Проект «Веселый язычок» для развития речи детей дошкольного возраста
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Темой прокета "Веселый язычок" для речевого развития детей дошкольного возраста явилась "Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективное средство для формирования правильного звукопроизноешния у дошкольников: Проект состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и заключительный. В нем описана актульность выбранной темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, ожидаемый результат, сроки реализации, предполагаемые продукты. В проекте подробно описана стратегия осуществления, работа с родителями (законными представителями), воспитателями и дошколькиками с ОВЗ и нормой развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevogo_razvitiya_detey.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект речевого развития детей «Веселый язычок» 

Автор проекта: учитель-логопед МАДОУ д/с №113 Фомина Вера Викторовна                            

Тема проекта: «Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективные средства формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Актуальность выбора темы проекта.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, развитие целенаправленной воздушной струи, развитие мелкой моторики. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи: артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики. Знакомство детей артикуляционной и дыхательной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого дыхания некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная и дыхательная гимнастики интересны своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, родителям, сверстникам, старшим дошкольникам, повторить их действие. Таким образом, развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции, развивается мелкая моторика.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Объект проекта: процесс формирования артикуляционной, мелкой моторики у дошкольников, развитие речевого дыхания.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной и дыхательной гимнастики, развитии мелкой моторики, о правильности их выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.

2. Раскрыть значимость артикуляционной и дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную, дыхательную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Ожидаемый результат:

1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной и мелкой моторики, развития речевого дыхания будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов детского сада.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Участники проекта: воспитатели средней и старшей группы детского сада, дошкольники и родители (законные представители) средней и старшей групп, учитель-логопед группы № 7.

Сроки реализации проекта: 7 месяцев

Предполагаемый продукт проекта:

  • оформление альбомов по артикуляционной и дыхательной гимнастике для детей групп;
  • оформление информационных стендов для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Логопедические сказки», «Гастрономическая гимнастика»,  «Дыхательная гимнастика» «Развитие мелкой моторики «Су-джок терапия»;
  • создание видео-фильмов «Веселая артикуляционная гимнастика», «Кинезиология», «Самомассаж»;
  • презентация проекта;
  • популяризация в интернет ресурсах методической литературой по теме среди родителей и воспитателей (www.Vkontakte.ru закрытая группы «группа 7», «Группа № 1»).
  • фоторепортаж с мастер-классов в закрытых группах № 7, № 1 (www.Vkontakte.ru)
  • изготовление пособий и игр для мастер-классов и использования в совместной работе с детьми в группе и дома.
  • изготовление буклетов, памяток для родителей.

Стратегия осуществления проекта

1 этап: подготовительный.

Подбор информации о значимости артикуляционной, дыхательной гимнастик для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий, презентаций, музыкального материала.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Проведение дыхательной гимнастики – включает работу по развитию грудобрюшного и речевого дыхания.

Проведение «Су-джок терапии» - включает работу по знакомству с шариком и массажными кольцами, игры и упражнения, развития памяти, внимания, координации, мелкой моторики.

Проведение и заучивание кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики – включает работу заучиванию упражнений по кинезиологии

Проведение самомассажа лица – включает в себя заучивание упражнений по самомассажу лица

I. Работа с воспитателями.

1. Беседа о значимости артикуляционной, дыхательной гимнастики, самомассажу лица, рекомендации по выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной и дыхательной гимнастики, самомассаж лица в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, самомассажа лица у воспитателей с детьми.

2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; адаптированные сказки («Язычок в зоопарке», «Язычок на прогулке», «Котик», Е. Н. Косиновой «Зоопарк», «Веселая прогулка» и др.), использование артикуляционной гимнастики с музыкальным сопровождением, гастрономической и сладкой артикуляционной гимнастики, игру «Рыбалка», презентаций, видео-уроков.

Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных и нетрадиционных способов проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики; на практике изучить педагогические приемы и провести мастер-классы для воспитателей.

3. Внедрение в практику новых технологий – «Су-джок терапия», «кинезиологических упражнений»

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию шариков «су-джок», упражнений по кинезиологии.

 

II. Работа с родителями.

1. Консультации о значимости артикуляционной и дыхательной гимнастики для развития правильного звукопроизношения, совершенствования качества речи;

Цель: профилактика речевых нарушений, улучшение качества речи.

2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная, дыхательная гимнастика»;

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.

3. Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми (по запросу родителей);

Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики

4. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» для детей)

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.

5. Мастер-классы для родителей по презентациям, сказкам, играм, рекомендациям в закрытой группе вКонтакте.

Цель: воспитание звуковой культуры речи, чувства гордости и сопричастности в педагогическом процессе.

6. Фоторепортажи с мастер-классов по изучаемым темам.

7. Пропаганда проведения артикуляционной и дыхательной гимнастик, самомассажа лица, кинезиологиии, «су-джок» терапии как эффективного средства для правильного формирования звукопроизношения, развития мелкой моторики через социальные сети («Вконтакте» - «группа №1»).

8. Создание видеофильмов «Кинезиология», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Самомассаж лица» и распространение их через закрытые группы социальной сети вКонтакте.

Цель: использование видеофильмов для развития детей в домашних условиях.

III этап: заключительный.

1. Проведение совместного праздника «Веселый язычок» с использованием массажного шарика «су-джок», дыхательной и артикуляционной гимнастикой, кинезиологических упражнений для рук, гастрономической артикуляционной гимнастикой. Вручение грамот об участии в проекте дошкольникам и педагогам.

2. Презентация проекта.

Цель: обобщение опыта работы по проекту.

Планирование реализации проекта

Месяц

цель

Вид работы с детьми

Вид работы с педагогами

Вид работы с родителями группы № 1

ноябрь

Познакомить детей, педагогов, родителей с некоторыми упражнениями артикуляционной гимнастики

Мастер-классы по артикуляционной гимнастики:

1.Знакомство с упражнениями с музыкальным сопровождением.

2.Игра «рыбалка»

Разучивание некоторых упражнений артикуляционной гимнастики, показ мастер-класса по использованию артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Артикуляционная гимнастика»

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в закрытой группе вКонтакте. Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте.

декабрь

Продолжать знакомство педагогов, детей, родителей с  артикуляционной гимнастикой.

Мастер-классы по артикуляционной гимнастике:

1.Логопедическая сказка «Путешествие язычка»

2.Сладкая артикуляционная гимнастика

Продолжить разучивание некоторых упражнений артикуляционной гимнастики, показ мастер-класса по использованию артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Логопедические сказки» Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в закрытой группе вКонтакте. Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте.

январь

Продолжать знакомство детей, педагогов, родителей  с артикуляционной гимнастикой

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике:

1.Гастрономическая артикуляционная гимнастика.

Продолжать изучать упражнения и виды работы по артикуляционной гимнастике

Оформление информационного стенда «Гастрономическая артикуляционная гимнастика»

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в закрытой группе вКонтакте. Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте.

Видеофильм «Веселая гимнастика для язычка» в закрытой группе в вКонтакте.

Февраль

Познакомить детей, педагогов, родителей с дыхательной гимнастикой, продолжать работу по совершенствованию артикуляционной гимнастики  

Мастер-класс по дыхательной гимнастике:

1.Развитие диафрагмального дыхания и речевого с помощью губ.

2. Развитие речевого дыхания

3.Упражнения с коктейльными трубочками.

Разучивание некоторых упражнений дыхательной гимнастики, показ мастер-класса по использованию дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Дыхательная гимнастика»

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики в закрытой группе вКонтакте. Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте.

март

Познакомить детей, педагогов, родителей с массажными шариками «Су-джок»,

Массажный шарик «су-джок», дыхательная и артикуляционная гимнастика

Мастер-классы:

1.Показ упражнений- манипуляций с шариком.

2.Разучивание стихотворения «Угощение гномов»

Разучивание некоторых видов работы по использованию массажного шарика «су-джок», показ мастер-класса по использованию шарика в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Использование массажного шарика «су-джок» в работе с детьми»

Рекомендации по использованию массажного шарика «су-джок» в закрытой группе вКонтакте. Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте.

апрель

Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики

Заучивание упражнений: кулак-ладонь, ладонь-ребро, кулак-ребро-ладонь, стульчик, стол, улитка, крестик, колечки, лезгинка, коза-корова, повороты ладоней, веера, мост

Разучивание некоторых видов работы по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми

Оформление информационного стенда «Картотека кинезиологических упражнений». Буклет «Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста».

Рекомендации по выполнению кинезиологических упражнений в закрытой группе вКонтакте. Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте. Видеофильм «Кинезиология» в закрытой группе в вКонтакте.

май

Познакомить детей с самомассажем лица.

Совершенствование полученных навыков и умений

Мастер-класс:  «Самомассаж лица» Совместный праздник «Веселый язычок» с использованием массажного шарика «су-джок», дыхательная и артикуляционная гимнастика, кинезиологических упражнений для рук, гастрономической артикуляционной гимнастикой.

Разучивание некоторых упражнений из самомассажа лица.

Подготовка к празднику «Веселый язычок»

Оформление информационного стенда «Самомассаж лица». Буклет «Самомассаж лица».

Рекомендации по выполнению самомассажа лица в закрытой группе вКонтакте.

Видофильм «Самомассаж»

Фоторепортаж с мастер-классов в закрытой группе вКонтакте.

Фоторепортаж с праздника «Веселый язычок» в закрытой группе вКонтакте.

Результат реализации проекта:

Дошкольники средней группы:

  • познакомились с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, массажным шариком «су-джок»;
  • научились некоторым видам артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • совершенствовалась мелкая и общая моторики;
  • улучшилось качество звукопроизношения, усовершенствовалась мелкая моторика.

Родители:

  • познакомились и расширили теоретические знания по звуковой культуре речи, развитию мелкой и общей моторики; получили практические знания.
  • научились некоторым видам артикуляционной и дыхательной гимнастики

Педагоги:

  • Повышение квалификации профессионального и педагогического мастерства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»

Дополнительная образовательная программа«Веселая радуга»Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад  №6«Малышка» общеразвивающего вида  приоритетным о...

Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней прод...

Проект «Веселый язычок» для развития речи детей дошкольного возраста

Темой прокета "Веселый язычок" для речевого развития детей дошкольного возраста явилась "Артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики как эффективное средство для ...

Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста...

Проект «Использование ИКТ в развитии речи детей дошкольного возраста»

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать образовательную деятельность по речевому развитию детей 5-7 лет привлекательной и по-нас...

Педагогический проект "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Методы работы с детьми для развития речи с использованием различных приемов мнемотехники....