Консультация для родителей дошкольников "О навыках письма"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ведущая роль по подготовке ребёнка к обучению письму принадлежит семье. Она должна начинаться задолго до школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей18.95 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«О НАВЫКАХ  ПИСЬМА»

Работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения. Успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к 6-7 годам, именно в этом возрасте заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга., развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту,  ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (навыка письма).

  Удобное положение пальцев, обеспечивающее аккуратный почерк: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец и ребро ладони. Кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована локоть не отрывается от стола. Пальцы не  должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

  Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

  Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляются в рисовании или при попытке написания букв.

  Неправильный навык письма делится на несколько видов:

- неправильное положение пальцев: держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец ниже указательного, ручка лежит на указательном пальце;

- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику;

- неправильное положение руки: кисть вывернута так, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме зависает над столом; зависает локоть.

- неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы.

- слишком сильный или слабый нажим при письме или рисовании.

- неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу.

  Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка. В результате на листе получаются неровные и извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма.

  Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно при помощи специальных заданий. Провести контроль нужно не позднее 4-х летнего возраста, чтобы иметь запас времени для исправления.

  Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании или закрашивании. При помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки.

  Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром 3см. если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскость, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности.

  Для того, чтобы правильно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

  Одним из факторов является недостаточный опыт за столом и отсутствия представления о том,  как надо правильно держать карандаш. Показав ребёнку, как следует держать карандаш и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребёнок эти требования и поправлять по необходимости.

  Дети 6 – 7 лет способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребёнка.

  Если у ребёнка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку фломастером, объяснив ребёнку, что карандаш или ручка должны лежать на этой точке. Точно также, если ребёнок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или высоко, можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец или не должен подниматься. Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение крупных фигур в одну треть листа, без отрыва руки.

  Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей.

  Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола и уборке. Эти повседневные нагрузки являются хорошей систематической тренировкой пальцев рук.

  Неправильный навык письма часто встречается у часто болеющих детей, неуравновешенных и возбудимых, подвижных детей.  Из – за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки в области тонких движений.

  Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем мини стадионе, увереннее  владеют карандашом и ручкой. Лазанье, переходы, раскачивание способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Систематическое занятие физическими упражнениями повышает сбалансированность нервных процессов. Благотворно влияет на эмоциональное состояние. Можно получить консультацию у врача, каким видом спорта заняться ребёнку, развивающим координацию руки. Занимайтесь плаванием, играйте в бадминтон, теннис и всё будет в порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...

Консультации для родителей "Освоение навыков письма с помощью рисования на песке"

   Известно, что человек использует для графического выражения своего восприятия окружающего мира так называемые первичные формы (архетипы)- это прямые и кривые линии, основные геомет...

Консультация для родителей "Развитие навыков письма у детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для помощи родителям в формировании у детей навыков правильного письма...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....

Консультация для родителей "Как написать письмо Деду Морозу вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Как написать письмо Деду Морозу вместе с ребенком"...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений письма"

Данные игровые занятия направлены на профилактику дисграфии у детей подготовительного к школе возраста....

Консультация для родителей: "Обучение навыкам письма"

laquo;Обучение навыкам письма»         Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной коорди...