Сказка про «Язычок» или развитие речи ребенка
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматичемкие формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_pro_yazychok.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка про «Язычок» или развитие речи ребенка

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется именительный, родительный падеж, затем дательный, творительный и наконец предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения. Дети часто задают вопрос: «Что это?» За каждым таким этапом огромная работа и самого малыша и окружающих его взрослых. Взрослые должны уделять особое внимание собственной речи, думая о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно, большое значение приобретают паузы.

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения. Так же служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появившихся звуков. Часто дети не произносят шипящие звуки (Ш, Ж,Ч), а так же сонорные (Р,Л). Речь не достаточно отчетлива, смазана по звучанию, присутствует смягчение согласных звуков (барабан - балябан, жаба - зяба). Нарушение звукопроизношения объясняется недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли привкус у вашего малыша. Не выпячивает ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу ортодонту, потому что от прикуса зависит чистота произношения. Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про «Язычок» с любимыми сюжетными импровизациями. Например: «Язычок живет в домике, который называется ротик. Покажи (ребенок показывает). В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика. Каждое утро язычок делает зарядку (бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз). Затем язычок чистит зубки (кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны). Язычок завтракает. Ест манную кашу (мня- мня- мня). Пьет чай упражнение «чашечка». Потом садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке (пощелкать языком, широко раскрывая рот то быстро, то медленно). У тётушки идет ремонт, и Язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннею поверхность щёк). Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней губе снизу вниз). Покачался на качелях в парке (движение языка попеременно то - к носу, то к подбородку). Язычок сел на лошадку и поехал домой».

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитие слуховое внимание. Гуляя с ним привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит вожжа, гудят машины, лает собака, звенит, телефон, льется вода из крана и т.д. Подарите ему музыкальные игрушки. Полезно слушать музыку, видеозаписи с хорошо известных сказок.

Дорогие родители! Учите петь малыша и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата – улучшает переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

Будьте терпеливы, ласковы и у вас все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Веселый язычок» для развития речи детей дошкольного возраста

Темой прокета "Веселый язычок" для речевого развития детей дошкольного возраста явилась "Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективное средство для ...

Проект «Веселый язычок» для развития речи детей дошкольного возраста

Темой прокета "Веселый язычок" для речевого развития детей дошкольного возраста явилась "Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективное средство для ...

Консультация «Сказки, рассказы, стихи в развитии речи ребенка 2-3 лет»

Песенки и потешки с самого рождения являются неотъемлемой частью жизни крохи. Мы укладываем малыша спать, и напеваем что-то, скорее всего то, что нам самим пела в детстве мама. Собираемся идти на прог...

Сказка – эффективное средство для развития речи ребенка.

Сказка – эффективное средство для развития речи ребенка.Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощны...

"Зарядка для язычка" по развитию речи

методическая разработка для младшей группы...

Проектная деятельность "Эти прелестные сказки" АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использоват

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо ...