Нейроигры
статья по логопедии

Применение нейроигр  в логопедической коррекции с дошкольниками (игры и упражнения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_chast_1.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры как средство развития межполушарных связей

у детей дошкольного возраста

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей

с нервно-психическими расстройствами. Данную закономерность наблюдаем и мы – логопеды. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа, которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной).
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,

направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через

выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию

речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Представленные нейроигры направлены на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. В нее включены игры и упражнения, кинезологические сказки, картотека кинезиологических упражнений, консультации для педагогов и родителей. Данные игровые приемы помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:

1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.

3. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002

5. #i

6. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012

7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.


Применение нейроигр в логопедической коррекции с дошкольниками (игры и упражнения)

Игра «По камушкам».

На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:

Мы по камушкам пойдем,

Гладкий камушек возьмем.

При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.

Мы по камушкам пойдем,

И сюрприз себе возьмем.

При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки.

В конце игры педагог спрашивает, кто больше всего нашел овощей, фруктов или камней.

Игра «Передай письмо слону».

При выполнении игры, педагог предлагает детям встать в круг и изобразить слона: ухо плотно прижать к плечу, вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею восьмерку. Педагог держит в своей руке-хоботе письмо и сообщает: «Мама слон пишет письмо своему слоненку Олечке». Затем письмо передается по кругу от «слона к слону» таким способом. Это одно из наиболее эффективных упражнений «Гимнастики мозга», которые разработал Пол Деннисон. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект – тело», улучшает у детей концентрацию внимания.

Игра «Полоса препятствий».

Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.

Среди игр малой подвижности хорошо использовать русскую народную игру «Ладушки», в которую играют по парам. Вначале при обучении этой игре применяется упрощенный вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок о ладони друга. По мере усвоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок правой ладони о правую ладонь друга, на три – хлопок своими ладонями друг об друга, на четыре — хлопок левой ладони о левую ладонь друга, на пять игра повторяется. Можно использовать речитатив Кони-кони-кони, сидели на балконе». Замечено, что такая игра дается детям не сразу, но по мере ее освоения, дети начинают очень хорошо в ней ориентироваться, у них улучшается не только ловкость и координация, но и развиваются мыслительные процессы.

Игра «Цапля».

Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.

Такая игра эффективно воздействует на стопу. Осуществляется ее самомассаж. Игра способствует активизации подвижности стопы, суставов и пальцев ног.

Игра «Орел».

Все дети гуляют по коврику босиком. По команде «орлы замрите», дети должны встать на одну ногу, другую закинуть на колено, присесть в полуприсед и переплести руки перед собой. Поза напоминает позу орла из йоги. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется. Этот игрок становится водящим.

Дидактические нейроигры

«Прищепки».

Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.

«Лабиринты».

Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.

«Кристаллы».

Игра представляет собой большое поле (45 на 45 см.), на которое нанесены квадраты, указаны стрелочки и разложены цветные кристаллы. Играют два игрока. Они передвигают фишки от старта к финишу и собирают кристаллы. Для определения количества ходов используют кубик. При этом игрок должен в слух произнести, сколько ему клеток и в каком направлении нужно пройти. Например: «Три клетки прямо, повернуть на одну клетку налево и две клетки вверх». Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Нейроигры"

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить...

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Занятие с детьми подготовительной группы с использованием элементов нейроигры Поможем царице Грамматике

Занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием элементов нейроигры Поможем царице Грамматике...

Картотека игр "Нейроигры"

Для использования в работе с дошкольниками....

Мастер-класс НЕЙРОИГРЫ

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего з...

Пособие нейроигр для детей с родителями

Развиваем внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки; межполушарное взаимодействие...

«ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ. НЕЙРОИГРЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД».

Семья это важнейший из фактов, сопровождающий человека всю его жизнь. Семья призвана обеспечить эмоционально-устроенную среду для ребенка, то есть  состояние комфорта, защищённости и раскрепощенн...