;

1 – невыполнение.

3. Различение  на  слух  оппозиционных  фонем  на  материале  слов

Инструкция:  «Если  я  правильно  назову  картинку,  хлопни  в  ладоши,  если  неправильно – не  хлопай».  Картинки:  санки,  шляпа,  старушка,  птенец.

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска

Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч

3. Различение  на  слух  оппозиционных  фонем  на  материале  слов

Инструкция:  «Если  я  правильно  назову  картинку,  хлопни  в  ладоши,  если  неправильно – не  хлопай».  Картинки:  санки,  шляпа,  старушка,  птенец.

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска

Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч

3. Различение  на  слух  оппозиционных  фонем  на  материале  слов

Инструкция:  «Если  я  правильно  назову  картинку,  хлопни  в  ладоши,  если  неправильно – не  хлопай».  Картинки:  санки,  шляпа,  старушка,  птенец.

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска

Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч

Оценка:

5.        баллов – все  задания  выполнены  верно;

4 – часть  заданий  выполняется  с  ошибкой,  но  ошибка  исправляется  самостоятельно;

3 – ошибки  исправляются  после повторного  воспроизведения;

2 – часть  заданий  недоступна,  при  выполнении  требуется  повторное  воспроизведение;

1 – невыполнение.

4.        Изучение  дифференциации  звуков  в  произношении

Серия  А. Повторение  пар  слов:

мишка – миска                                рожи – розы

чёлка – тёлка                                  цапля – сабля

каска – качка                                  чёлка – щёлка

галька – гайка                                 галка – галька

рак – лак                                          марка – майка

моряк – маяк                                  почка – бочка

тачка – дачка                                 кости – гости

мышка – мишка                             косы – козы Серия  Б.  Повторение  фраз:

Старший  братишка  рассказывал  страшную  сказку.

Старушка  сушила  пушистую  шубу.

Течёт  речка,  печёт  печка.

Юля  уронила  фарфоровое  блюдце.

Чайка  отличается  от  цапли.

У  Сони  цветик-семицветик.

Жутко  жуку  жить  на  суку.

В  домишке  жили  мышки.

4.        Изучение  дифференциации  звуков  в  произношении

Серия  А. Повторение  пар  слов:

мишка – миска                                рожи – розы

чёлка – тёлка                                  цапля – сабля

каска – качка                                  чёлка – щёлка

галька – гайка                                 галка – галька

рак – лак                                          марка – майка

моряк – маяк                                  почка – бочка

тачка – дачка                                 кости – гости

мышка – мишка                             косы – козы Серия  Б.  Повторение  фраз:

Старший  братишка  рассказывал  страшную  сказку.

Старушка  сушила  пушистую  шубу.

Течёт  речка,  печёт  печка.

Юля  уронила  фарфоровое  блюдце.

Чайка  отличается  от  цапли.

У  Сони  цветик-семицветик.

Жутко  жуку  жить  на  суку.

В  домишке  жили  мышки.

4.        Изучение  дифференциации  звуков  в  произношении

Серия  А. Повторение  пар  слов:

мишка – миска                                рожи – розы

чёлка – тёлка                                  цапля – сабля

каска – качка                                  чёлка – щёлка

галька – гайка                                 галка – галька

рак – лак                                          марка – майка

моряк – маяк                                  почка – бочка

тачка – дачка                                 кости – гости

мышка – мишка                             косы – козы Серия  Б.  Повторение  фраз:

Старший  братишка  рассказывал  страшную  сказку.

Старушка  сушила  пушистую  шубу.

Течёт  речка,  печёт  печка.

Юля  уронила  фарфоровое  блюдце.

Чайка  отличается  от  цапли.

У  Сони  цветик-семицветик.

Жутко  жуку  жить  на  суку.

В  домишке  жили  мышки.

Оценка:

5.баллов – все  задания  выполнены  верно;

4 – встречаются  единичные  ошибки,  которые  исправляются  самостоятельно,   задание  выполняется  в  несколько  замедленном  темпе;

3 – задание  выполняется  в  замедленном  темпе,  много  ошибок,  некоторые  ошибки  исправляются  самостоятельно,  часть  заданий  недоступна;

2 – задания  выполняются  с  ошибками,  большинство  заданий  недоступны;

1 – неадекватные  ответы,  отказ  от выполнения.

10.Изучение  сформированности  слоговой  структуры  и  звуконаполняемости  слов

Отражённое  воспроизведение  слов.

Инструкция:  «Послушай  и  повтори  за  мной».

бегемот                         сосна

танкист                        

сквозняк

лекарство                    

сковорода

термометр                  

пингвинёнок

фотографирую

Отражённое  воспроизведение  слов.

Инструкция:  «Послушай  и  повтори  за  мной».

бегемот                         сосна

танкист                        

сквозняк

лекарство                    

сковорода

термометр                  

пингвинёнок

фотографирую

Отражённое  воспроизведение  слов.

Инструкция:  «Послушай  и  повтори  за  мной».

бегемот                         сосна

танкист                        

сквозняк

лекарство                    

сковорода

термометр                  

пингвинёнок

фотографирую

Оценка:

5.баллов – все  слова  точно  воспроизводятся;

4 – большинство  слов  воспроизводится  точно,  однако  темп  воспроизведения  несколько  замедлен,  могут  быть  запинки;

3 – слова  воспроизводятся  в  замедленном  темпе,  с  запинками,  1-2  слова  с  искажением  слоговой  структуры;

2 – большинство  слов  воспроизводится  с  искажением  слоговой  структуры,  требуется  повторное  предъявление  материала;

1 – отказ  от  выполнения,  неадекватные  ответы.

11.Отражённое  воспроизведение  фраз.

Инструкция:  «Послушай  предложение  и  повтори  в  точности  как  я».

Хоккеисты  выиграли  турнир.

Лариса  связала  братишке  джемпер.

Утром  на  деревьях  защебетали  ласточки.

Саша  возвращается  с  работы  на  транспорте.

Мама  покупает  в  универсаме  фрукты.

Инструкция:  «Послушай  предложение  и  повтори  в  точности  как  я».

Хоккеисты  выиграли  турнир.

Лариса  связала  братишке  джемпер.

Утром  на  деревьях  защебетали  ласточки.

Саша  возвращается  с  работы  на  транспорте.

Мама  покупает  в  универсаме  фрукты.

Инструкция:  «Послушай  предложение  и  повтори  в  точности  как  я».

Хоккеисты  выиграли  турнир.

Лариса  связала  братишке  джемпер.

Утром  на  деревьях  защебетали  ласточки.

Саша  возвращается  с  работы  на  транспорте.

Мама  покупает  в  универсаме  фрукты.

Оценка:

5.баллов – все  фразы  точно  воспроизводятся;

4 – в  основном  все  фразы  воспроизводятся  точно,  отмечается  несколько  сниженный,    темп,   запинки;

3 – отмечаются  искажения  слоговой  структуры  слов,  искажения  структуры  предложений  без  искажения  смысла;

2 – многочисленные  искажения  слоговой  структуры  слов,  структуры  предложения,  как  без  искажения  смысла,  так  и  с  искажением,  требуется  повторное  предъявление  материала;

1 – отказ  от  выполнения,  неадекватные  ответы.

Критерии оценки в баллах речи и неречевых психических функций детей

0 БАЛЛОВ- отказ от выполнения, неадекватное поведение (агрессия, либо смех/баловство);

1 БАЛЛ- низкий уровень развития речевых и неречевых психических функций детей;

2 БАЛЛА- уровень ниже среднего развития речевых и неречевых психических функций детей;

3 БАЛЛА- средний уровень развития речевых и неречевых психических функций детей;

4 БАЛЛА-выше среднего уровня развития речевых и неречевых психических функций детей;

5 БАЛЛОВ- высокий уровень развития речевых и неречевых психических функций детей.

Заключение учителя-логопеда по результатам обследования

ВД. Выявленные нарушения (перечислить):

ПД. Выявленные нарушения (перечислить)

ИД. Выявленные нарушения (перечислить)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________

Подпись_______дата________              

Динамика: отсутствует, незначительная, значительная

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Подпись_______дата________              

Динамика: отсутствует, незначительная, значительная

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________

Подпись_______дата________              

Дневниковые наблюдения:

(_______________год обучения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта составлена в соответствии с методиками  обследования  речи  детей  дошкольного  возраста:

1. И.Д.Коненковой Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал.

2. Екжанова, Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология.

3.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной

ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ

Типы слоговой структуры слова (по А.К. Марковой)

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию  необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

 

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

 

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

 

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

 

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, кали-на, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, за-бота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

 

3. Односложные слова из закрытого слога:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

 

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пи-лот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, фи-нал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

 

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, ок-но, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

 

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

 

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин пеликан, пирожок, самолет, ледокол,

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

 

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

 

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, мор-ковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

 

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны гна – гно – гну – гны кля – клё – клю – кли тля – тлё – тлю – тли нта – нто – нту – нты ста – сто – сту – сты дна – дно – дну – дны фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

 

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося...

Индивидуальная диагностическая карта речевого развития ребенка для группы ФНР

На логопункте я использую индивидуальную диагностическую карту речевого развития ребёнка....

Дополнительные образовательные услуги,направленные на речевое развитие обучающихся

Развитие речи – одна из важнейших и актуальных задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста....

ПОСОБИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ «ЗВУКОВИЧКИ»

ПОСОБИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии И.Д.Коненковой «Обследование реч...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии Иншаковой Ольги Борисовны, применяется для диагн...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (для обучающихся с нарушениями слуха (перенесших операцию по кохлеарной имплантации)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ для обучающихся с нарушениями слуха (перенесших операцию по кохлеарной имплантации.Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в диагностики В.М...