Опыт работы с детьми с ТНР по методике С. В. Коноваленко и М. И. Кременецкой
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

 

Опыт работы с детьми с ТНР по методике С. В. Коноваленко и М. И. Кременецкой

В настоящие время, многие педагоги сталкиваются с такой проблемой в работе с детьми, как неумение или недостаточная возможность выполнения ими двигательно – координационных упражнений. Как показали длительные наблюдения за детьми (С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая) [1, c. 7-8], что двигательная сфера детей с различными нарушениями развития часто характеризуются качественным своеобразием: нарушением регуляции произвольных движений, несформированности техники выполнения движений; недостаточностью двигательных качеств. У многих детей отмечается отставание в физическом развитии, и как следствие, замедленный темп речевого развития. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с недостатками лексико–грамматического строя (малый объем словарного запаса, обобщающих понятий, неточное употребление значения слов и др; связная речь схематична, бедна, эмоционально не окрашена. Отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов, страдает слоговая структура слов.

В период обучения детей, мы на своем опыте убедились в том, что им очень сложно даются различные двигательные упражнения в сочетании с речью. По методике, описанной в книге авторов С.В. Коноваленко и М.И. Кременецкой «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии» [1, c. 1-54] мы решили попробовать в своей работе использовать комплекс коррекционно – развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации. Данный комплекс включает в себя следующую работу:

1) развитие общей координации, точности, достаточной силы движений, способности к удержанию позы и переключению;

 2) развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики; 

3) формирование пространственных ориентировок;

4) тренировка вестибулярного аппарата;

 5) укрепление глазодвигательных мышц;

 6) тренировка произвольного слухового внимания, механической и логической памяти, абстрактного мышления;

7) развитие речевого дыхания и голоса;

8) развитие фонематического восприятия и формирование начальных навыков звукового анализа и синтеза.

Для решения коррекционных задач по результатам психолого– педагогической диагностики [2, c. 11-88] мы поставили перед собой задачу – ежедневно проводить комплекс специальных упражнений, которые состоят из дыхательных игр, заданий для развития тонкой и артикуляционной моторики, совершенствование общей координации движений, развития фонематического восприятия и слухового внимания, упражнения для глаз на занятиях учителя-логопеда и  педагога-психолога.

Мы ежедневно на занятиях с детьми проводили данные комплексы. В период нашей работы, каждый месяц знакомили детей с новыми заданиями, с наращиванием темпа уже отработанных упражнений. В каждом комплексе они повторяются, тем самым детям легче их было запомнить, так как мы уже с ними знакомились в предыдущем месяце. Обязательно, в каждом комплексе нужно выполнять все упражнения, которые там представлены для большой эффективности.

Пример дыхательного упражнения:

  1. Дыхательное упражнение «Ракета».

И. п. — стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

Работа строилась с учетом всех возможностей детей. Для фиксации хода ведения работы, нами был разработан дневник наблюдений для каждого дошкольника. В нем мы описывали результаты выполнения ребенком данных упражнений, его ошибки и достижения. С помощью дневника наблюдений,  мы могли отслеживать все результаты ребенка, чтобы знать, над чем работать более внимательно. Пример дневника наблюдений показан ниже таблица 1.

 

Таб. 1

Ф.И. ребенка

упражнение

ошибки

достижения

Над чем надо поработать

  1. Иванов Иван.

«Коготки»

Нет симметрии

Через 2 недели стал хорошо выполнять 

Не слышит команду, торопится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале обучения мы старались разучивать с детьми данные комплексы постепенно, потихоньку, чтобы они привыкали к ним, и быстро им не разонравились. Задания давались по показу и в виде коротких инструкций.  Всю работу мы строили с детьми в игре, они с интересом и большим старанием выполняли по показу. В первую половину дня, мы разучивали упражнения из комплекса, далее, они закреплялись работой воспитателя с детьми во вторую половину дня.

В первый период обучения, детям с трудом давались выполнения этих упражнений, у многих вообще нечего не получалось. Дети не отчаивались, старались все выполнять. Благодаря многочисленным повторениям, дети начали осваивать технику выполнения, как только мы закрепляли навыки полученных упражнений, мы давали возможность проводить комплексы тем, у кого получались координированные движения. После выполнения заданий, с детьми обязательно проводились релакс – паузы (дети ложились на ковер, закрывали глаза и представляли те или иные картинки, которые мы им называли; инструкции подавались тихим голосом и в спокойном темпе), продолжительность каждой релакс – паузы не более 2 минут. После этого мы с детьми выполняли дыхательные активизирующие игры.

После обучения детей совместно с воспитателем, мы давали родителям рекомендации по выполнению данных комплексов. Все родители охотно согласились работать с детьми дома, что конечно значительно помогло в дальнейшей работе. Такая работа давала возможность родителям посмотреть возможности своего ребенка при выполнении комплексов, увидеть действительно необходимость в их выполнении. Благодаря комплексному подходу в работе (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя и родителей) мы с детьми освоили все комплексы упражнений, значительно повысилось качество выполнения ребенком предложенных заданий, что в результате способствовало положительной динамике в развитии двигательно-моторной координации, эмоционального состояния и пр.

 

Литература:

  1. Коноваленко С.В., М.И. Кременецкая. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 128 с.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

Опыт работы с детьми с ТНР по методике С. В. Коноваленко и М. И. Кременецкой

В настоящие время, многие педагоги сталкиваются с такой проблемой в работе с детьми, как неумение или недостаточная возможность выполнения ими двигательно – координационных упражнений. Как показали длительные наблюдения за детьми (С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая) [1, c. 7-8], что двигательная сфера детей с различными нарушениями развития часто характеризуются качественным своеобразием: нарушением регуляции произвольных движений, несформированности техники выполнения движений; недостаточностью двигательных качеств. У многих детей отмечается отставание в физическом развитии, и как следствие, замедленный темп речевого развития. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с недостатками лексико–грамматического строя (малый объем словарного запаса, обобщающих понятий, неточное употребление значения слов и др; связная речь схематична, бедна, эмоционально не окрашена. Отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов, страдает слоговая структура слов.

В период обучения детей, мы на своем опыте убедились в том, что им очень сложно даются различные двигательные упражнения в сочетании с речью. По методике, описанной в книге авторов С.В. Коноваленко и М.И. Кременецкой «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии» [1, c. 1-54] мы решили попробовать в своей работе использовать комплекс коррекционно – развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации. Данный комплекс включает в себя следующую работу:

1) развитие общей координации, точности, достаточной силы движений, способности к удержанию позы и переключению;

 2) развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторики;  

3) формирование пространственных ориентировок;

4) тренировка вестибулярного аппарата;

 5) укрепление глазодвигательных мышц;

 6) тренировка произвольного слухового внимания, механической и логической памяти, абстрактного мышления;

7) развитие речевого дыхания и голоса;

8) развитие фонематического восприятия и формирование начальных навыков звукового анализа и синтеза.

Для решения коррекционных задач по результатам психолого– педагогической диагностики [2, c. 11-88] мы поставили перед собой задачу – ежедневно проводить комплекс специальных упражнений, которые состоят из дыхательных игр, заданий для развития тонкой и артикуляционной моторики, совершенствование общей координации движений, развития фонематического восприятия и слухового внимания, упражнения для глаз на занятиях учителя-логопеда и  педагога-психолога.

Мы ежедневно на занятиях с детьми проводили данные комплексы. В период нашей работы, каждый месяц знакомили детей с новыми заданиями, с наращиванием темпа уже отработанных упражнений. В каждом комплексе они повторяются, тем самым детям легче их было запомнить, так как мы уже с ними знакомились в предыдущем месяце. Обязательно, в каждом комплексе нужно выполнять все упражнения, которые там представлены для большой эффективности.

Пример дыхательного упражнения:

  1. Дыхательное упражнение «Ракета».

И. п. — стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

Работа строилась с учетом всех возможностей детей. Для фиксации хода ведения работы, нами был разработан дневник наблюдений для каждого дошкольника. В нем мы описывали результаты выполнения ребенком данных упражнений, его ошибки и достижения. С помощью дневника наблюдений,  мы могли отслеживать все результаты ребенка, чтобы знать, над чем работать более внимательно. Пример дневника наблюдений показан ниже таблица 1.

Таб. 1

Ф.И. ребенка

упражнение

ошибки

достижения

Над чем надо поработать

  1. Иванов Иван.

«Коготки»

Нет симметрии

Через 2 недели стал хорошо выполнять  

Не слышит команду, торопится

В начале обучения мы старались разучивать с детьми данные комплексы постепенно, потихоньку, чтобы они привыкали к ним, и быстро им не разонравились. Задания давались по показу и в виде коротких инструкций.  Всю работу мы строили с детьми в игре, они с интересом и большим старанием выполняли по показу. В первую половину дня, мы разучивали упражнения из комплекса, далее, они закреплялись работой воспитателя с детьми во вторую половину дня.

В первый период обучения, детям с трудом давались выполнения этих упражнений, у многих вообще нечего не получалось. Дети не отчаивались, старались все выполнять. Благодаря многочисленным повторениям, дети начали осваивать технику выполнения, как только мы закрепляли навыки полученных упражнений, мы давали возможность проводить комплексы тем, у кого получались координированные движения. После выполнения заданий, с детьми обязательно проводились релакс – паузы (дети ложились на ковер, закрывали глаза и представляли те или иные картинки, которые мы им называли; инструкции подавались тихим голосом и в спокойном темпе), продолжительность каждой релакс – паузы не более 2 минут. После этого мы с детьми выполняли дыхательные активизирующие игры.

После обучения детей совместно с воспитателем, мы давали родителям рекомендации по выполнению данных комплексов. Все родители охотно согласились работать с детьми дома, что конечно значительно помогло в дальнейшей работе. Такая работа давала возможность родителям посмотреть возможности своего ребенка при выполнении комплексов, увидеть действительно необходимость в их выполнении. Благодаря комплексному подходу в работе (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя и родителей) мы с детьми освоили все комплексы упражнений, значительно повысилось качество выполнения ребенком предложенных заданий, что в результате способствовало положительной динамике в развитии двигательно-моторной координации, эмоционального состояния и пр.

Литература:

  1. Коноваленко С.В., М.И. Кременецкая. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 128 с.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...

опыт работы с детьми и родителями

В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.

Опыт моей работы, который использую на протяжении семи лет в обучении детей чтению по методике Н.А. Зайцева....

Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...