"Задержка речевого развития".
статья

Суздаль Лилия Сергеевна

Задержка речевого развития.

(Как распознать ЗРР у ребенка? Как родители могут помочь своему ребенку?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития.

(Как распознать ЗРР у ребенка? Как родители могут помочь своему ребенку?)

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Речь ребенка развивается в определенной закономерности «от простого к сложному» и проходит в своем формировании несколько этапов. Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду.

Основные этапы развития речи ребенка (от 0 до 3х лет):

  1. (От 0 до 3 мес.) Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны.
  2. (От 3 до 6 мес.) Гуление – протяжные негромкие певучие звуки. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. (а-а-а-а, гу-у-у, а-бм, бу)
  3. (От 5 до 7 мес.) Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. (ма-ма-ма, бу-бу-бу)
  4. (От 11 до 12 мес.) Лепетные слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета. (мама, папа, бобо, бах, ам, дай)
  5. (С года до 1,9 мес.) Слова взрослого лексикона – ребенок начинает активно усваивать и применять слова услышанные от окружения (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики)
  6. (С до 2 лет) Элементарная фразовая речь – Малыши на данном этапе начинают произносить полные формы слов. Словарный запас ребенка расширяется, он проговаривает фразы из двух слов, хотя и без согласованности и предлогов (дай пи - дай пить, папа би - папа уехал)
  7. (От 2,5 лет) Развернутая фразовая речь - Данный этап характеризуется использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Малыши задают вопросы: (Почему?, Где?, Когда?, Зачем?) Ребенок способен использовать в разговоре все части речи, употреблять слова для обобщения. Дети легко запоминают и дословно воспроизводят понравившийся рассказ, передают содержание сказки, могут отвечать на вопросы родителей.

Следует обращать внимание и на состояние словарного запаса ребенка.

Объем словарного запаса ребенка в зависимости от возраста:

  • 1 год - 5-9 слов;
  • 1,5 года - от 20 до 40 ( у разных авторов);
  • 2 года - от 50 до 200 слов;
  • 3 года - от 800 до 1000 слов;
  • 3,5 года - 1100;
  • 4 года 1600 - 1900;
  • 5 лет 1900 - 2200.

Говорить о задержке речевого развития мы можем в том случае, если в обозначенные сроки, плюс один - два месяца, речь ребенка должным образом не развивается. В первую очередь, нужно понять причины происходящего. Для начала, необходимо посетить невропатолога, чтобы исключить невротическую составляющую. Ведь даже самая минимальная родовая травма шейного отдела позвоночника может привести к задержке развития речи. В данном случае, необходимо пройти лечение у невропатолога и обратиться к узким специалистам: Логопед, психолог, дефектолог.

Если врач исключает такую патологию, нужно заниматься с ребенком самим. Данная задержка может быть вызвана недостатком речевого внимания. В этой ситуации логопед вам поможет, но при продолжении пассивного речевого отношения к ребенку будет и дальше оказывать негативное влияние на его речь.

Для правильного темпового развития речь очень важно:

- Общение с ребенком; («Если с ребенком не разговаривать, то как, он научится говорить?»);

- Эталонная речь взрослых;

- Вызывание речевой инициативы (не следует угадывать желания ребенка, пусть попробует сказать, что ему нужно);

- Чтение книг.

Краткий вывод:

  • Вовремя выявленная причина!
  • Правильная ее коррекция!
  • Лечение у невропатолога (при необходимости)!
  • Активное участие родителей!
  • Взаимодействие с узкими специалистами!

Именно это поможет Вашему ребенку, «выйти из ЗРР» и даст толчок для дальнейшего развития речи. Очень важно понимать, что многое зависит именно от Вас, уважаемые родители. Ваша внимательность и ответственность в сочетании с воздействием узких специалистов самый верный вариант решения данной проблемы.

Учитель-логопед:

Суздаль Лилия Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...