Формирование развития речи у дошкольников по средствам современных технологий
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Дети с нарушениями речи - предмет особого внимания коррекционной педагогики и логопедии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВАМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Момот Татьяна Юрьевна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №153»,

г. Воронеж, Россия

Дети с нарушениями речи – предмет особого внимания коррекционной педагогики и логопедии, задачей которой как науки является педагогическое и психологическое воздействие на них с целью возвращения полноценного эффективного раскрытия всех их возможностей с учетом   психофизических недостатков.

Внимание современного общества, как никогда обращено на взаимодействие людей в социуме: коммуникация – важнейшее условие для жизни любого человека. В таких условиях речь или любой вид альтернативной коммуникации приобретает значение важнейшего фактора для жизни человека: принятие его обществом. Это говорит о том, что коммуникация –это способность ребенка познавать окружающую действительность и быть частью этого мира. Чем активнее познавательный интерес ребенка, тем более полно развивается его психика (Гордилова В.И., 2010). Именно поэтому, формирование, развитие, забота о чистой и правильной речи своевременное выявление и ранняя коррекция нарушений развития, с помощью различных педагогических технологий – это залог успешного пребывания человека в современном обществе. В ДОУ осуществляется всестороннее развитие ребенка, где важное место занимает подготовка детей к переходу на новую жизненную ступень, переход детей от игровой деятельности к учебной, на качественно новый этап коммуникации и познания мира (Волкова Л.С., 2012).

Дети с нарушениями речи испытывают затруднения в нахождении правильной артикуляционной позы, страдает произносительная сторона, как правило словарный запас небогат и все это приводит к тому, что окружающие люди ребенка не понимают и он становится замкнутым. Коррекционная работа должна вестись по всем «фронтам» развития речи, а зачастую и над высшей психической функцией – мышлением, чтобы способствовать повышению самооценки, социальному, академическому и эмоциональному развитию. Ведь не зря английский врач и мыслитель Джон Джексон говорил: «Речь – это карета, в которой едет мышление». Чтобы качественно работать над речью в целом, необходимо доносить до родителей, о важности посещения коррекционных групп, где у ребенка будут все шансы «дотянуться» до условно – возрастной нормы как у сверстников.

Т.Н. Волковская отмечает: «…речевая патология обуславливает как характер познавательной деятельности, так и особенности личности логопата. При этом нарушения познавательной и личностной сферы могут иметь различную психологическую структуру и находятся в тесной взаимосвязи со степенью выраженности и характером нарушения речи (Волковская Т.Н., 2010)

Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития. Каждый уровень определяет связь первичного дефекта и вторичных проявлений, которые ведут к задержке речевого развития. Получая новые возможности улучшения качества произносительной стороны речи осуществляется переход от одного уровня к другому.

В 2000 году Т.Б. Филичева выделяет IV уровень речевого развития как нерезко выраженные нарушения компонентов языковой системы, которые незаметны на первый взгляд, но при более углубленной диагностике логопата, при выполнении определенных заданий, ребенок испытывает трудности, с которыми легко справляются его сверстники (Филичева Т.Б., 2011)

Необходимо обращать внимание и на нарушения слоговой структуры, когда ребенок не способен удержать в памяти фонематический образ слова, переставляет звуки, слоги местами, искажая звуконаполняемость (например, собака произносится как сокаба, радуга – рагуда, кошка - ошка…) Ребенок разговаривает невнятно и окружающие говорят, что у него «каша во рту». Ко всему этому ребенок не умеет употреблять суффиксы уменьшительно – ласкательной формы существительных и других частей речи. Предложения простые, не распространенные и в них зачастую отмечаются пропуски предлогов, союзов.

Страдает и связная речь, малодоступны пересказы коротких рассказов, рассказ по серии сюжетных картинок и другие виды. Обычно рассказ содержит перечисление того, что ребенок видит на картинке, отвечают на вопросы специалиста односложно, называя предмет, признак или его действие.

Наиболее стойкие проявления общего недоразвития речи отмечаются при дизартрии, алалии и реже при заикании и ринолалии.

Если вспомнить, как многие авторы дают определение общему недоразвитию речи, то можно сделать вывод, что это нарушение речи при сохранном интеллекте и слухе. Таким образом, психическое развитие дошкольников с ОНР, весомо опережает их речевое развитие. Дети способны понять и критично относиться к собственному речевому нарушению. Но нельзя забывать о быстрой истощаемости и недостаточной устойчивости внимания, что приводит к снижению темпа деятельности в процессе работы.

Главный метод в коррекционной работе – вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет происходить преодоление речевого дефекта.

Какие же формы работы будут наиболее эффективными, чтобы преодолеть множественные нарушения экспрессивной речи?

  1. Фольклор, включая сказки, песни, потешки, загадки и игры, будет увлекательным инструментом для развития речи ребенка и формирования любви к прекрасному, а также будут формироваться зачатки нравственных чувств.
  2. Развивая лексико – грамматическую структуру речи, постепенно усложняя задания (по принципу от простого к сложному), детей учат развивать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под из, около и другие. При этом специалисты наглядно демонстрируют действия (пришел – ушел, наливает – выливает…, что можно делать в условиях не только на занятиях, но и в свободной деятельности).
  3. Проблемы с формированием фонематического слуха также отрицательно сказываются на звукопроизношении. Ведь недостаточность развития фонематического восприятия оказывает негативное влияние не только на фонетику, но и на слоговую структуру слова, и на лексику, и на грамматический строй речи.
  4. Также игры будут способствовать развитию словообразования у детей, что безусловно будет расширять словарный запас дошкольников. В ходе игры можно многократно проигрывать различные способы словообразования, при условии, что основные принципы навыка словообразования отработаны индивидуально.
  5. Развитие мелкой моторики играет важную роль и положительно сказывается на интеллектуальном развитии дошкольников. Важно, чтобы ребенок не только усвоил названия форм, цветов  и их оттенков, материалов и инструментов, но и умел комментировать выполняемые действия.
  6. В настоящее время при коррекции ОНР хорошо зарекомендовал себя   нейропсихологический подход, так как эта технология связана с мозговой организацией психических процессов и включает двигательные и когнитивные методы (глазодвигательные упражнения, дыхательные, самомассаж, упражнения тренирующие межполушарное взаимодействие, релаксация).

В заключении хочется отметить, что использование современных технологий в коррекции и развитии речи дает множество преимуществ. Повышая речевую активность через игру, реализуются две цели: со стороны педагога – обучающая и со стороны ребенка – игровая. В работе с детьми необходимо подкрепление их успехов, которое будет стимулировать выполнение ими артикуляционных упражнений, а также позволять не допускать замены звуков и слогов.

Литература:

1. Волкова, Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектологического факультета пед. высш. учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 238 с.

2. Волковская, Т.Н. К вопросу о классификационной системе в логопсихологии / Т.Н.Волковская //Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2010. – Т.10. – С. 68-73.

3. Городилова, В.И. «Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб.: Дельта, 2010. – 224 с.

4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 2010. – 367 с.

5. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб: Питер, 2012. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему: «Развитие умственных способностей дошкольников через применение современных технологий математического содержания по программе «Детство»

Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста направлено на развитие у ребёнка умственных способностей....

Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особ...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

Методическая разработка по познавательному развитию детей 6–7 лет средствами современных технологий с использованием ИД

Методическая разработка посвящена проблеме использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Демонстрируются возможности использования интерактивной доски в работе с...

Анкетирование родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий»"

Анкетирование родителей на выявления уровня развитие педагогической компитенции по вопросу: "Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий"...