Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии

Ячменева Валентина Владимировна

Методическая разработка на тему: " Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, звукопроизношение, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дошкольное образование.

Обучающиеся.

Проблема заключается в том, что в последние годы нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность работы.

Целью практики является определение влияния коррекционно- логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием на предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников.
  3. Выстроить        коррекционно-логопедическую        работу        по        предупреждению нарушений чтения и письма.
  4. Подобрать рекомендации для родителей и воспитателей по предупреждению нарушений чтения и письма.
  5. Систематизировать        игры        и        игровые        упражнения        для        предупреждения нарушений чтения и письма.
  6. Отследить динамику устранения фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок возможных нарушений чтения и письма у детей подготовительных групп.

Основная идея методической разработки заключается в прогнозировании готовности детей к обучению чтению и письму именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

Средства/инструменты измерения результатов образовательной практики: логопедическое обследование детей: сформированность звукопроизношения; звукослоговой структуры слов; фонематического восприятия; навыков звукового анализа и синтеза; словаря, грамматического строя речи; монологической связной речи. В   нее   входят   следующие   тесты: «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак – ребро – ладонь», «Повторение цифр». Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии и дисграфии.

Выявляемое при обследовании количество детей с предпосылками возможных нарушений чтения и письма, свидетельствовало о необходимости проведения целенаправленной работы с категорией детей, предрасположенных к дислексии и дисграфии.

  Основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии:

  • Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности  всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.
  • Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.
  • Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения,
  2. Развитие фонематического восприятия,
  3. Формирование навыков языкового анализа и синтеза,
  4. Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.
  5. Развитие грамматических навыков,
  6. Формирование связной речи,
  7. Совершенствование пространственных представлений,
  8. Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,
  9. Развитие мелкой моторики рук,
  10. Развитие тактильных ощущений,
  11. Развитие конструктивного праксиса,
  12. Расширение «поля зрения» ребенка. [2]

В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Результаты освоения программы:
- повысилась обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- сформировалось правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развилась способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Используемые в образовательном процессе образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся.

Диагностика  предпосылок дисграфии и дислексии.

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:

  1. Исследование не речевых психических функций.
  1.  Слухового внимания.
  2.  Зрительного внимания.
  3. Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
  1. Исследование состояния моторной сферы.
  1.  Состояние общей моторики.
  2.  Составление мимической мускулатуры.
  3.  Состояние артикуляционной моторики.
  1. Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

2. Понимание различных форм словоизменения.

3. Понимание отдельных предложений в связной речи.

4. Состояние фонематического восприятия.

  1. Исследование состояния экспрессивной речи.
  1. Активный словарь.
  2. Состояние грамматического строя речи
  3. Состояние связной речи.
  4. Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов.
  5. Состояние звукопроизношения.
  6. Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  7. Навыки чтения, знание букв. [3]

Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии.

  1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, кинестетической организации движений , конструктивного праксиса.
  2. Развитие меж анализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.
  3. Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.
  4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.
  5. Развитие всех сторон речи:
  • Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.    
  • Развитие фонематического слуха фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  • Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.
  • Формирование связной речи: обучение разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
  • Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями: предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.
  1. Развитие не речевых функций и операций:
  • пространственно-временных ориентировок, представлений.
  • развитие тактильных ощущений.
  • развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.[1]

Заключение:

Реализуя направления коррекционной работы по устранению фонетико- фонематических проявлений и профилактике нарушений чтения и письма позволили мне иметь стабильные, положительные результаты на протяжении трех лет и сократить до минимума в дошкольный период число детей с предпосылками нарушений чтения и письма.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в школе первой ступени.

Библиографический список:

  1. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО.- Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2001.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СпБ., 1997.
  3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Спб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

Приложение №1

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников.

Игра «Почтальон».

У детей на столах лежат предметные картинки. Педагог собирает в сумку, с прикреплённым к ней символом (или буквой) только определённые картинки- письма, в названии которых встречается заданный звук. Каждый ребёнок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный на почтовой сумке.

Игра «Кубик».

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука (либо буква). Звук, который оказался сверху ребёнок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

Игра «Цветик- семицветик».

Символы звуков (или буквы) прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребёнок, сорвавший лепесток, называет слово с указанным звуком в любой позиции.

Аналогично проводятся игры «Кто в домике живёт?», «Чудо- дерево» (дерево украшается картинками в названии которых имеется соответствующий звук), «В магазин», «Составь букеты из цветов»,

«Посадим деревья», «Какие птицы прилетели к нашим кормушкам?», «О каких животных посмотрели фильм?» и др.

Игра «Ходит ёжик вдоль дорожек».

На доску выставляется изображение дорожки ёжика. К изображению ёжика прикрепляется выбранный символ звука (буква). Передвигая изображения ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук. Если звук слышится в начале слова, ёжик остаётся в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там. В ходе игры детям читается стихотворение:

Ходит ёжик вдоль дорожек, от начала до конца, В слове еж найти поможет место звука- беглеца.

Игра «Найди место звука в слове».

Каждый ребёнок получает карточку со схемой слова. Отмечает фишкой позицию звука в слове, названным педагогом.

Игра «Подбери картинки к схемам».

Перед детьми три схемы, показывающие положение звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец слова). Карточки с картинками выкладываются перед играющими стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их, соотнося слово со схемой. Если ребёнок ошибается при соотнесении- присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.

Аналогично проводятся игры « Кто больше», «Весёлый поезд», «Рыболовы»,

«Цветик - семицветик» и др.

Игра «Живые звуки».

Педагог предлагает нескольким детям взять на себя роль звуков. Один ребёнок- звук С, другой - О, третий-К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, а какой - пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети- звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Лото «Определи первый звук в слове».

Педагог раздаёт детям карточки с предметными картинками. Спрашивает, у кого название предмета со звуком А (у, о, п …). Тому, кто правильно назовёт предмет он даёт кружок (соответствующую букву), которую ребёнок кладёт на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, педагог предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки.

Цепочка слов («Бусы», «Мост», «Поезд»).

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Карточки с предметными картинками выкладываются в определённом порядке. Заданно первое слово. Следующую картинку прикладывает ребёнок, у которого название изображённого предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название предыдущего предмета.

Игра «Четвёртый лишний», «Наведи порядок», «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин», «Собери букет», «Поезд».

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков. Дети распределяют предметные картинки на две группы.

Игра «Зашифруй картинки».

У игроков большие карты с предметными картинками и набор фишек синего, зелёного и красного цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя твёрдый или мягкий согласный звук, гласный звук в названии картинки (по заданию педагога). Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах. На рисунок большой пирамиды выкладываются картинки с названиями предметов. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трёх, ещё ниже - из четырёх и т.д. Выкладываем картинки по рядам (по кольцам).

Аналогичным образом проводится игра «Пирамида», «Посадим цветы на клумбы», «Поезд» . Цель : упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игра «Цветочный магазин».

Цель: упражнять детей в делении слова на слоги, закрепить в словаре детей названия цветов. На наборном полотне предметные картинки различных цветов - это цветочный магазин. У каждого ребёнка есть числовая карточка с кружками это деньги. Педагог- продавец, дети – покупатели. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которых столько частей( слогов) , сколько кружков на карточке. Если ребёнок правильно определил, какой цветок может купить, то получит его. Если ошибается, цветок останется на прилавке. Выигрывает тот, кто купил больше цветов.

«Карусель».

Цель: закрепить навык определения первого звука в слове, учить называть слова на заданный звук. Ход игры: Детям раздаются картинки со сказочными персонажами. Дети определяют первый звук в названии своего героя. Логопед читает стихотворение: Мчат по кругу: самолет, зебра, пони, бегемот, кенгуру, машина, шмель. Что же это? Карусель. Дается инструкция: «Прокатите своего героя на карусели. Героя можно посадить только на ту фигуру, название которой начинается с того же звука. Например: Машу можно посадить на машинку. Если на карусели остаются свободные фигуры, детям предлагается вспомнить сказочных персонажей, которые могли бы на них прокатиться.

Игра «Включи телевизор».

Цель: упражнять детей в определении первого (последнего) звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов. Что бы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах- названиях картинок. По этим звуков составить новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет.

Аналогичным образом проводится игра «Как их зовут?».

«Волшебные кубики .

Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие. Ход игры. Ребенку предлагается собрать какое-нибудь слово из кубиков, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы, например слово «лук». Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, название которого начинается со звука Л, затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук У, затем – с первым звуком К.

Приложение 2

Мониторинг по результатам работы по предупреждению дисграфии и дислексии

Нарушения

Начало года

Конец год

(Выпущено с чистой речью)

Конец года

(выпущено с улучшениями)

ФФНР

6

2

4

ФНР

3

1

2

ОНР

0

0

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Научно- исследовательская разработка   « Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...

Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с ФФНР ( практика ).

Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с фонетико - фонематическим нарушением речи. ( практика )....