Итоговое интегрированное занятие развлечение для детей 6 - 7 лет «Космическая викторина»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Черенович Ольга Викторовна

Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам. Совершенствование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу. Формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за людей данной профессии. Развитие творческого воображения, фантазии, умение импровизировать. Совершенствование зрительного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskaya_viktorina_2023.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 229»

Итоговое интегрированное

занятие развлечение для детей 6 - 7 лет

«Космическая викторина»

                                                                                 Авторы - составители:

                                                                                 А. В. Лойко - учитель -логопед

                                                                                 О. В. Черенович - учитель-логопед

                                                                                 Н. А. Алексенцева,- учитель-дефектолог

                                                                                 Н. В. Соловьёва – воспитатель

                                                                                 М. В. Осипова – воспитатель

                                                                                 А.А. Захарова – инструктор по физ. культуре

                                                                                 Л. А. Бондарева - воспитатель

                                                                2023г.

Цель: Расширять и углублять представления детей  по теме: «Космос», способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.  

Задачи:

Познавательное развитие: Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам. Совершенствование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу. Формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за людей данной профессии. Развитие творческого воображения, фантазии, умение импровизировать. Совершенствование зрительного внимания.

Речевое развитие: Расширение, активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование лексико – грамматических категорий,  фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, умения составлять звуковую модель слова, навыков слогового чтения, закрепление графического образа буквы. Стимулировать проявление речевой активности.

Социально – коммуникативное развитие: Совершенствование связной речи, умения поддерживать диалог, отвечать на вопросы развернутым предложением.

Оборудование: Эмблемы  на каждого ребенка (для трёх команд), мольберт магнитный (3 шт.), геометрические фигуры для ракеты, цв. буквы разного размера, разрезная картинка «Наша Земля» (3 шт.), (слова на карточках для составления предложения), кольца обруча для дорожки, фишки магнитные для обозначения звуков, космические продукты – конфеты в фольге.

Для родителей: геометрические фигуры для ракеты, стол, пенал с фишками (2шт), разрезные картинки «Наша Земля».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций про космос, фотографии космонавтов. Беседа о космосе, счет в пределах 10 прямой и обратный, разучивание речёвки, стихотворения о Космосе.

Ход

  1. Дети заходят в музыкальный зал и распределяются на три команды (отряда)

Логопед:   Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть Вас  в музыкальном зале! Сегодня мы отмечаем праздник: «День космонавтики»!     

(У каждого отряда есть капитан. Каждый отряд проговаривает название и речёвку)  

Отряд:  «Звезды»   (Дети)

Речевка: Светить всегда, светить везде

                 На пользу людям и себе!

Отряд:  «Земляне»   (Дети)

Речевка: Для землян планета - дом

                 И мы её сбережем!

«Космический отряд»   (Родители)

Речевка: Кто летает дружно в ряд

                 Наш космический отряд!

 

  1. Ребята, послушайте стихотворение Владимира Карякина, посвященное  «Дню Космонавтики!»

                                         К холодным, голубым высотам

                                         Спешит ракета, как стрела.

                                         Мчит на привычную работу,

                                         К далёким звездам, там дела.

                                          Когда-то космос нелюдимый

                                          Освоил русский человек.

                                          Вошёл в простор необозримый,

                                          Чем славен стал, 20 век.

             

                                         Земля расширила владенья,

                                         Просторы космоса познав.

                                         Апрель стал месяцем рожденья,

                                         Нового слова КОСМОНАВТ!

         

                                         Землянин наш ЮРИЙ ГАГАРИН,

                                         Что на земле когда-то жил.

                                         С улыбкой он, бровей не хмурил

                                         Дорогу в космос проложил!

                                         И с той поры к далёким звёздам

                                         Летят стальные корабли

                                         Он человечески их создал

                                         Они посланники земли!

 

На экране появляется портрет Ю. ГАГАРИНА.

  1. Беседа о Космосе.

12 Апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот День в 1961 году мечта людей о полёте в космос сбылась -  первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полёт в космос на корабле Восток. Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор   (12 апреля) – отмечается День космонавтики!

  1. Логопед вызывает детей для рассказывания стихотворения наизусть.                                                                                                                                  

Стану космонавтом  (стихотворение для детей-выучить)

Космонавтом стану я-

Это знает вся семья.

В дальний космос полечу

И созвездия изучу.

Всех планет не сосчитать…

Так хочу я полетать

От звезды и до звезды

Небывалой красоты!

Папе с мамой подарю

Новой звездочки зарю,

И космический цветок

Тоже отыскать бы смог.

Сколько тайн, открытий ждут,

В даль чудесную зовут!

Только дом – Земля одна,

Будет ждать меня она!           (Елена Кравченко)

  1. -А сейчас вашему вниманию предоставляется Космический кроссворд.

Отгадайте кроссворд и вы сможете отправиться в космическое путешествие.

Разгадывание кроссворда:

  1. - Это большая и очень горячая звезда,  тепло от лучей доходит до всех окружающих его планет (Солнце ).                                                                                                                                                                                                                                                          
  2. - Огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей (Земля).
  3. Естественный спутник земли, который вращается вокруг неё (ЛУНА).
  4. Мерцающие точки на тёмном небе (ЗВЕЗДЫ).
  5. Летательный аппарат, позволяющий отправится в космос (РАКЕТА).
  6. Человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе (КОСМОНАВТ).

  1. Составление ракеты из частей. 

               Логопед: - Ребята, на чем мы полетим в космос?

-Чтобы отправиться в космос, каждая команда построит себе ракету, чтобы получилось слово.  (Дети составляют ракету из частей на напольном покрытии).

- Прочитайте слово, которое у вас написано на ракете: РА-КЕ-ТА.

Логопед:

- Команда ЗВЕЗДЫ  назовёт первый слог.

- Команда ЗЕМЛЯНЕ назовёт второй слог.

- КОСМИЧЕСКИЙ ОТРЯД назовёт третий слог.

  1. Мы отправляемся в космос на ракете! 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1 ПУСК!

Полетели! (Звучит космическая музыка)

Появляется Космо-робот!

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Космо-робот!

Вас приветствует вселенная! Вы находитесь в космическом пространстве в невесомости! Ощутите состояние невесомости!

Проследуйте  в невесомости на середину зала и займите место, для зрительной гимнастики.

  1. Зрительная гимнастика.
  2. Составление модели слова. (Дети составляют на магнитных мольбертах  звуковую модель слов с помощью фишек)

- Команда ЗВЁЗДЫ составляет слово – ПЛАНЕТА.

      - Команда ЗЕМЛЯНЕ составляет слово – РАКЕТА.

      - КОСМИЧЕСКИЙ ОТРЯД оставляет слово –ЗВЁЗДЫ.

(Модели слов проверяем на экране).

  1. Динамическая пауза под космическую музыку.

  1.  «Слова на карточках».

Каждая команда получает конверт. В конверте 2 слова. Прочитайте слова и составьте по одному предложению с каждым словом.

(ИЛИ Игра: «Составь слово из букв» - каждая команда получает конверт с буквами, дети выкладывают слово на напольном покрытии)

  1.  «Соберите буквы по высоте и получите слово»

Слово рассыпалось, помогите составить слово так, чтобы буквы распределились по высоте и получилось космическое слово. (Каждая команда получает конверт с буквами, дети выкладывают слово на напольном покрытии)

Земля

Луна

Космос

  1.  Космо-робот: Ребята, мы возвращаемся на землю. Пристегнитесь! (СЛАЙД – небо и цифры) 

      Считаем все вместе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1  Пуск! (СЛАЙД – ракета   летит) (муз.космическая)

Космо-робот: Чтобы нам благополучно приземлиться, надо  попробовать  космические  продукты. Давайте попробуем их взять в специальном отсеке (дети проходят по дорожке из обручей и берут продукты- конфеты, которые лежат на подносе.)

Итог: Вот и закончилось наше космическое путешествие! До свидания! (СЛАЙД)

Картинки разрезные: ЗЕМЛЯ.

Ребята, сколько всего планет? (8)

Звездочет:  Ребята, приглашаю всех совершить космическое путешествие на разные планеты галактики. А на чем мы полетим, узнаете, если отгадаете  кроссворд (СЛАЙД)

Дети разгадывают кроссворд:

  1. Что надевает космонавт, для полета в космос? (скафандр)
  2. Расставьте буквы по порядку (звезда)
  3. Разгадайте ребус (планетарий)

  1. Отгадайте загадку: Мчится в небе голубом

                                        Вертолет с одним винтом,

                                        А еще быстрей полет

                                        Совершает самолет,

                                        А еще быстрей вот эта

                                        Межпланетная … ракета! 

                                               

Молодцы, правильно отгадали, мы полетим на ракете! (СЛАЙД – ракета)

Звездочет: Заняли свои места, приготовились, ракета готова к запуску, начинаем отсчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - ПУСК! (СЛАЙД летит ракета) (играет космическая музыка)

1. ПЕРВАЯ ПЛАНЕТА  - МЕРКУРИЙ

Звездочет: Первая планета на нашем пути - Меркурий (СЛАЙД- Меркурий) муз. Спейс 

На планете – Меркурий такая жара, что там оказаться опасно, друзья.

Зрительная гимнастика (СЛАЙД)

Звездочет: Продолжаем наше путешествие. (СЛАЙД – звездное небо)

- Чтобы попасть на следующую планету, надо решить логическую задачу:

Сколько ушей у трёх космических мышей?

2. ВТОРАЯ ПЛАНЕТА  - ВЕНЕРА

Звездочет:  расшифруйте название планеты. (СЛАЙД- 3 слога) 

Расставьте слоги по порядку.

Игра: «Расставь слоги по порядку»  

 НЕ –ВЕ- РА / ВЕ – НЕ – РА  (Муз. Спейс)

Воспитатель: вторая планета спряталась за облака, её  называют, девица- краса.

- На этой планете друзья, подружитесь с математикой и решите задачу (СЛАЙД - задачка)

Математическая задачка  «В космос полетело 4 ракеты и 3 летающие тарелки.  

- Сколько всего летающего транспорта полетело в космос?»

- Назовите условие задачи.

- Повторите вопрос задачи.

- Составьте решение задачи на мольберте с помощью цифр.

- Посмотрите, какого цвета у вас звезда и подойдите к мольберту такого же цвета. Каждая команда решает задачу у своего мольберта (СЛАЙД  4+3=7) 

- Молодцы, решили правильно! (Дети садятся на стульчики)

- Наше путешествие продолжается!

3. ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА – ЗЕМЛЯ (СЛАЙД - ? )

Воспитатель: Третья планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета… Земля (СЛАЙД - Земля)   (муз. «Земля в иллюминаторе»)

Беседа о космосе  

Дети смотрят в иллюминатор.

Воспитатель: Люди всегда стремились попасть в космос, к звездам. Давайте об этом поговорим.

- Ребята, какой праздник отмечают 12 апреля?

- Почему праздник так называется?

У ракеты есть водитель, невесомости любитель,

По английски – астронавт, а по русски … космонавт.

- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (СЛАЙД –Гагарин)  

- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись? (СЛАЙД - собаки)

- Что делают космонавты в космосе? (космонавты не только живут на орбитальных станциях, но и  выходят в открытый космос для работы) (СЛАЙД - космонавты в космосе)

Как выглядят продукты питания космонавтов? (СЛАЙД - еда)

Воспитатель: Земля, единственная планета в солнечной системе, на которой существует жизнь. (СЛАЙД - природа)

 Поэтому нужно беречь то, что нас окружает.

Дети, вы ответили на все вопросы и можете смело продолжить космическое  путешествие.

Громко звучит музыка СПЕЙС. Дети смотрят в иллюминатор.

4. ЧЕТВЕРТАЯ ПЛАНЕТА  - МАРС

Звездочет: четвертая планета красного цвета. (СЛАЙД – буквы) музыка Спейс Расшифруйте слово РМСА  - МАРС. Игра: «Расставьте буквы по высоте».

Появляется Марсик.

Марсик: Здравствуйте ребята! Я рад приветствовать вас на планете Марс. Угадайте, как меня зовут? У нас на планете все буквы разной величины. Расставьте буквы по высоте. (Дети составляют слова из букв по высоте у своего мольберта: ЛУНА, КОСМОС, ЗЕМЛЯ). Молодцы с этим заданием справились.

 Марсик: Молодцы, вы все сделали правильно, и можете лететь на другую планету! А для этого составьте цепочку слов: (СЛАЙД – цепочка слов)

РАКЕТА-АСТРОНОМ-МЕРКУРИЙ-ТЕЛЕСКОП-ПЛАНЕТАРИЙ. Игра «Цепочка слов»

Марсик: Чтобы вы не заблудились (СЛАЙД -  вид из ракеты) в космическом пространстве, я помогу вам добраться до следующей планеты (СЛАЙД  красный ?)

5. ПЯТАЯ ПЛАНЕТА  - ЮПИТЕР  (СЛАЙД) (муз. Спейс)

Марсик:  Какая планета - гордится собой, поскольку считается, самой большой (СЛАЙД Юпитер)

                           Физминутка с музыкальным сопровождением:

(на полу раскладываются кольца от кольцеброса, для каждого ребенка. Дети занимают свои места. Игра повторяется несколько раз. С каждым разом колец меньше)

Ждет нас быстрая ракета,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим, места нет! (муз. Спейс)

Пока звучит музыка займите место в своей ракете.

Марсик: До свидания дети, я полетел на свою планету Марс. Рад был помочь. (Марсик уходит)

6. ШЕСТАЯ ПЛАНЕТА – САТУРН (СЛАЙД - инопланетянин)

Звездочет: Ребята в космосе встречаются инопланетяне.

-  Кто  такие инопланетяне? Сегодня один из них встречает нас на шестой планете. Эта планета с кольцами, как она называется? (СЛАЙД) (Муз. Спейс)

Инопланетянин: Здравствуйте! Планета - Сатурн кольцами окружена, и этим отличается она. Я приготовил задания для родителей и если они справятся на отлично, вы можете путешествовать дальше.

Объясните, почему так говорят:

1. «Путеводная звезда» - то, что направляет, определяет чью – либо деятельность.

2.  «Звездный час» - переломный, решающий момент в жизни человека.

3. «Родиться под счастливой звездой» - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.

4. «Как с луны свалился» - не понимает того, что очевидно, что понятно всем.

Молодцы родители, вы правильно отвечали!

7. СЕДЬМАЯ ПЛАНЕТА - УРАН

Инопланетянин: Сейчас, я провожу вас к другой планете, но вот беда, космические пираты перепутали буквы в названии планеты. (СЛАЙД - буквы)

Помогите расставить буквы по порядку. Какое слово получилось? Игра «Составь слово из букв»: 3-А, 1-У, 2-Р, 4-Н;

УРАН - планета голубовато – зеленого цвета.

Инопланетянин: На этой планете выполните задание: Подберите  название картинки к звуковой модели слова: 1) РАКЕТА  2) ЗВЕЗДЫ  3) ЗЕМЛЯ  - для родителей.

(звезды, инопланетянин, ракета, тарелка, спутник,  земля, космонавт, метеорит)

Молодцы, правильно выполнили задание.

Инопланетянин: А чтобы продолжить путешествие  зашифруйте название планеты: Уран. (СЛАЙД – звездное небо)

Подойдите к мольберту со своей звездой и  составьте звуковую  модель  слова Уран.

Игра «Зашифруй слово» (Дети выполняют задание) На экране появляется звуковая модель слова Уран. Проверим  задание: Уран (СЛАЙД – Уран - схема)

Молодцы, дети, вы справились с заданиями! Следуйте смело к другой планете! А я улетаю! (СЛАЙД - инопланетянин улетает)

8. ВОСЬМАЯ ПЛАНЕТА - НЕПТУН

Звездочет: Царь морской названье этой планете дал. (СЛАЙД - Нептун) 

Он именем … Нептун её назвал. Восьмая планета - Нептун.

Педагог: (СЛАЙД - спираль)

Чтобы долететь до этой планеты надо уметь ориентироваться по звездам. А вы знаете, что такое созвездие? (СЛАЙД - созвездия)

 (Это группа звезд, расположенных в определенном порядке. Они носят имена мифических героев, животных и 12 созвездий зодиака). Предлагаю отправиться в путешествие по звездам.

 Педагог: Как называется это созвездие? Игра «Назвать созвездие» (СЛАЙД) 

Созвездия: Медведица, Орел, Лев, Рыбы, Кит, Дракон, Пегас, Лебедь.

Молодцы, ребята!

Звездочет: Нам пора возвращаться на Землю. (СЛАЙД - Земля)

А чтобы вернуться, надо собрать изображение нашей планеты из частей. Дети собирают картинку на мольбертах.

Дети рассказывают стихотворение о Земле:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

Береги свою планету – ведь, другой похожей нет! (хором)

Звездочет: Ребята, мы возвращаемся на землю. Пристегнитесь! (СЛАЙД – небо и цифры) 

Считаем все вместе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1  Пуск! (СЛАЙД – ракета летит) (муз. Земля в иллюминаторе)

Звездочет: Чтобы нам благополучно приземлиться, надо  попробовать  космические  продукты, которые находятся в невесомости. Давайте попробуем их взять (дети срывают продукты, которые висят на ниточке)

Итог: Вот и закончилось наше космическое путешествие! До свидания! (СЛАЙД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая игра (развлечение) "Космическое путешествие"

Игра - развлечение соревновательного характера может использоваться, как подведение итогов знаний, полученных в течении года по основным областям - познавательной, развитию речи и т.д....

Развлечение для детей подготовительной группы «Развлечение -викторина «Зимние хлопоты»

Цель: расширить и закрепить знания детей о животном мире и птицах.Предшествующая работа: чтение познавательной литературы о животных и птицах, заучивание наизусть загадок и стихотворений о живот...

Конспект итогового оод по формированию элементарных математических представлений «Викторина «Умники и умницы» (для детей старшей группы)

Представлен конспект викторины по ФЭМП, который используется в качестве итогового занятия....

Викторина ко Дню Космонавтики «Космическая викторина» (подготовительная к школе группа)

Викторина ко Дню Космонавтики«Космическая викторина»(подготовительная к школе группа)Цель: закрепить имеющиеся знания о космосе....

Квиз "Космическая викторина" для детей старшего дошкольного возраста

Расширение, активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование лексико – грамматических категорий, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, умения состав...

Итоговое интегрированное занятие развлечение для детей 6 - 7 лет «Космическое путешествие»

Цель: Закрепление знаний детей  по лексической теме: «Космос» Задачи: Познавательное развитие: совершенствование зрительного внимания, умения тренировать зрительные возможности п...