Система работы по коррекции звукопроизношения при межзубном сигматизме
статья по логопедии

Дмитриевская Надежда Александровна

Система работы по коррекции звукопроизношении при межзубном сигматизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по коррекции звукопроизношения при межзубном сигматизме.

Система работы по коррекции звукопроизношения включает несколько этапов:

подготовительный;

этап постановки отсутствующего звука;

этап автоматизации звука;

этап дифференциации звука .

I. Подготовительный этап. Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата .

Упражнения подготовительного этапа можно разделить на 2 группы:

1. Массаж артикуляционного аппарата. Целью массажа является выработка подвижности губ, языка, а также способность переключаться с одного артикуляционного уклада на другой (эффективно).

2. Артикуляционная гимнастика. Она помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Упражнения артикуляционной гимнастики также можно разделить на 2 группы: динамические («часики», «маляр») и статистические, направленные на удержания артикуляционной позы («грибок», «парус») .

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении свистящих звуков [c], [c’], [з], [з’], [ц]:

1. «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой.

3. «Заборчик - трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4. «Лопатка» - удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.

5. «Иголка» - удерживание узкого языка между резцами.

6. «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.

7. «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном положении.

8. «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка приподнимается, а боковые поверхности прижимаются к верхним зубам. Эффективно удается использовать это упражнение с вариантом «Горка» -сдуй ватку с ладошки. (ссссс)

9. «Почистим нижние зубы» — движения влево - вправо кончиком языка за нижними зубами .

II. Этап постановки звука. Целью данного этапа является формирование умений правильного произнесения звука. Этап постановки звука включает 2 способа: по подражанию и с механической помощью.

При постановке любого звука по подражанию возможно использование следующих приемов:

привлечение внимания ребёнка к артикуляционной позе звука в момент его произнесения;

совместное произнесение звука;

самостоятельное произнесение звука ребенком.

Постановка звука с механической помощью . В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели и другие приспособления, помогающие ребёнку воспроизвести заданный артикуляционной уклад .

Постановка свистящих звуков ([c], [c'], [з], [з'], [ц]).

При нарушении всех звуков в группе первым ставится [c]. Желательно до его постановки сформировать звук [и] - для выработки положения языка при произнесении свистящих звуков и звук [ф] - для выработки сильной воздушной струи. Основной способ постановки [c] состоит из двух этапов:

1. при межзубном положении языка зондом создается желобок, идущий по средней линии языка (для прохождения воздушной струи). При устойчивой воздушной струе к произносимому звуку присоединяются гласные [а], [э], [ы]. Происходит автоматизация межзубного [c] в слогах.

2. при отработанном произнесении cа, cэ, cы, при помощи зондов кончик языка заводится за нижние резцы, и процесс автоматизации с гласными [а], [э], [ы] повторяется. При достижении устойчивого произношения слогов cа, cэ, cы начинается автоматизация в словах с использованием отработанных слогов (сани, сыр). Параллельно начинается процесс слияния [c] со звуками [o], [y] (автоматизация в слогах co, cy).

Звук [з] ставится от [c] с использованием тактильного контроля (ребёнок кладет тыльную сторону ладони себе на горло, вторую – на горло логопеда), привлекается внимание к озвончению звука [c]. Звук [c’] ставится присоединением к звуку [c] звука [и] и автоматизацией слога си. Звук [з'] может ставиться как от [з], присоединением звука [и], так и от звука [c'] - озвончая его. Звук [ц] вызывается при слитном, многократном, с ускорением темпа, произнесении звуков [тc-тc-тc].

III. Этап автоматизации звука. Закрепление звуков предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умений употреблять в самостоятельной речи поставленный звук .

При закреплении звука в слогах необходимо соблюдать следующую последовательность: автоматизация в прямых слогах (согласный-гласный), в обратных (гласный-согласный), между гласными (гласный-согласный-гласный), в стечении с согласным (согласный-согласный-гласный). Также должно быть многократное повторение согласного звука с одинаковыми гласными (са-са-са) и с разными гласными (са-со-су-сы-сэ).

При автоматизации звука в словах, звук должен находиться в разных положениях в слове (в начале, в середине, в конце). После безошибочного произнесения звука в слове можно переходить к закреплению звука в словосочетаниях, в предложениях .

IV. Этап дифференциации звуков. Дифференциация смешиваемых звуков (различение) при сигматизме свистящих звуков, проводится последовательно. Различение обоих звуков (заменяемого и заменителя) осуществляется в изолированном произнесении звука, в ряду других звуков, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Список использованной литературы

1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц / О. Е. Громова. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2011.

2. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи : [для чтения взрослыми детям] / Н. С. Жукова ; ил. Евгении Нитылкиной. - Москва : Эксмо, 2008.

3. Коноваленко В. В. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. Автоматизация свистящих звуков С, С', З, З', Ц у детей [Текст] / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Гном, 2013.

4. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика/ [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо,2019.

5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М. Ф. Фомичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка?

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).

Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопед...

Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Вашему вниманию предлагается система логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников. Она разработана мной на основе анализа научной, методической литературы и пра...

«Система работы по коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями с применением компьютерных технологий»

Одним из актуальных направлений внедрения компьютерных технологий в образовательный и коррекционно-развивающий процесс  являются интерактивные мультимедийные технологии.Задачи:· Разработка...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...