Подборка игр и упражнений, направленных на коррекцию общего недоразвития речи дошкольников по теме «Животный мир Прибайкалья»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Красникова Ольга Васильевна

Цели:

  • Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, которые, чаще всего встречаются в нашем родном крае.
  • Развивать у детей устойчивый интерес к диким животным. 
  • Способствовать формированию первичных представлений о мире животных Прибайкалья.
  • Расширять словарный  запас по теме,   за счет употребления обобщающих слов.
  •  Развивать  внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.                                                                                                                                                                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка игр и упражнений, направленных на коррекцию                                       общего недоразвития речи дошкольников по теме                                        «Животный мир Прибайкалья»

Цели:

  • Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, которые, чаще всего встречаются в нашем родном крае.
  • Развивать у детей устойчивый интерес к диким животным.  
  • Способствовать формированию первичных представлений о мире животных Прибайкалья.
  • Расширять словарный  запас по теме,   за счет употребления обобщающих слов.
  •  Развивать  внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.                                                                                                                                                                                                                      

Старшая группа

1 . Чистоговорки  

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке. Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово - вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки
  • СА – СА – СА - рыжая лиса
  • СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису 
  • СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе
  • ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи
  • ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идёт медведь
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата  
  • ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ - трусоватый заяц
  • СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу
  • ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло
  • ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
  • ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль
  • СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие лосята  
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени
  • НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают оленята

2.  Упражнение: «У него есть»                                                                                                       Цель:  Называть  животное по его строению  (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, копыта, рога.                                                                                                                           Методические рекомендации: Ребенок получает представление о животном, его строении на примере диких животных.                                                                                                 

  • Голова, туловище, лапки, усы, хвост, уши  (лиса);
  • Голова, туловище, копыта , хвост, клыки, пятачок (кабан).
  • Голова, туловище, копыта, рога, хвост, нос, уши, глаза, шерсть (олень);
  • Голова, туловище, глаза, лапы, хвост, шерсть (медведь).

 3.   Игра: «Чего не хватает?                                                                                                                 Методические рекомендации: Дорисуйте  недостающие части  тела животных, назовите  животных.                                                                                       Цель: Называть животных по графическому изображению.                                                                                          

image222

4.    Игра: «Где,   чьи следы?»                                                                                              Цель:   Познакомить детей  с видами следов животных, формировать умение ориентируясь по внешнему виду животного соотносить его с оставленными им следами, например на снегу.

f5e42d767f58a6f77445c0470ee6c065--zima-templates

5.  Игра с перебрасыванием мяча   «Мяч бросай и животных называй»                                            Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.                                                                                                                                                                       Ход игры. Воспитатель  называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.                                                                                     Взрослый: - Животные;                                                                                                                 Дети: - Медведь,  барсук, лиса, бурундук, изюбрь, рысь,  росомаха,  волк, лось, куница,  соболь,   кабарга, нерпа   и т.д.

6. Упражнение:   «Назови ласково»                                                                                                             Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.                                                                                                                             Медведь- медвежонок,  лиса-лисёнок, волк- ……., белка-……,  заяц- ……., лось-………, рысь-……., кабан-……., нерпа-………

7 .Игра  «Один - много»

Цель: Продолжать развивать умение словообразования, учить использовать в речи множественное число существительных,  обучать  детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. 

Одна лиса – много… (лис) и т.д.

8.   Игра:  «Чей дом?»                                                                                            Цель:  Развитие представлений о жизни диких животных, пополнение активного словаря, развитие познавательного интереса к окружающему миру.  Методические рекомендации: Педагог называет дом животного в лесу,                              а ребенок должен назвать дикое животное.                                                                                          Берлога — дом ... (медведя). Дупло — дом ... (белки). Нора — дом ... (лисы).  Логово — дом ... (волка). Под кустиком живёт… (заяц).

9. Игра:  «Животные и их детеныши»                                                                                Цель:   Продолжать закреплять в речи названия животных, развивать умение различать и называть детенышей диких животных.                                                                                                                                      Ход игры:  Воспитатель называет какое - либо животное, а ребенок, называет детеныша этого животного, показывает его на картинке и соединяет  линией.                                       У оленя - оленёнок;  у лося - лосёнок;  у лисы - лисёнок; у  медведя - медвежонок,   у волка - волчонок,  у зайца - зайчонок,  у белки - бельчонок,   у  барсука – барсучонок,  у рыси - рысёнок,  у нерпы - нерпёнок (белёк)

Иллюстрация Олень.         bear-vector-32            Красивые картинки зайчиков получаются тогда, когда родители сидят над ребён...          hello_html_23ea77d2           6726_main_200      maxresdefault          s320    main_%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C            s1200       depositphotos_235852384-stock-photo-hare-in-winter-forest 239256-Dayane                 fd3cfe35fd8fcc660effc7a15839b93f        CaliforniaSeaLion_male_sm                  gray-white-and-black-rodent-clip-art-png-clip-art-thumbnail                      5ca7967f348dd_ot_samyy_yulen                 ceccaf93b5ac1010b0f382a3438c4ab1                 article5099                          008                                          kissclipart-wolf-png-clipart-wolf-clip-art-bea83851f7fcdf8b                                   thumbnail

     

 

 10.  Игра: «Чей домик?» или «Кто где живет?»                                                                     Цель: закрепить  знания детей о жилищах животных.  Упражнять в употреблении в речи грамматической формы предложного падежа с предлогом «В»   Кто в берлоге, кто в норе?   Назови-ка,  поскорей!                                                                                                                         Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, воспитатель  задает вопрос, а ребенок, возвращая ему мяч, отвечает.                                                                    Вариант 1. Воспитатель: Дети: Кто живет в дупле? Белка.  Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.    

Вариант 2. Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?                                                Дети: В берлоге. В логове.                                                                                                                              Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».

Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

        Наша  задача  логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в про...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

Наша  задача  учителя-логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в процессе  развития ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

В настоящее время проблемы речи у детей встречаются все чаще. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, психических процессов, поведение и социализацию детей в целом. Поэ...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...